Античную технику энкаустику

Энкаустика — пошаговая инструкция и мастер класс для начинающих. Советы по поиску идей для профессионалов (115 фото)

Восковая живопись или же энкаустика – это техника рисования, в которой обычные краски заменяет расплавленный цветной воск. Такая разновидность живописи пользуется большой популярностью у людей, любящих рукоделие. В энкаустике скорее важен не результат, а процесс творения, так как он достаточно необычен и занимателен.

Рисование воском – процесс не из легких, так как в отличие от красок и тем более карандаша, неверный мазок воска будет сложно перекрыть. Также далеко не с первого раза даже у опытного художника получится создать шедевральную картину. Энкаустика – это в первую очередь важность опыта. Лишь приноровившись к специфическому материалу можно будет браться за большие работы.

Однако пусть вас не пугают подобные трудности, ведь если подходить к делу творчески, энкаустика подойдет даже для детей. Например, для юных творцов продаются наборы из восковых карандашей. Ими можно рисовать и в твердом, и в расплавленном виде. В твердом карандаши плохо передают насыщенность цвета, однако порисовать ими все же можно. Расплавленный же вид подходит для детей постарше или же для взрослых-начинающих в энкаустике.

Энкаустика живопись воском

Слово энкáустика – древнегреческое, и означает «искусство выжигания»
Слово энкáустика – древнегреческое, и означает «искусство выжигания». Энкаустика – техника живописи, известная более чем два с половиной тысячелетия: это рисование расплавленным воском. Искусство энкаустики было известно еще в Древнем Риме. Энкаустика – это рисование окрашенным пчелиным воском. Потрясающие картины с необычными эффектами создают художники в этой технике.

В Древнем Египте восковая живопись применялась для окраски стен и фасадов, а в Древней Греции горячими восковыми красками расписывали корабли. Многие ранние иконы сделаны именно в технике энкаустики. Иконописцы хранили тайны мастерства рисования воском. Позже рисунки воском дополнила и частично вытеснила восковая темпера, более яркая и богатая оттенками.

Так как каждая из техник живописи, имевшая в истории дли­тельное применение на практике, достигала совершенства не сразу, а постепенно, то и восковая живопись в различные эпо­хи имела, конечно, различные степени совершенства. Она пе­режила все стадии развития: начало, полный расцвет и, нако­нец, упадок. Несомненно, что энкаустика времен Плиния мало похожа была на восковую живопись VI—VIII веков н. э.

Кроме того, техника восковой живописи изменяла свой вид в зависимости от того, для каких целей она служила: для жи­вописи ли портретов, стенных росписей или украшения кораб­лей, или окраски стен.

Много труда и времени потребовалось для того, чтобы по­нять древнюю восковую технику живописи. Целый ряд иссле­дователей этого вопроса, изучая сохранившиеся краткие све­дения о ней, оставленные нам ее современниками, приходили к ошибочным выводам и заключениям. Затрудняло понима­ние техники также малое число сохранившихся образцов древ­ней восковой живописи и недостаточное исследование с хими­ческой точки зрения сохранившихся произведений греческой живописи и ее остатков. Лишь в наше время художникам и технологам удалось близко подойти к разрешению этого во­проса, вот почему старинная техника восковой живописи в настоящее время не кажется уже такой загадочной, как это было еще недавно. Имеются уже и художники, которые начи­нают писать с воском по системе греческих мастеров.

Особенности

Определенной техники энкаустики для начинающих нет и не было, так как после первого мазка понимаешь, что все легко и просто, а главное – что творится в голове.

Если нет идей, то на «холсте» не будет ничего, поэтому поэкспериментируйте на нескольких основах делать мазки и со временем, когда придет опыт, а происходит это обычно в первый час работ, вы сможете приступить к самой картине, к тому же, наверняка, к этому времени придет интересная задумка.

Если и есть главный плюс от такого рода занятий, то заключается он в расслаблении после трудового дня, так как медленные движения приятным материалом успокаивают. Материалов для работ также пруд пруди, они продаются в каждом канцелярском магазине всевозможных цветов и размеров.

Помните, что для энкаустики требуется утюг только с плоской подошвой, чтобы в отверстия не попадал воск, приобретите такой – отлично подойдет старый советский утюжок или дорожный.

Если работа с краской подразумевает постоянную уборку, то здесь вы можете смело об этом забыть, так как расплавленный воск не брызгается в стороны, не капает и не протекает на мебель и пол, а также не портит кожу и ногти.

Работа над одним простым произведением занимает от силы пол часа, поэтому вы смело можете украсить даже целую стену в своем доме, предварительно заготовив основу для всей площади. Более того сейчас многие люди стали интересоваться интерьерами в данном стиле, поэтому можно неплохо подзаработать, если достаточно отточить свои навыки художника.

История восковой живописи

Шмидт потратил много времени на разработку восковой живописи и в настоящее время свободно расписывает внутрен­ние и наружные стены зданий восковыми красками с приме­нением огня. По отзывам специалистов, технологов и художни­ков, его достижения в области энкаустики вполне убедительны.

В своей книге Г. Шмидт дает возможность понять сущность своего метода живописи, но не описывает деталей ее и не дает рецептуры приготовления красочного материала и пр., так как все это у него запатентовано. На основании своих опытов с воском и наблюдений он убедился в том, что важнейшим и основным способом античной энкаустики является восковая живопись, обрабатываемая огнем, откуда явилось и ее назва­ние «энкаустика»140, с чем нельзя не согласиться.

Остатки слоя восковой окраски, взятые с римской колон­ны Траяна, тверды и имеют стекловидность в изломе, свой­ственную смолам, но не воску. Такова же окраска греческих храмов Парфенона и Тезея в Афинах. Воск, применявшийся в лучших видах энкаустики, был тверд и плавился при 100°, но и он не мог дать красочного слоя, блестящего в изломе, если к нему не примешивалась смола. По Плинию, связующее ве­щество энкаустики и восковой живописи вообще состояло из «cera cum pice», т. е. из воска и смолистого бальзама, добыва­ние и применение которых в древности было известно. Об одном из них Плиний говорит так: «Жидкая смола получается в Европе из соснового дерева варкой и служит защитной про­мазкой для кораблей и других целей». По свидетельству того же писателя, названные бальзамы были различных качеств, причем то нормальной густоты, то текучи, как вода. Античное время, как видим, было знакомо уже отчасти со скипидаром, притом древесного происхождения.

Ошибочно было бы думать, что античные живописцы не знали, что воск имеет способность растворяться в эфирных маслах, добываемых из хвойных деревьев, и не использовали его в этом виде в смешении с красками. Несомненно, что связующее вещество одного из видов восковых красок, приме­нявшихся в древности, составлялось из воска и бальзамов, со­стоявших из смолы и большего или меньшего количества ски­пидара, причем в зависимости от количественного содержания в красках последнего они применялись то в холодном виде, то при содействии огня.

Восковая живопись с применением огня, т. е. настоящая энкаустика, более прочна, нежели живопись, исполненная хо­лодными красками, так как под действием огня получается лучшее прилипание красок к поверхности материала, на кото­рый они наносятся. Кроме того, слой красок, плавленых огнем, имеет большую плотность, нежели слой, нанесенный без этой обработки. Плотность красочного слоя будет тем меньше, чем больше введено было в него скипидара.

В отличие от масляной живописи, в которой при составле­нии красок придерживаются правила — брать как можно больше краски и как можно меньше масла, в энкаустике поступают совершенно наоборот, т. е. количество связующего вещества здесь преобладает значительно над количеством сухой краски.

Современная техника энкаустики

Современная техника энкаустики – это рисунки не просто воском, это рисование восковыми мелками с помощью привычных бытовых приборов: утюга и паяльника. Эти незамысловатые инструменты иногда дополняют аппаратом для выжигания, а еще лучше – каутерием – это прибор, похожий на паяльник, но с меньшим нагревом и с различными по форме насадками, специально предназначенный для энкаустики.

Сегодня рисунки воском – декоративное искусство, полюбившееся многим художникам. Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Рисовать не красками, а горячим воском – это и есть энкаустика, удивительная техника. Для творчества нужен лишь утюг, восковые мелки и картон.

Такая техника энкаустики состоит в нанесении на горячую поверхность утюга восковых мелков разных цветов, которые потом переносятся на картон гладящими или прикладывающими движениями. Очень многое зависит от фантазии художника, умения сочетать цвета, интуиции и мастерства! Кончиком утюга рисуют мелкие детали.

Способы рисования могут быть разными. например: воск растапливают на специальной плитке. В процессе работы поддерживают его в растопленном виде и рисуют, как обычными красками. Или, например: бумагу, холст или другую основу для изображения кладут на специальный стол с подогревом. Инструментами для создания спец. эффектов могут быть шпатели, жесткие кисточки, валики и т.п.

Подготовка к работе

Энкаустика очень нравится начинающим художникам потому, что для этого вида прикладного искусства совсем не обязательно знать техники живописи!

Если у вас не получается создавать четкие картины пейзажей или натюрмортов, но вы хотите научиться рисовать, попробуйте писать абстрактные картины, отражающие ваше настроение в процессе творчества.

Материалы

Энкаустика предполагает наличие главного материала для работы над картиной — художественный воск, который специально насыщают цветовыми пигментами. Восковые бруски можно купить в специализированных магазинах художественных материалов.

Если у вас нет возможности купить или заказать воск, вы можете использовать восковые карандаши и мелки для рисования, которые продаются в любом магазине канцтоваров.

Среди вспомогательных предметов для энкаустики можно выделить следующие:

  • планшетки для рисования — листы плотного глянцевого картона;
  • полирующая тряпочка;
  • подкладка на стол — чтобы не пачкать пространство вокруг себя во время работы.

Несмотря на то что энкаустика предполагает эффект объемного изображения, после высыхания картину нужно легко отполировать при помощи тряпочки.

Подкладка обязательно должна быть больше рабочего места по площади, чтобы не запачкать тягучим воском все вокруг. Меняйте подкладку каждый раз, когда запачкаете ее.

Инструменты

Также вам понадобятся инструменты для рисования картины – в магазинах рукоделия можно приобрести специализированный утюжок для энкаустики. К сожалению, устройство стоит довольно дорого. Но вы можете его заменить обычным домашним утюгом.

Главное, чтобы у него были следующие характеристики: регулятор температуры, маленький размер — большим утюгом будет неудобно рисовать, подошва без отверстий.

В идеале у утюга должна быть съемная ручка, чтобы можно было установить его нагревательной плоскостью вверх, образовав таким образом площадь для плавления материалов. Запаситесь салфетками или туалетной бумагой, чтобы очищать подошву утюга каждый раз перед плавлением нового цвета.

Энкаустика может выполняться и феном — его используют с материалами маленьких объемов, вроде восковых карандашей. Главное, чтобы он, как и утюг, имел функцию изменения температуры.

Также профессиональная энкаустика предполагает наличие специального нагревательного стержня — каутерия — с помощью которого можно создавать сложные узоры и прорисовывать мелкие детали.

Каутерий продается в наборе с насадками различной формы и толщины для более комфортной работы.

Что нужно, чтобы рисовать воском

Можно ли сегодня рисовать при помощи восковой живописи? Конечно, можно! Вот только для этого нужно приобрести всё необходимое оборудование, а самое главное – воск. В прошлые времена изготавливались и продавались специальные палитры для рисования горячим воском. Сегодня их практически не найти. Однако в качестве неё можно использовать железный или стальной лист толщиной не менее 6 мм. Этот лист стоит поместить на расстоянии 2,5 см от нагревательного прибора, а здесь чаще всего используется плита, и температуру сделать самой минимальной.

Восковые краски нужно использовать в специальных баночках, которые очень похожи на формочки для выпекания небольших кексиков. Самое главное условие – это плоское дно, которое ставится на железный лист и оно должно полностью стоять на листе для подогрева.

Ещё одна важная вещь – это шпатель, желательно чтобы он был электрическим и мог поддерживать определённую температуру постоянно. А для завершающей операции можно использовать и фен. Саму краску можно наносить на лист обычными кистями. Но мягкие нейлоновые кисти могут плавиться, поэтому в ёмкости с восковыми красками их оставлять надолго нельзя ни в коем случае.

Для того, чтобы приготовить восковую краску, воск нужно растопить, а потом перемешать его с пигментным порошком. Но тут стоит вопрос о том, какой именно воск нужно использовать. Чаще всего рекомендуется использовать неотбеленный кусковой пчелиный воск. Но если вам требуется получить более прочную поверхность, то лучше всего к первому варианту воска добавить 10% твёрдый карнаубский воск. Но предпочтения в использовании того или иного типа воска и количество красок художник будет выбирать с приходом опыта.

Для рисования чаще всего хватает 7 – 8 цветов. Однако не нужно забывать и о запасных стаканчиках для того, чтобы при помощи смешивания красок получить необходимые тона. Есть и ещё одна специфичная особенность восковой живописи. Если краска не используется некоторое время, то красящий пигмент оседает на дне и перед использованием этого цвета краску и воск нужно хорошо перемешать.

Вещества для восковой живописи

Один из рецептов связующего вещества красок сделан на основе лавандового масла
Один из рецептов связующего вещества красок, применяемо­го в XIX в., составляется таким образом: лавендуловое масло в количестве 8 частей нагревается в воде до 80° и в нем ра­створяются 2 части бальзам-элеми, после чего раствор филь­труется. Затем к нему приливают 2 части (по объему) фран­цузского скипидара и снова нагревают до 80°. В получившийся таким образом раствор элеми приливаются понемногу 4 весовые части растопленного белого воска, а затем 16—20 частей масля­ного копалового лака, и смесь нагревают до кипения воды в продолжение 5 минут.

Приведенный рецепт можно изменить таким образом: бе­рется 12 частей лавендулового масла или свежего французского скипидара, разогревается в водной бане до температуры кипения воды, и в него опускается 4 части твердого парафина или церезина, или смеси названных веществ. По растворении их в скипидаре сюда же приливаются 16—20 частей копалового масляного лака.

Хороших результатов можно достичь и при полном устра­нении жирного масла из связующего вещества красок, предна­значаемых для монументальной живописи. Парафин или цере­зин,

растворенные с копалом в лавендуловом масле, дают свя­зующее вещество для красок, обладающее достаточной эластичностью и большой прочностью. Опыты, сделанные мною в этом направлении, убедили меня в том, что парафин или церезин и смолы в соединении с эфирными маслами представляют свя­зующее вещество, вполне пригодное для красок в монументаль­ной живописи.

Некоторые художники пишут воском, к которому добавляет­ся небольшое количество эфирного или жирного масла. Краски, приготовленные с этим связующим веществом, расплавляются в водной бане, и живопись ими выполняется кистями.

Пастозная живопись с воском заключается в том, что воск в смешении с мастикой, скипидаром и небольшим количеством высыхающего масла обращается с сухой краской в пасту, кото­рая легко мнется руками. Этой пастой, наносимой на ту или иную поверхность пальцами рук или каким-нибудь инструмен­том, выполняется живопись.

Проводя опыты использования воска в стенной живописи с применением огня и без него, я предлагаю нижеприводимый ре­цепт связующего вещества красок для росписи внутренних стен зданий:

  • Отбеленного воска 60 весовых частей
  • Смолы, мастики или даммара 120 весовых частей
  • Очищенного скипидара 200 весовых частей

Краски, тертые на этом связующем веществе, очень удобны в живописи. По легкости работы ими они напоминают масля­ные краски. Высыхают достаточно быстро с матовой поверх­ностью. Разжижаются при надобности скипидаром. Не требуют никакого определенного метода живописи и никакого грунта.

Пошаговая инструкция

Чтобы понять, как научиться рисовать энкаустикой, достаточно раз попробовать простой по материалам и технике мастер класс:

Энкаустика: описание техники и советы по выбору идей для картин. 115 фото лучших примеров энкаустики

Не удивляйтесь тому, что утюгом можно рисовать и вполне прилично. Рисование утюгом стало популярным занятием и является одним из искусств живописного использования расплавленного воска. Это великое творение приобрело новое название энкаустика и с ним массу поклонников, ценителей красоты и совершенства.


Картина, выполненная в технике энкаустика

Когда-то давно это искусство живописи применялось только монахами и служило для реставрации икон. В современном мире при наличии цветного воска и желания вполне можно создавать картины насыщенного цвета с разными сюжетами.

Цветной воск с успехом применяется в бытовой химии, но в домашних условиях ему легко можно найти творческое применение и создавать настоящие художественные шедевры. Для этих целей не требуется никакого оборудования, а картина создается при помощи утюга.

Чем увлекательна

Техника энкаустика отлично подходит женщинам, находящимся в декрете. Можно даже назвать антидепрессантом, так как отлично успокаивает и отвлекает от однообразия бытовых будней. Такой вид рисования помогает перенести свое настроение на бумагу и отвлечься от хандры и ненужных мыслей.

Простота используемого сырья, которое можно приобрести в любом канцелярском магазине по доступной цене, в виде цветных восковых карандашей (брусочков) и утюжка для энкаустики. Для нагревания материала подойдет и самый обычный советский утюг с гладкой подошвой.

Опрятность занятия. Горячим воском не испортить маникюр, не разбрызгать по сторонам, не испачкать руки и окружающие предметы. В случае попадания на стол или мебель, воск тут же остывает и его легко удалить с любой поверхности.

Дополнительным преимуществом энкаустики можно отметить краткосрочность создания картины. Ведь на одно изделие вы потратите от 10 до 30 минут свободного времени.



Энкаустика — рисуем за 1 час!

ЭНКАУСТИКА (греч. egkaustike от egkausis — «выжигание») — техника росписи восковыми красками горячим способом. Использовалась в античности с V в. до н. э. Древнегреческие художники писали по деревянным доскам (см. пинака; «Пёстрая стоя»), терракотовым плитам, по мрамору, слоновой кости, а также, в настенных росписях, по штукатурке. При этом связующим веществом обычных минеральных красителей был воск. Чистый пчелиный воск долго варили в морской воде и таким образом отбеливали. Затем в полученную пластичную и горячую массу добавляли смолу и мелко растертые пигменты. Такую пасту накладывали на основу с помощью разогретых инструментов. Специалисты считают, что в античности использовали три основных способа работы в этой технике.

Первый способ заключался в том, что красочную пасту накладывали на основу каутерием (греч. kauterion — «прожигатель») — металлическим стержнем, на одной стороне которого была ложечка для набирания краски, а на другой — лопаточка для заглаживания красочного слоя (предполагают, что этот инструмент появился только в IV в. до н. э.).

Второй способ заключался в том, что на основе прочерчивали контуры кестром (греч. kentron, лат. cestrus) — иглой или острием наподобие штихеля. Углубленный контур препятствовал растеканию краски, что особенно важно при работе на вертикальной поверхности. Далее роспись осуществляли, вероятно, кистью.

Третий способ заключался в свободном письме кистью. Согласно Плинию, последний способ использовали для росписи кораблей. Предполагают также, что техника росписи с помощью кестра, как более графичная, — самая древняя, затем она была усовершенствована с помощью каутерия, а свободная и более живописная работа кистью преобладала в позднее время. После наложения красок на основу картина выглядела мозаичной (без тональных переходов).

Поэтому вторая стадия работы заключалась в том, что разогретыми в печи каутериями краски разглаживали и, одновременно, перемешивали по границам цветовых пятен, создавая плавные переходы одного тона в другой. По завершении работы краски «прижигали», пододвигая вплотную к картине (стене) жаровню с горячими углями. Таким способом писали картины знаменитые живописцы V-IV вв. до н. э.

Современная энкаустика начала развиваться в Европе в прошлом веке. Благодаря научному прогрессу изобретено множество приспособлений, облегчающих техническую сторону работы с восковыми красками. Современные мастера данной техники живописи используют металлические столы с подогревом и вакуумом, паяльники, газовые горелки и печи. Некоторые мастера предпочитают самостоятельно делать краски на основе воска, добавляя смолу и сухие пигменты.

Мастер-класс по энкаустике — инструкция. Мы будем использовать готовые материалы для удобства и быстроты исполнения графических работ. Итак, начнем. 1. Для начала организуем рабочее место — застелим стол газетами или ненужной бумагой формата А3. 2. Подготовим утюг, желательно без отпаривателя, а еще лучше легкий дорожный утюг со съемной плоской ручкой. Нагреваем утюг на минимальной отметке 1. 3. Возьмем лист белого мелованного картона формат А4, набор масляной пастели или восковые мелки для детского творчества (продаются в канцелярских товарах), мастихин, свечу хозяйственную толстую, бумажные салфетки (для очистки утюга).

4. Алгоритм действий: На разогретый утюг наносим быстрым движением воск (одной рукой держим рабочую плоскость утюга паралельно полу и второй рукой проводим свечкой по ютугу равномерно «смачивая» поверхность) — воск выступает в качестве расстворителя мелков, чем больше воска — тем прозрачнее светлее будет рисунок. Затем наносим штрихами цвета какие вам больше нравятся. Для удобства можно заранее поделить мелки на две категории «теплые» (желтые, красные, оранжевые, коричневые) и «холодные» (голубые, синие, фиолетовые, зеленые).

Проводим утюгом по картону слева направо или справа налево, как вам будет удобнее. Фон вы можете сделать утюгом одним из способов: провести одним движением из стороны в сторону, сделать волну, круг, «восьмерку» и т.д.

5. Последние штрихи. Смотрим что получилось, если сюжет читается хорошо — по возможности добавляем яркие контрастные элементы для усиления эффекта. Для рисования можно использовать носик и грани утюга, мастихин, шило. Чтобы нарисовать деревья, камыш, птиц — используем утюг, наносим более темный тон на грань утюга и прикладываем легким быстрым движением тонкими штрихами, рисуя ветки деревьев или траву и цветы. Для более тонких и четких контуров лучше использовать узкий мастихин — для работы нужно нагреть мастихин на утюге или над огнем и быстрыми движениями прорисовывать контуры, например, в портретах. Третий способ — по остывшей работе рисуем шилом тонкой штриховкой как твердым карандашем выбирая лишний воск до цвета бумаги (см. первую иллюстрацию с портретом).

Удачи и вдохновения всем первооткрывателям и творческим личностям! С Любовью, Анаис :-))

Такие работы могут получиться и у вас. Дерзайте!

Материалы для рисования

Данное прикладное искусство сильно полюбилось начинающим художникам, так как не требует знаний техники живописи. Начать можно с абстракции, отражающей текущее настроение, если пока не выходит писать пейзажи и натюрморты.

Художественный воск, насыщенный пигментами различных цветов, является основным материалом для использования в работе над произведением. Заменить его возможно восковыми мелками и карандашами.

Нагревается вещество при помощи утюга для энкаустики. Он устанавливается подошвой вверх и на ней плавятся материалы. Перед тем как плавить новый цвет поверхность очищается салфеткой или бумажным полотенцем.

К вспомогательным материалам относятся ткань для полирования, подкладка для защиты пространства вокруг полотна и, собственно, плотный картон для нанесения воска.

Выполнить энкаустику можно также с помощью фена с режимом переключения температуры, но использовать нужно небольшие карандаши из воска.

Профессиональная энкаустика выполняется стержнем, который нагревается – его называют каутерий. Им возможно создать узор гораздо сложнее и прорисовать маленькие детали картины.

Для этого в продаже имеются насадки с различной толщиной и формой.

Энкаустика: мастер-класс по рисованию

Этот мастер-класс сможет выполнить даже новичок, у которого нет специального цветного воска и маленького удобного утюжка. Вам понадобятся клей, белый лист плотной бумаги или картона, восковые карандаши всех цветов радуги, фен с возможностью регулирования температур.

Таким образом, энкаустика дарит вам возможность создать радужную картину для детской комнаты или классного кабинета в школе.

  • Подготовьте карандаши нужных вам цветов. Следите, чтобы все они были нужного размера. Подрежьте слишком длинные заготовки, если необходимо.
  • Смажьте верхний край листа клеем и приклейте карандаши, образуя своеобразный заборчик. Вам не нужно снимать этикетки с карандашей — они добавят картине красочности.
  • Подождите пару часов, пока клей высохнет. Теперь начинается энкаустика: настройте фен на максимальный температурный режим и начните прогревать кончики карандашей, направленные вниз.
  • Чтобы получить интересные узоры, поставьте лист вертикально, меняйте угол его наклона и поворачивайте из стороны в сторону.
  • Оставьте картину в горизонтальном положении до полного высыхания.

Теперь вы можете любоваться готовым произведением искусства! Чтобы создать более сложный интересный рисунок, ознакомьтесь со следующим видеоуроком.

Энкаустика может быть использована и для рисования поздравительной открытки к Дню рождения. А если у вас получилась большая картина, поместите ее в рамочку, оформленную в технике скрапбукинга, и повесьте на видном месте.

Техники рисования

Можно изучить несколько видов нанесения воска, попробовать каждый из них и создавать свои шедевры, ведь энкаустика для начинающих – это хороший старт в мир искусства.

Начать проще с утюга и отрабатывать художественные приемы. Позже, научившись, перейти уже к работе с каутерием.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Энкаустика»

Знакомимся с подробностями

Энкаустическая живопись выполняется расплавленными красками, а связующим элементом выступает воск. Благодаря таким материалам картины получаются объемными, яркими и сочными, переходы плавные и контрастные, а фон объединяет в себе сразу несколько оттенков.

Сложное наименование обусловлено тем, что сама техника появилась в Древней Греции несколько сотен лет назад, хранилась в тайне и передавалась только по наследству в династиях художников. Также рисовали воском в монастырях и храмах, создавая невероятные иконы.

Сейчас картины энкаустики приобретают всю большую популярность, так как с помощью довольно простых действий можно сотворить объемные и красочные изображения.

  • Градиентные переливы;
  • Абстрактность сюжета;
  • Отсутствие четких линий между оттенками;
  • Работа с воском.

При помощи носа утюга

Им прорисовываются маленькие элементы рисунка. Обмакнув носик в расплавленный воск, наносите завитки и линии на картон, не забывая после каждого цвета удалять с поверхности утюга остатки предыдущего.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!


Генеалогическое дерево: 105 фото лучших идей и вариантов создания дерева. Советы по оформлению генеалогического дерева

Бескаркасная мебель — советы по выбору дизайна, лучшие модели и советы по их применению (110 фото)

Рисование воском как технология

Энкаустика, несмотря на таинственность, которая ее окружает, довольно проста в применении даже для ребенка. Не нужно ни художественного образования, ни дорогостоящих инструментов – достаточно набора из восковых карандашей, утюга и основы, на которой вы будете создавать свое живописное чудо.

Восковое оформление фасадов сегодня – большая редкость, а вот картина, открытка или сувенир с изображением из воска станет красивым эстетическим дополнением. Первое, что нужно сделать, — это выбрать подходящую основу. Ей может стать бумага, картон, дерево и холст, то есть любая поверхность, которая впитает в себя воск, давая ему застыть в определенном положении. Далее нужно карандашами нанести несложный рисунок на нагретый утюг для энкаустики. Можно купить специальный утюжок, но вполне подойдет и обычный «дорожный» вариант с плоской поверхностью без отверстий. Степень нагревания должна быть такой, чтобы расплавить воск, превращая его в вязкую массу.

Утюг с рисунком прикладывается к поверхности-основе и будто утюжит ее, оставляя восковой оттиск. Техника энкаустика уникальна тем, что можно создавать причудливые пейзажи, формы и цвета, не прибегая к помощи привычной кисточки. Одно плавное движение утюгом – и на картине остаются горы или лепестки. Изобразить изгибы и линии, нарисовать травинки и пену на волнах можно, проведя по воску горячим носиком или ребром утюга. С его же помощью легко смешать воск разных цветов, создавая интересные сочетания. Оставьте пастель высохнуть, и через полчаса шедевр готов.

Техника энкаустика

Не гуашь, не акварель

Казалось бы, зачем морочиться с покупкой воска, когда можно написать подобные картины карандашом и обычной краской? Но рисование горячим воском потому и пользуется популярностью у «хэнд-мейкеров», что это необычная живопись. Во-первых, мягкий глянцевый блеск придает изображениям завораживающую прелесть. Во-вторых, ни акварелью, ни гуашью не создать такие «скользящие» абстракции и полутона. Особенно удаются закаты, восходы, солнечные блики: воск умеет удивительно точно передавать естественную игру цвета.

Энкаустика всегда выглядит, словно мир зазеркалья, на который невозможно насмотреться. Поэтому если хочется удивить близких чем-то особенным, она — еще один из оригинальных способов создать шедевр своими руками.

Выравнивание

Без данного метода сама по себе энкаустика невозможна, потому что это основа всех остальных.

Поворачивайте утюг подошвой вверх, возьмите выбранный карандаш и намажьте поверхность, чтобы он расплавился и не растекся. Затем утюжок переворачивается, и расплавленная масса переносится на бумагу, без надавливания на него, чтобы не сжечь поверхность.

Третий прием-рисование боковыми сторонами утюга

Вы уже знаете два приема—разглаживание и оттиски. С ними работы ваши стали интереснее, неправда ли! Эти приемы задействовали только подошву утюжка.

Так вот, сейчас покажу прием рисования при помощи боковинок утюга! Этот прием дает изобразить детали, что так важно для полноценного рисунка и развития нашей фантазии!

Например:

Рисуем озеро, речку и т.п.( разглаживание), применим и оттиск. Пустовато. Нужны детали картинки. Мне видится тут какие-то кустики, трава, ветки. Вот для этого мы будем использовать боковинки утюга! Скользим боковиной, как лезвием конька по рисунку! Воот так!

Нанесение воска с помощью ребра

Ребром осуществляется прорисовка тонких линий различной длины. Например, цветочки и травка. Сначала краска наносится выравниванием.

Утюг ставится ребром и проводятся линии разной толщины и длины, которые завися от силы давления на утюг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!


Домик из картона — пошаговая инструкция как сделать красивый игрушечный дом своими руками (75 фото)

Открытки на 23 февраля своими руками — лучшие идеи и советы как сделать красивую и оригинальную открытку

Четвертый прием-рисование носиком утюга

Наносим аккуратненько на кончик утюга нужный цвет и заканчиваем картину нарисовав птичку!

Конечно не у всех утюгов носик остренький, тут нужна сноровка и тренировка! Вот что на скорую руку у меня получилось!

Из личного опыта:

  • Воск наносить не жалея
  • Утюг ставьте на лист так, чтобы его «попа» находилась у края листа и ведите, не нажимая, скользя, как по воде. Для этого воска должно быть МНОГО
  • Лучше вытирать воск с утюга мокрой тряпкой и будьте осторожны, утюг ГОРЯЧИЙ, не обожгитесь
  • Когда вы считаете, что картинка закончена, дайте ей отдохнуть, пусть воск хорошо остынет, а потом возьмите кусочек мягкой ткани или мягкой бумаги осторожно и аккуратно отполируйте свою картинку и вы увидите, как она заиграет!
  • Будьте осторожны, не все воски натираются, можно испортить картину. Сначала проверьте на образцах, как ведет себя ваш воск.

Фото энкаустики

Как сделать инструмент для росписи яиц самостоятельно?

Если вы планируете расписать только несколько яиц, то можно обойтись и простой проволокой. Но для большого количества изделий лучше использовать специальные приборы. Одно из них носит название «писачок» и имеет даже специальное отверстие для закладки воска. Ниже на фото представлено, как сделать такой инструмент самостоятельно.

Любители батика могут использовать «леечки» для росписи по шелку, они имеют сходную конструкцию. В домашних условиях можно также использовать упрощенный вариант — можно разобрать механический карандаш и насаживать на палочку его металлический носик с помощью проволоки

Энкаустическая живопись: все, что нужно знать

Энкаустика — это средство для рисования на основе пчелиного воска, которое работает с теплом. Живопись энкаустикой — это многоэтапный процесс. Во-первых, краску нужно расплавить, сделать жидкой. Далее расплавленную краску наносят на пористую поверхность. После этого воск прогревают, сплавляя в рабочую поверхность, формируя хорошее сцепление слоев. Как окончательный вариант, охлажденную краску можно отполировать, чтобы раскрыть блеск воска и смолы (из которых состоит краска).

Убедитесь, что в рабочей зоне имеется надлежащая вентиляция. Важно, чтобы на рабочем месте был источник свежего воздуха, потому что при плавке воск с пигментами может выделять различные вещества. Запах не является неприятным, однако вентиляция необходима.

Учтите, что у вас будет палитра, возможно, тепловая пушка и/или другие инструменты, которые потребуют электричества (вы работаете с теплом).

Рабочее пространство не должно содержать растворителей и легковоспламеняющихся материалов.

ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Подогреваемая палитра

Это необходимый инструмент энкаустического художника. Она обеспечивает горячую поверхность, на которой можно нагреть и смешать энкаустическую краску. Специальные палитры отличаются анодированной алюминиевой поверхностью, которая предотвращает реактивность, чтобы не обесцветить пигменты. Алюминиевая поверхность также позволяет точно видеть цвета краски. Независимо от выбранной палитры важно, чтобы она была оснащена регуляторами температуры.

Поверхностный термометр может помочь вам в контролировать температуру вашей палитры (безопасная рабочая температура для энкаустической краски колеблется около 80-85°С).

Инструмент для сплавления слоев

Когда вы наносите слои краски, вам нужно подогреть каждый слой, чтобы привязать его к основе. Важно сплавлять слои друг с другом, чтобы картина не расслаивалась. Существует два метода плавления: непрямой (тепловой пистолет, факелы, лампочки или солнечный свет) или прямой (утюги, шпатели, нагретые кисти, гипсовые инструменты, ножи для палитры и т. д.)

Кисти

Используйте только кисти из натуральной щетины; синтетические кисти могут гореть и плавиться на подогреваемой палитре.

Основной показатель, по которому оцениваются щетинные кисти, — упругость. Чем гуще краска, тем тверже должен быть волос. Вслед за упругостью важнейшей характеристикой является расщепленный кончик — он способствует хорошей наполняемости кисти и ровному нанесению краски.

Щетина предназначена для работы с "тяжелыми" красками: маслом, акрилом, темперой, гуашью. Это единственный вид кистей, пригодный для работы с воском.

Основа

Для самых лучших результатов энкаустикой занимаются на твердой, теплостойкой поверхности. Примеры включают: древесина (клен или береза), тяжелая бумага для акварели (можно приклеенная к доске), или сырцовый холст, приклеенный к доске. Гипс, камень, дерево, терракота — тоже приемлемые поверхности для работы.

Чашки палитры

Жестяные банки отлично подходят для хранения расплавленных восков (нужны небольшие банки из алюминиевого или стального сплава).

Энкаустические краски

Здесь нет общих рекомендаций для стартовой палитры цветов, так как разные художники имеют индивидуальные предпочтения, но рекомендуется выбрать хороший баланс непрозрачных и прозрачных цветов. Попробуйте начать с красного, желтого и синего.

Как сделать энкаустические краски своими руками, мы рассказали в отдельной статье.

Достоинства энкаустической живописи

Это, пожалуй, самая красивая из всех красок, и она столь же универсальна, как и любая живописная среда 21-го века. Ее можно отполировать до блеска, сделать картину резной, прочертить царапины, сделать многослойный коллаж, использовать литье, моделирование, лепку, добавлять в картину текстуры, использовать в сочетании с маслом.

Картины не нужно лакировать или закрывать стеклом, потому что энкаустика — самая прочная среди всех красок, она сама по себе свой собственный протектор, потому что пчелиный воск непроницаем для влаги (что является одной из основных причин ухудшения качества лакокрасочной пленки). Воск сопротивляется влаге больше, чем политура или масло. Полировка придаст блеск и насыщенность цветам картины так же, как лаки.

Никакого пожелтения. Энкаустическая краска не пожелтеет. Однако воск фотореактивен, и если хранить картину в темном хранилище, она станет немного темнее. Но при повторном воздействии света это потемнение будет отбеливаться.

Никаких растворителей. Энкаустическая краска не требует применения растворителей. Опасности для здоровья практически исключены.

Художники всех мастей сегодня открывают для себя объединяющий потенциал этой техники, ее уникальные свойства и многогранность.

Как работать с энкаустическими красками?

1. Первый шаг — плавление краски

При комнатной температуре энкаустическая краска представляет собой твердое вещество. При нагревании становится работоспособной жидкостью. В этом жидком состоянии ее можно наносить на поверхность кистями, также можно наносить краску на поверхность, заливая, окуная или используя нагреваемые инструменты.

Нужно расплавить краску до безопасной температуры около 80-85°С. Вы можете расплавить краску непосредственно на палитре или в чашках.

Держите кисти в тепле, чтобы они оставались мягкими и готовыми к использованию (чтобы воск на них не затвердевал).

Если вы нанесете теплую краску на теплую панель, краска будет стекать на доску легче. Если вы нанесете теплую краску на холодную панель, краска быстро остынет и создаст текстуру.

2. Второй шаг — наслоение и сплавление

Вам нужно подогреть каждый нанесенный на картину слой, чтобы сплавить слои между собой. Когда краска начнет блестеть, станет жидкой, процесс сплавления завершен. Чем холоднее была нанесена краска, тем тщательнее ее нужно расплавлять при сплавке, и наоборот.

Медленное тщательное сплавление приведет к гладкой эмалевой поверхности.

Если вы видите пузырьки воздуха на поверхности краски, поработайте горячим воздухом из теплового пистолета, направленным под углом, это поможет от них избавиться.

Используйте тепловые пушки: они дают широкий спектр эффектов, которых нельзя достичь с помощью кисти.

Прямое сплавление — это касание поверхности нагретым инструментом, идеально подходит для создания текстуры и моделирования краски. Электрические утюги, шпатели, нагретые кисти обеспечивают беспрерывное топление краски. Можно нагреть на палитре шпатели и ножи. Их разнообразные формы дают им большой ряд эффектов.

3. Дополнительные операции

Когда картина остыла, она достигла своего постоянного состояния, но нанесение краски и сплавление — это только начало.

Работу можно "стереть", просто соскоблив или переплавив краску. Безграничные возможности — процарапывание, создание эффектов.

Энкаустика: описание техники и советы по выбору идей для картин. 115 фото лучших примеров энкаустики

Восковые краски применялись еще древними египтянами для росписи гробниц, но трудно сказать, когда они точно появились. Материал был разработан ради долговечности красочного декоративного слоя. Чуть позже, в Древней Греции, живопись воском получила второе дыхание. Техника, в которой работали греки, называлась «энкаустика» – выжигание картины восковыми красками на мраморной доске. В результате получались очень реалистичные изображения.

kartina-voskom.jpeg

Расцвет направления припал на I-IV столетия нашей эры. В это время было создано немало натюрмортов, портретов и икон с помощью воска. Но в период средневековья техника энкаустики была забыта и утеряна. На ее смену пришла масляная живопись, более удобная для работы, и долгое время про технологию работы с воском никто не вспоминал.

encaustica.jpeg

Восковая живопись, которая существует сегодня – это уже находки и приемы современных мастеров, попытки возродить былую технику. Воск в составе красок дает им преимущество – они не теряют свой цвет со временем, как масляные. Единственное, что опасно для таких картин – это механическое повреждение.

Инструменты и материалы для работы

В продаже есть готовые восковые мелки, но можно сделать свои собственные краски на основе воска. Для этого можно брать как пчелиный воск, так и парафин. Отбелить натуральный материал можно с помощью перекиси водорода (20% раствор) или на солнце. Для последнего метода воск измельчают на стружку и раскладывают его на бумаге на хорошо освещенном месте. Каждый день его необходимо помешивать. Если требуется, то его повторно переплавляют и измельчают для отбеливания на солнце, пока оттенок не станет пригодным для работы.

zhivopis-voscom2.jpg

Пигменты для окрашивания можно использовать абсолютно разные – старые засохшие краски, просроченную декоративную косметику, пищевые красители. Когда краски будут готовы, необходимо подготовить инструменты для восковой живописи:

  • Утюг (удобнее всего маленький дорожный);
  • Паяльник с насадками (лучше специальный для хендмейда);
  • Фен (подходит как для парикмахерский, так и строительный);
  • Разогретый мастихин (можно использовать для разогрева спиртовку, либо держать в воде, подогреваемой обычным электрокипятильником, или подогревать его на настольной одноконфорочной плите – как удобней);
  • Иголка, проволока, любые швейные или стоматологические инструменты, пригодные для работы – процарапывания контуров и деталей, формирования объемов.

Читайте также: Как научиться классно снимать портреты

Техники восковой живописи

Восковые картины можно создавать в различных техниках, даже комбинированных. В основном используют такие приемы:

  1. Рисунок воском – сверху красками (восковой резист)

На бумагу наноситься контурный рисунок воском, а затем она закрашивается красками. Контур при этом остается не закрашенным. Для работы применяются акварельные краски.

  1. Рельеф воском – сверху красками

На доску или полотно наносится расплавленный или размягченный воск, повторяя очертания будущей картины. По сути это восковой барельеф. Сверху него можно писать гуашью или маслом (акрил тоже подходит), как на обычной основе. Красочный слой покрываем лаком.

  1. Рельефная живопись окрашенным воском

Для этого используем самодельные краски на основе воска. Наносим их разогретым инструментом, разливаем расплавленными или выкладываем руками, а потом выжигаем контуры рисунка паяльником. Можно применять любые доступные методы нанесения и формирования изображения. Для растворения восковых красок применяют скипидар.

  1. Прижигание (энкаустика)

В этой технике работаем только расплавленными красками. Берем для этого восковые мелки или окрашенный воск собственного приготовления. Наносим фоновые цвета на разогретый утюг и переносим на бумагу (Работаем при минимальной температуре). Затем, либо кончиком утюга, либо паяльником с насадкой прорисовываем детали.

  1. Процарапывание

На цветную бумагу или доску наносим цветной воск, а затем процарапываем рисунок.

Живопись восковыми красками сложная и кропотливая, но интересна как технологическим процессом, так и результатом. Насколько успешными будут работы – будет зависеть от вашей усидчивости и фантазии, которую в этой технике можно проявить в полной мере.

Читайте также:

Основы рисунка: Рисуем с натуры женское тело

9 необычных способов создать красивую картину

6 необычных техник рисования акварелью

ЭНКАУСТИКА (греч. egkaustike от egkausis — «выжигание») — техника росписи восковыми красками горячим способом. Использовалась в античности с V в. до н. э. Древнегреческие художники писали по деревянным доскам (см. пинака; «Пёстрая стоя»), терракотовым плитам, по мрамору, слоновой кости, а также, в настенных росписях, по штукатурке. При этом связующим веществом обычных минеральных красителей был воск. Чистый пчелиный воск долго варили в морской воде и таким образом отбеливали. Затем в полученную пластичную и горячую массу добавляли смолу и мелко растертые пигменты. Такую пасту накладывали на основу с помощью разогретых инструментов. Специалисты считают, что в античности использовали три основных способа работы в этой технике.

Первый способ заключался в том, что красочную пасту накладывали на основу каутерием (греч. kauterion — «прожигатель») — металлическим стержнем, на одной стороне которого была ложечка для набирания краски, а на другой — лопаточка для заглаживания красочного слоя (предполагают, что этот инструмент появился только в IV в. до н. э.).

Третий способ заключался в свободном письме кистью. Согласно Плинию, последний способ использовали для росписи кораблей. Предполагают также, что техника росписи с помощью кестра, как более графичная, — самая древняя, затем она была усовершенствована с помощью каутерия, а свободная и более живописная работа кистью преобладала в позднее время. После наложения красок на основу картина выглядела мозаичной (без тональных переходов).

Поэтому вторая стадия работы заключалась в том, что разогретыми в печи каутериями краски разглаживали и, одновременно, перемешивали по границам цветовых пятен, создавая плавные переходы одного тона в другой. По завершении работы краски «прижигали», пододвигая вплотную к картине (стене) жаровню с горячими углями. Таким способом писали картины знаменитые живописцы V-IV вв. до н. э.

Мастер-класс по энкаустике — инструкция.Мы будем использовать готовые материалы для удобства и быстроты исполнения графических работ. Итак, начнем. 1. Для начала организуем рабочее место — застелим стол газетами или ненужной бумагой формата А3. 2. Подготовим утюг, желательно без отпаривателя, а еще лучше легкий дорожный утюг со съемной плоской ручкой. Нагреваем утюг на минимальной отметке 1. 3. Возьмем лист белого мелованного картона формат А4, набор масляной пастели или восковые мелки для детского творчества (продаются в канцелярских товарах), мастихин, свечу хозяйственную толстую, бумажные салфетки (для очистки утюга).

Проводим утюгом по картону слева направо или справа налево, как вам будет удобнее. Фон вы можете сделать утюгом одним из способов: провести одним движением из стороны в сторону, сделать волну, круг, «восьмерку» и т.д.

5. Последние штрихи. Смотрим что получилось, если сюжет читается хорошо — по возможности добавляем яркие контрастные элементы для усиления эффекта. Для рисования можно использовать носик и грани утюга, мастихин, шило. Чтобы нарисовать деревья, камыш, птиц — используем утюг, наносим более темный тон на грань утюга и прикладываем легким быстрым движением тонкими штрихами, рисуя ветки деревьев или траву и цветы. Для более тонких и четких контуров лучше использовать узкий мастихин — для работы нужно нагреть мастихин на утюге или над огнем и быстрыми движениями прорисовывать контуры, например, в портретах. Третий способ — по остывшей работе рисуем шилом тонкой штриховкой как твердым карандашем выбирая лишний воск до цвета бумаги (см. первую иллюстрацию с портретом).

Удачи и вдохновения всем первооткрывателям и творческим личностям! С Любовью, Анаис :-))

Такие работы могут получиться и у вас. Дерзайте!

Энкаустика – в переводе с греческого – искусство выжигания. Техника рисования, при которой воск связывает частицы красок между собой. Изображение наносится расплавленными цветными карандашами. E`nkaustika.jpg Еще в глубокой древности художники создавали объемные картины и иконы восковой энкаустикой. Она была тайной и переходила от предков. E`nkaustika-1.jpg

Чем увлекательна

Техника энкаустика отлично подходит женщинам, находящимся в декрете. Можно даже назвать антидепрессантом, так как отлично успокаивает и отвлекает от однообразия бытовых будней. Такой вид рисования помогает перенести свое настроение на бумагу и отвлечься от хандры и ненужных мыслей. E`nkaustika-2.jpg Простота используемого сырья, которое можно приобрести в любом канцелярском магазине по доступной цене, в виде цветных восковых карандашей (брусочков) и утюжка для энкаустики. Для нагревания материала подойдет и самый обычный советский утюг с гладкой подошвой. E`nkaustika-3.jpg Опрятность занятия. Горячим воском не испортить маникюр, не разбрызгать по сторонам, не испачкать руки и окружающие предметы. В случае попадания на стол или мебель, воск тут же остывает и его легко удалить с любой поверхности. E`nkaustika-4.jpg

Дополнительным преимуществом энкаустики можно отметить краткосрочность создания картины. Ведь на одно изделие вы потратите от 10 до 30 минут свободного времени.

Материалы для рисования

Данное прикладное искусство сильно полюбилось начинающим художникам, так как не требует знаний техники живописи. Начать можно с абстракции, отражающей текущее настроение, если пока не выходит писать пейзажи и натюрморты. E`nkaustika-10.jpg Художественный воск, насыщенный пигментами различных цветов, является основным материалом для использования в работе над произведением. Заменить его возможно восковыми мелками и карандашами. E`nkaustika-11.jpg Нагревается вещество при помощи утюга для энкаустики. Он устанавливается подошвой вверх и на ней плавятся материалы. Перед тем как плавить новый цвет поверхность очищается салфеткой или бумажным полотенцем. alt=»E`nkaustika-12.jpg » width=»800″ height=»1142″ />К вспомогательным материалам относятся ткань для полирования, подкладка для защиты пространства вокруг полотна и, собственно, плотный картон для нанесения воска. e`nkaustika-4-1.jpg Выполнить энкаустику можно также с помощью фена с режимом переключения температуры, но использовать нужно небольшие карандаши из воска. E`nkaustika-13.jpg Профессиональная энкаустика выполняется стержнем, который нагревается – его называют каутерий. Им возможно создать узор гораздо сложнее и прорисовать маленькие детали картины. E`nkaustika-14.jpg Для этого в продаже имеются насадки с различной толщиной и формой. E`nkaustika-15.jpg

Техники рисования

Можно изучить несколько видов нанесения воска, попробовать каждый из них и создавать свои шедевры, ведь энкаустика для начинающих – это хороший старт в мир искусства.

Начать проще с утюга и отрабатывать художественные приемы. Позже, научившись, перейти уже к работе с каутерием.

При помощи носа утюга

Им прорисовываются маленькие элементы рисунка. Обмакнув носик в расплавленный воск, наносите завитки и линии на картон, не забывая после каждого цвета удалять с поверхности утюга остатки предыдущего.

<center>ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!</center>
  • Генеалогическое дерево: 105 фото лучших идей и вариантов создания дерева. Советы по оформлению генеалогического дерева
  • Пионы из гофрированной бумаги — как сделать просто и быстро красивый бумажный букет своими руками (110 фото)
  • Бескаркасная мебель — советы по выбору дизайна, лучшие модели и советы по их применению (110 фото)

Отпечаток

При его помощи создаются хаотичные линии, чем-то напоминающие сосудистую сетку, жилки или оттиск смятой бумаги. После того, как нанесете краску, нужно прижать поверхность утюга к картону и поднять, не двигая из стороны в сторону.

Выравнивание

Без данного метода сама по себе энкаустика невозможна, потому что это основа всех остальных. Поворачивайте утюг подошвой вверх, возьмите выбранный карандаш и намажьте поверхность, чтобы он расплавился и не растекся. Затем утюжок переворачивается, и расплавленная масса переносится на бумагу, без надавливания на него, чтобы не сжечь поверхность.

Нанесение воска с помощью ребра

Ребром осуществляется прорисовка тонких линий различной длины. Например, цветочки и травка. Сначала краска наносится выравниванием.

Утюг ставится ребром и проводятся линии разной толщины и длины, которые завися от силы давления на утюг.

<center>ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!</center>
  • Домик из картона — пошаговая инструкция как сделать красивый игрушечный дом своими руками (75 фото)
  • Поделки из крышек — 95 фото самых простых и красивых идей для поделок своими руками
  • Открытки на 23 февраля своими руками — лучшие идеи и советы как сделать красивую и оригинальную открытку

Обучение энкаустике

Как нарисовать энкаустику без утюжка и воска? Для этого потребуется плотная бумага или кусок картона, разноцветные карандаши и фен с регулятором температуры. То есть и без специальных материалов можно познакомить ребенка с искусством, преподав уроки энкаустики. Нужно подготовить лист бумаги или картона: смазать край клеем и выдержать пару часов для подсыхания. Возьмите карандаши, предварительно выбрав по цвету. Размер карандашей должен быть средним – не слишком коротким, но и не длинным (можно подрезать). Приклейте их в виде заборчика к краю листа или картона, предварительно намазанные клеем. Включите фен на максимально горячую температуру и прогрейте концы карандашей по направлению вниз.

<center>ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!</center>
  • Поделки из шпагата — как сделать своими руками красивые и оригинальные поделки (85 фото)
  • Икебана: интересные идеи, варианты оформления и советы по выбору стильной икебаны (110 фото)
  • Объемные открытки — интересные идеи и советы как изготовить красивую открытку своими руками (105 фото)

Установите вертикально лист и наклоняйте в разные стороны таким образом, чтобы расплавленный воск перетекал и создавал нужный узор. Когда работа высохнет – картина готова. Можно украшать стены и предметы интерьера своими изделиями, создавать подарки в виде открыток. Все зависит только от вашей фантазии. Но не забывайте делать фото энкаустики в память о своих произведениях искусства.

Энкаустика – рисование утюгом, мастер класс для начинающих

Картина, написанная по технике энкаустика

Энкаустика — это рисование восковыми мелками, растопленными на поверхности горячего утюга. Такое нехитрое приспособление поможет создать удивительные картины, освоить интересное рукоделие.

Что такое энкаустика?

Данное искусство подразумевает создание картин при помощи расплавленного воска различных цветов. Такие работы до сих пор находят на раскопках Древней Греции. Раннехристианские картины и ныне сохраняют свои яркие краски.

  • бумага;
  • утюг;
  • восковой карандаш.

Рисование воском: необходимое оборудование и материалы для энкаустики

Изображать можно всё что угодно. Если вы начинающий художник, тогда вам будут под силу абстрактные картины. Если вы имеете опыт в создании полотен, тогда сможете изобразить чёткие пейзажи.

Пейзаж в стиле энкаустика

Главный материал, который требуется в работе, это художественный воск с цветными пигментами. Он продается в специализированных художественных магазинах. Если нет возможности приобрести такой воск, тогда используйте мелки для рисования и восковые карандаши. Их можно приобрести в магазине канцтоваров.

  • глянцевый плотный картон;
  • мягкая тряпочка для полирования;
  • подкладка на рабочий стол, чтобы он в процессе работы оставался чистым.

Утюг для рисования в стиле энкаустика

Если такой возможности нет, тогда используйте обычный бытовой утюг, но он должен быть небольшого размера, иметь подошву без отверстий и регулятор температуры.

Вам потребуются туалетная бумага и салфетки либо тряпочка, этими материалами нужно очищать подошву утюга, чтобы поменять цвет воска на новый.

Если у вас имеется фен, в котором можно регулировать температуру, тогда можно применять его. Тогда в качестве материалов используйте восковые карандаши.

Если энкаустика станет вашим постоянным хобби или даже источником дохода, тогда нужно будет купить специальный нагревательный стержень который имеет название каусария. Он поможет изображать небольшие детали и витиеватые узоры.

Нагревательный стержень для рисования в стиле энкаустика

Энкаустика для начинающих

  • разглаживание;
  • работа ребром;
  • оттиск;
  • работа носом.

Когда материал приобретет такую консистенцию, нужно будет провести утюгом по поверхности бумаги, но сильно не нажимая на неё, чтобы не сжечь. На листе должен будет остаться след желаемой формы.

Краска на подошве утюга

Работа ребром позволяет создавать различные полоски. Такой прием используется для того, чтобы рисовать траву, цветы. Сначала нужно действовать так же, как в случае, когда вы наносили оттиск в технике разглаживания. Теперь поставьте на этот рисунок утюг ребром, чтобы получить полоску нужной длины. Излишки воска уберите при помощи мягкой тряпочки.

Маленький рисунок в стиле энкаустика

Чтобы, используя технику энкаустика, сделать на рисунке прожилки, нужно нанести краску на бумажную основу, а затем положить на неё на несколько секунд подошву утюга. При этом он должен лежать, как влитой, им нельзя ёрзать.

Рисование боковой частью утюга

Чтобы создать мелкие детали картины, нужно обмакнуть кончик утюга в расплавленный воск, а затем приложить его к полотну в нужном месте.

Готовый рисунок в стиле энкаустика

Энкаустика — мастер-класс с фото

Теперь, когда вы познали азы этого искусства, пора переходить к практическому занятию. Оно будет лёгким, под силу начинающим.

Интересный вариант рисования с помощью нагревательного прибора

  • восковые карандаши;
  • белый лист плотного картона;
  • клей;
  • фен, в котором можно регулировать температуру.

Намажьте верхнюю часть листа клеем, прикрепите сюда восковые заготовки плотно друг к другу острием вниз. Когда клей высохнет, поднесите фен к кончикам восковых карандашей, включив его на самую сильную мощность. При этом заготовки должны будут начать плавиться, и воск будет постепенно стекать вниз.

Рисование путем нагрева восковых карандашей

Если вам нужны строгие вертикальные линии, тогда держите лист картона в привычном положении. Если вы хотите добиться интересных спецэффектов, тогда поворачивайте его из стороны в стороную.

Стекание восковых линий в результате нагрева карандашей

Если вы удовлетворены получившимся результатом, то положите работу на горизонтальную поверхность и дождитесь застывания своего шедевра.

Вариант картины из разноцветных восковых карандашей

Такой арт-объект украсит жилище или станет необычным подарком на Новый год или к другому празднику.

Следующий мастер-класс позволит создать красивую абстрактную картину.

  • плотная бумага;
  • маленький утюжок без дырочек на подошве;
  • восковые карандаши;
  • бумага, которой можно застелить рабочую поверхность.

Восковые карандаши на разогретой подошве утюга

Теперь поднесите утюжок к бумажному листу и начинайте продвигать его горизонтально в одну и в другую сторону. Старайтесь, чтобы при этом цветные полосы как можно меньше пересекали друг друга и смешивались друг с другом.

Нанесение растопленных восковых карандашей на бумагу

Как вы поняли, был применён принцип разглаживания. Теперь нужно использовать метод оттиска. Для этого прижимайте утюг к поверхности, чтобы оставлять на ней неравномерные отпечатки. Вы можете на каждом сделать ещё несколько оттисков, чтобы добиться интересного эффекта.

Прорабатывание утюгом мелких деталей рисунка

Подождите, пока картина в технике энкаустика немного остынет и примерно через минуту отполируйте ее поверхность мягкой тряпочкой.

Полностью готовый рисунок из растопленных восковых карандашей

Неискушенный зрители вряд ли поймет, из чего вы сделали данную работу, красивую и очень эффектную. После того, как вы потренируйтесь на простых образцах, можете переходить к более сложным.

Энкаустика — мастер-класс для опытных

  • варочная поверхность;
  • утюг;
  • бумага;
  • поролон;
  • ткань.

Закрепленный на варочной поверхности лист

Чтобы нарисовать пейзаж, возьмите восковой мелок или карандаш синего цвета и начинайте растушевывать его в верхней части листа. Так как картонная основа будет нагретой, сделать это будет несложно.

Растушевка восковым мелком

Далее рисуются горы. Для этого положите мелок коричневого цвета на подошву утюга, переверните инструмент, нагрейте его.

Прорисовка гор коричневым восковым мелком, растопленным на подошве утюга

Затем приложите утюжок к поверхности листа, изображайте остроконечные вершины и систему гор, используя некоторые приемы энкаустики.

Пошаговое придание рисунку конечного вида

Техника рисования воском на бумаге

Техника энкаустика позволяет получать очень красивые пейзажи. В этом вы сейчас убедитесь. Посмотрите, какие чудесные картины создают мастерицы.

Рисунок из воска на бумаге

  • утюжок для энкаустики или обычный дорожный небольшого размера без отверстий;
  • глянцевый картон, подойдёт толстая фотобумага для принтеров, на которой печатают фотографии;
  • цветные мелки;
  • салфетки;
  • мягкая тряпочка.

Разноцветный воск на подошве утюга

Когда они станут мягкими, можно их использовать, но не дожидаясь, пока воск начнёт стекать с поверхности утюга вниз.

Приложите расплавленный воск к глянцевому картону, проведите движением слева направо. При этом утюгом делайте небольшой полукруг.

Нанесение растопленного воска на глянцевый картон

Осторожно, чтобы не обжечься, сотрите с поверхности утюга воск салфетками и положите сюда мелки другого цвета. Когда они расплавятся, поставьте утюжок на правую часть листа и проведите налево, затем в обратную сторону и еще раз налево.

Зелёный расплавленный воск на подошве утюга

Теперь нужно убрать салфеткой этот воск с утюга и расплавить на нём коричневый. Подготовленным раствором делайте так называемые отлипы. При этом нужно прикладывать утюг к бумаге и быстро поднимать его. Так делают несколько раз.

Коричневый расплавленный воск на подошве утюга

Осталось обозначить мелкие детали. Для этого используются перечисленные ранее приемы. Проведите ребром, а затем кончиком утюга по рисунку, чтобы изобразить кустик.

Росток травы, нарисованный воском

Посмотрите, какая красота получилась. Так как картина выполнена восковыми красками, она будет очаровательно блестеть.

Готовая картина из расплавленного воска на глянцевом картоне

Техника энкаустика хорошо ещё тем, что можно придумывать сюжет для картины прямо на ходу. Делая несколько движений утюгом, расположив воск в произвольном порядке, вы можете обнаружить, что нарисовали незадуманное ранее.

Мастерица из следующего мастер-класса именно так изобразила птицу на своём шедевре. Но обо всём по порядку.

  • термостойкий глянцевый картон;
  • немецкие и российские восковые мелки;
  • утюжок;
  • полотенце;
  • салфетку.

Теперь надо положить белые и синие мелки на теплый утюг, начать рисовать ими.

Растопленные на подошве утюга белые и синие восковые мелки

Поверните лист картона и покройте его воском при помощи утюга с другой стороны. Теперь нужно нарисовать рёбрами утюга облака.

Прорисовка облаков ребром утюга

Приглядевшись, мастерица увидела, что на полотне появилась птица, правда, немного странная. Было решено дорисовать ей перья кончиком утюга.

Прорисовка мелких деталей кончиком утюга

Можно сделать корректировку, используя зубочистку или остроносую деревянную шпажку. При помощи неё вы уберите лишнее, что-то дорисуете, что-то почистите.

Корректировка рисунка зубочисткой

Теперь нужно сделать оттиски, чтобы изобразить траву, кустики. Для этого на утюг положите зеленый и коричневый мелок, прикладывайте их к нужной части рисунка.

Прорисовка травы путем оттиска

Кроны деревьев изображают так. Нанесите немного коричневого или зелёного воска на носик утюга и рисуйте эту деталь картины этой частью инструмента.

Прорисовка крон деревьев

Применяя технику оттиска, нарисуйте на стволе и ветках листики, а шпажкой нанесите корректировку.

Прорисовка листочков на деревьях путем оттиска

Первая птица героине не понравилась, поэтому она нарисовала на этом месте крону дерева. Но затем решила нарисовать чайку белого цвета. Для этого нужно пропоцарапать контур птички острием деревянной палочки. Окуните его в расплавленный воск и дорисуйте детали.

Процарапанный силуэт чайки

Останется отполировать шедевр мягкой салфеткой и можно вешать картину или подарить ее к любому празднику.

Готовый отполированный пейзаж в технике энкаустика

Как рисовать утюгом — техника для начинающих

Следующий мастер-класс позволит создать картину в красно-жёлтых тонах с темными вкраплениями.

Нарисованный утюгом пейзаж в красно-жёлтых тонах

  • глянцевый картон формата А5;
  • восковые детские мелки;
  • утюг без отверстий на подошве с терморегулятором, который предназначен для сухой глажки.

Материалы для создания красно-жёлтого пейзажа

Температура утюга должна быть минимальной, поэтому поставьте терморегулятор в положение разглаживания шерсти или шелка. Расположите мелки на подошве этого инструмента так, чтобы желтый оказался внизу, оранжевый под ним, красный ещё ниже, дальше идет темно-розовый и бордовый.

Правильное расположение цветов на подошве утюга

Нарисуйте этой цветной радугой яркое небо, применяя прием разглаживания. Для этого просто водите утюгом по поверхности бумаги так, будто вы гладите справа налево и наоборот.

Нанесение цветов на бумагу

Вытрите салфеткой излишки воска на тёплой поверхности утюга и положите сюда мелки другого окраса. Какие, видно на следующей фотографии.

Вторая партия мелков на подошве утюга

Также нужно прогладить лист по горизонтали движениями туда-сюда. Таким образом вы сделаете основной фон.

Готовый основной фон картины

Чтобы рисовать утюгом далее, нужно на его кончике растворить мелок чёрного цвета. Используйте эту часть рабочей поверхности утюга, делая его кончиком оттиск на бумаге.

Черный восковый мелок на кончике подошвы утюга

Далее, при помощи этой техники произведите оттиски внизу листа и создайте сказочную растительность.

Создание растительности на картине путём оттиска

Чтобы рисовать воском далее, используйте боковые стороны утюга. Ставьте его на ребро на нанесенный фон, чтобы получились вертикальные линии, например, трава.

Трава, нарисованная ребром утюга

После того, как вы сделали оттиск черным воском, на кончике утюге у вас останется определенный рисунок. Не вытирайте это покрытие, делайте отпечатки далее, получится эффектный результат.

Нанесение оттисков остатками воска на подошве утюга

Такая энкаустика подойдёт и для начинающих, так как не требует особых навыков.

Теперь рисуйте кончиком утюга, для этого носиком утюга нужно подцепить немножко воска и водить им на рисунке, создавая здесь черные цветы и листочки.

Прорисовка мелких деталей кончиком подошвы утюга

Посмотрите, как рисовать воском птиц. Для этого поставьте на нужной части картины кончиком утюга точку. Затем ребрами нарисуйте по два крыла для каждой птицы.

Две нарисованные птички

Заключительный аккорд — полирование изображения мягкой тряпочкой. Оно получится лучезарным и блестящим.

Готовая картина после полировки

Когда вы потренируетесь на таких работах, то сможете создавать в данной технике шедевры с более мелкими чертами.

Розовый цветок, нарисованный по технике энкаустика

  • черный картон;
  • белый маркер;
  • восковые мелки;
  • утюжок;
  • мягкую тряпочку.

Прорисованный силуэт будущего цветка

Держите утюг в правой руке, а в левую возьмите зелёный мелок. Прислоните его кончик к утюгу, чтобы воск слегка оплавился.

Зелёный восковый мелок на кончике подошвы

Если вы лучше владеете левой рукой, тогда держите инструмент и мелок так, как удобно именно вам.

Начинайте заполнять сначала одну половину листа, двигая утюг вверх и вниз. Не отрывайте его от картона, чтобы получился сплошной слой. Теперь точно так же заполните вторую половину листа.

Нарисованный листочек цветка

Возьмите розовый мелок, расплавьте его на кончике утюга и начинайте воссоздавать розовый лепесток.

Прорисованный розовый лепесток цветка

Таким же образом выполните все элементы цветка. Те лепестки, которые находятся ближе к зрителю, нужно заполнять последними, чтобы создать объём.

Нанесите на кончик утюга коричневой краски и сделайте веточку. Из жёлтой и коричневой сформируйте тычинки.

Веточки и сердцевина цветка

Чтобы цветок выглядел более реалистичным, нужно слегка поцарапать специальным инструментом от сердцевины к началу лепестков. Для этого можно использовать заостренную деревянную палочку.

Прорисовка мелких деталей на лепестках

При помощи этого же приспособления вы можете сцарапать воск там, где он не нужен, чтобы сделать контуры лепестков и цветков более ровными.

Если элементы картины уже застыли, можно положить полотно на нагревательную поверхность, чтобы воск слегка размягчился и убрать лишнее или нарисовать прожилки на листах. После финальной шлифовки картины мягкой тряпочкой можно с гордостью полюбоваться итогом работы.

Полностью готовый цветок из растопленного воска

Да, если постараться, то и утюг станет инструментом талантливого художника.

Представленные работы больше по силам взрослым, и маленьким детям нельзя давать для работы даже тёплые утюги. Поэтому ознакомьтесь с разновидностью данной техники, которой с удовольствием занимаются малыши.

Техника энкаустика для детей

Предложите ребятам заняться энкаустикой в стиле пуантилизма. Следующий мастер-класс поможет вам освоить это рукоделие самим и научить ему детей.

На листе бумаги нужно нарисовать простым карандашом очертания будущего шедевра. Например, это петушок.

Восковые мелки для прорисовки петушка

Чтобы вы смогли изобразить его, предлагаем приложить лист бумаги к представленному шаблону и просто перерисовать.

Схема петушка на белом фоне

Так как энкаустика всё равно подразумевает нагревание воска, поэтому находитесь вместе с ребенком во время занятия. Поместите свечу в удобную емкость, зажгите ее. Пусть ребёнок держит восковой мелок над пламенем свечи, пока не образуется капля. После чего ее нужно быстро перенести на определённый участок рисунка.

Мальчик создает рисунок по технике энкаустика

Работа требует терпения, аккуратности, но зато результат получится изумительным. Такая объемная картина станет предметом гордости родителей за своего ребёнка.

Готовый детский рисунок петушка

Если дети совсем маленькие, тогда не нужно показывать им методику сотворения картины горящей свечой, а лучше научить их тому, как можно создавать шедевры в технике пуантилизма, используя безопасный для них холодный метод.

  • листы черного картона;
  • ватные палочки;
  • краски.

Детский рисунок дерева

Чтобы закрепить изученный материал, посмотрите видеосюжет, который поможет начинающим и детям старшего возраста еще лучше освоить рисование горячим воском.

Если вы уже достаточно потренировались, тогда попытайтесь создать живописный пейзаж вместе с автором следующего видео.

Источники:

https://game-raft.ru/podelki/risovanie-voskom.html
https://hobby-kalejdoscop.ru/vyazanie/enkaustika-eto.html
https://www.toybytoy.com/stuff/Encaustic-painting-everything-you-need-to-know
https://vesali.ru/skidki-i-rasprodazhi/enkaustika-opisanie-tehniki-i-sovety-po-vyboru-idej-dlya-kartin-115-foto-luchshih-primerov-enkaustiki
https://tutknow.ru/rukodelie/10909-enkaustika-risovanie-utyugom-master-klass-dlya-nachinayuschih.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *