Бумагопластика для детей с овз

Бумагопластика для детей с овз

Методика использования ассоциативных карт в работе с разными категориями трудных клиентов

Методика проведения групп для женщин «Исцеление женских ран»

Методика проведения тренинга «Исцеление Внутреннего ребенка»

Скоро

Ректорий: новые смыслы развития университетов на границах сфер образования, науки, бизнеса и искусства

22 международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)», посвященный 100-летию профессора М.С. Роговина

Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

Всероссийская конференция «История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее»

X Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Психокоррекция детей с ограниченными возможностями

Автор

/module/item/name

В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями стала наиболее острой. В 90-х годах инвалидность при рождении определялась у 3-4-го ребенка, сейчас – у каждого второго. Если 10-15 лет назад, по нашим наблюдениям, рождалось много детей с ДЦП, то сейчас мы наблюдаем рост рождаемости детей с эмоциональными расстройствами, в том числе с РДА, с нарушением поведения и деятельности, а также с сочетанными нарушениями развития.

Дети «с особыми нуждами» составляют неоднородную группу. Специальная психология выделяет следующие категории детей с нарушениями развития:

  • Дети с нарушениями интеллекта (умственная отсталость различной степени). Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности и поведения, возникшее в результате органического поражения головного мозга.
  • Дети с отклонениями в познавательном развитии (задержка психического развития). ЗПР выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.
  • Дети с нарушениями слуха (НСТ разной степени).
  • Дети с нарушениями зрения (слепота, слабовидение, косоглазие, недоразвитие сетчатки или других органов глаза).
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.1. Заболевания нервной системы: ДЦП, нейроинфекции.2. Врожденная патология ОДА: врожденная дисплозия тазобедренного сустава, кривошея, косолапость, недоразвитие и аномалии развития конечностей, позвоночника и пр.3. Приобретенные заболевания и повреждения ОДА.
  • Дети с нарушениями речи (алалия, дизартрия, дисграфия, заикание, мутизм).
  • Дети с эмоциональными расстройствами, в т.ч. с РДА, аутоподобное нарушение поведения, страхи, фобии.
  • Дети с нарушениями поведения и деятельности.
  • Дети с тяжелыми множественными нарушениями (умственная отсталость, ДЦП, ранний детский аутизм, эпилепсия и пр.).

Структура дефекта развития у данных категорий детей различна, но обусловлена следующими нарушениями:

  • ​ двигательными;
  • речевыми;
  • сенсорными;
  • эмоциональными;
  • поведенческими.

Клиническая картина нарушений в каждом отдельном случае разная, однако, можно выделить ряд проявлений, характерных для всех перечисленных категорий:

  • социальная дезадаптированность ребенка;
  • низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия и представлений, памяти, мышления);
  • нарушения сенсорно-перцептивных функций (трудности пространственного анализа и синтеза, понимания схемы тела, пространственно-временных отношений, зрительного, слухового, тактильного восприятия);
  • нарушение речевых функций (дизартрия, нарушение фонематического восприятия, анализа слов, трудности усвоения лексической и понятийной стороны языка, полное отсутствие речи);
  • задержка или нарушение развития мышления (снижение, уплощение интеллекта, недоразвитие мыслительных операций, таких как классификация, сравнение, анализ-синтез и пр.);
  • заторможенность, ригидность, стереотипность и однообразие мыслительной деятельности, повышенная истощаемость, неустойчивая динамика ее продуктивности;
  • недостаточность или грубые нарушения психомоторных функций (крупная и мелкая моторика, зрительно-моторная координация, моторная неловкость):
  • несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы;
  • нестабильность эмоционального состояния, возбудимость, страхи, фобии, повышенная тревожность, невротизация;
  • снижение произвольности психических процессов, деятельности, поведения;
  • стереотипия поведенческих реакций, «застревание» на определенных поведенческих реакциях и фразах, склонность к аутоподобному поведению;
  • несформированность предметно- практических умений и навыков;
  • нарушения в становлении личностных качеств и Я-концепции.

Кроме того, у детей с нарушениями в развитии часто наблюдаются психологические особенности, которые могут препятствовать их успешной интеграции в общество:

  • некритичность, неадекватная самооценка и уровень притязаний;
  • недостаточное развитие коммуникативных навыков;
  • избирательное принятие социальных норм и правил поведения, неосознанность и отрицание многих из них;
  • узость круга интересов, отсутствие мотивов к продуктивной деятельности;
  • ​ социальный и личностный инфантилизм.

Поэтому детям «с особыми нуждами» требуется коррекционно-развивающая и восстановительная работа не только на познавательном уровне, но и на эмоционально-личностном и поведенческом уровне, т.к. без этого ре6бенок неспособен усваивать необходимые виды деятельности, вступать в разнообразные системы социальных и межличностных отношений.

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы

Наиболее распространенная категория детей, нуждающихся в коррекции, — дети с тяжелыми множественными нарушениями. Сложная структура дефекта предполагает дифференцированный подход к психологической коррекции, т.е. учет в каждом конкретном случае формы, степени тяжести, специфики и сочетанности нарушения психических функций.

Чаще всего приходится работать с детьми, у которых основной дефект, например ДЦП, осложнен интеллектуальным недоразвитием тяжелой степени, нарушением зрения, слуха, отсутствием речи, чертами аутичного поведения, иногда с эписиндромом, т.е., с так называемым сложным нарушением. Это требует специфических, нестандартных методов коррекционной работы.

Для детей с сохранным интеллектом, с легкой степенью ЗПР или олигофрении используется метод арт-терапии, который включает в себя различные приемы,такие как:

  • ​ конструирование;
  • лепка;
  • аппликация из различных видов материалов;
  • ​ бумагопластика;
  • ​ рисование на различных поверхностях;
  • ​ куклотерапия, а также изготовление кукол для занятия из различных материалов;
  • ​ сказкотерапия по изготовленным аппликациям, рисункам, коллажам;
  • коллаж;
  • двигательная терапия;
  • музыкотерапия.

Для данного метода применяются различные материалы: бумага, ткани, нитки, пластилин, краски, мелки, наклейки, бисер, пайетки, старые журналы, бросовые, разрозненные пуговицы, бусы и пр. Использование данного метода позволяет решать следующие задачи: а) развить сенсорные эталоны и обогатить сенсорно-перцептивный опыт, б) расширять знания об окружающем мире, в) сформировать целостную картину мира, г) стабилизировать эмоциональное состояние, помочь ребенку в символической форме отреагировать переживания, д) формировать произвольность деятельности и поведения.

Игровая терапия – универсальный метод, который включает в себя:

  • игровую терапию реальной жизни (проигрывание проблемных ситуаций семейных отношений, взаимодействия со сверстниками, соперничество, кризисные и подростковые конфликты и др.). В данном случае чаще всего используется техники ролевых игр, драматизации, театрализованной игры, сказкотерапии, элементы тренинговых упражнений;
  • игровую терапию отреагирования (проигрывание стрессогенных ситуаций, прошлого травмирующего опыта). Наиболее эффективной в этом случае показала себя сказкотерапия, символдрамма, рисование и проигрывание «виртуальной действительности»;
  • игровую терапию построения отношений (проигрывание возникающих эмоций и ситуаций «здесь и сейчас», эмоциональная поддержка друг друга в сложных ситуациях). Наибольший эффект в данном случае проявился при использовании символдраммы, визуализации (упр. «Волшебный магазин», «Айсберг» и пр.) в сочетании с арт-терапией.
  • игровую терапию творческого самовыражения (игры «творческого беспорядка»).

В ходе игровой терапии создается такой психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом а) взаимодействуют друг с другом, моделируют систему социальных отношений и социального опыта, б) приобретают новые знания о себе и о мире, в) формируют реальные отношения партнерства и сотрудничества, интериоризируют и усваивают адекватные способы ориентировки в проблемных ситуациях, социально-бытовые навыки и умения адаптироваться в мире, г) формируют способность к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе норм и правил игры, д) тренируют память, внимание, мышление, е) развивают воображение, речь, моторные навыки.

Сенсотерапия — уникальный метод, соединяющий в себе приемы других методов:

  • арт-терапию (музыка, рисование);
  • сказкотерапию (сочинение сказок, историй, например, «Сказка по кругу», «Сказки у костра», «Сказочные истории с предметами», «Семья животных»);
  • игровую терапию (подвижные игры: «Поимки сокровищ», «Путешествие по морю», «Полет в космос»);
  • цветотерапию;
  • двигательную терапию (танцы, свободные движения под музыку);
  • тренинговые упражнения («Свеча», «Слепой и поводырь»);
  • релаксацию.

На занятиях в сенсорной комнате решается комплекс задач по развитию познавательных процессов, крупной и мелкой моторики, стабилизации эмоционального состояния и поведения.

Во время занятий создается комплексное психотерапевтическое воздействие на все анализаторы ребенка, включая эмоциональную и двигательную память. Мозг активизируется через стимуляцию базовых анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярных рецепторов. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный опыт и обрести уверенность в себе. Занятия в условиях сенсорной комнаты помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению знаниями схемы тела, развитию зрительно-моторной координации.

Сенсотерапия проводится по показаниям в двух видах:

  • релаксация, снятие эмоциональной возбудимости
  • стимуляция познавательной и двигательной активности.

Релаксация достигается через воздействие специальной музыки, звуков, терапевтических сказок, цвета, световых ламп, интерактивного пола, сухого бассейна.

Стимуляция познавательной и двигательной активности производится через световые панели, панно «Звездное небо», игры с интерактивным полом, интерактивную панель «Геометрические фигуры», подвижные игры «Прятки», «Жмурки», «День-ночь», «Найди, что спрятано» и пр. Данные приспособления и развивающие игры активно привлекают внимание ребенка, возбуждают его познавательный интерес, стимулируют деятельность и ориентировочно-поисковые действия. Для стимуляции мелкой и крупной моторики, развития речи и воображения проводится « Гимнастика Гномиков», соединяющая в себе массаж и пальчиковую гимнастику:

  • Гномики спят;
  • Гномики просыпаются, потягиваются;
  • Гномики умываются;
  • Гномики готовят завтрак (пекут пирожки), завтракают;
  • Гномики моют посуду;
  • Гномики идут играть.

В этот сказочный сюжет можно включать не только различные игры, но и предметную деятельность, рисование, лепку, аппликации, элементы игрового тренинга, танцевальную терапию и др. терапевтические приемы.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение миропознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Детей привлекают в сказках отсутствие прямых нравоучений, безобидность, занимательность сюжета, возможность взять инициативу в свои руки, повествование «от 3-его лица», «обезличенность» главного героя, расширение позитивного опыта, решение трудных ситуаций и проблем безопасным способом.

Основные приемы работы со сказкой:

  • Рассказывание сказок;
  • Сочинение авторских сказок;
  • Сочинение сказок по рисункам, аппликациям, коллажам;
  • Переделывание существующих народных или авторских сказок (изменение деталей, конца, элементов сюжета, введение новых героев);
  • Постановка сказок с помощью изготовленных самостоятельно персонажей, пальчиковых и перчаточных кукол;
  • Сочинение сказочных историй «от 1-го лица» с использованием подручных предметов.

Водно-песочная терапия, песочная анимация — наиболее эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими грубое нарушение интеллектуального, психомоторного и психоречевого развития. Водная терапия способствует расслаблению спастики рук, улучшению хватательных движений, моторной ловкости и развитию зрительно-моторной координации. Песочная терапия коррегирует память, внимание, логическое мышление, стимулирует развитие воображения, речи, способствует снижению страхов, тревожности через выполнение специфических заданий: песочной анимации (рисование на песке картин, сказок, «мультиков»), поисков «клада», создания «песочных картин» из мелких игрушек. Занятия с водой и песком создают релаксационный эффект, что способствует снижению спастики рук, коррекции страхов, тревожных состояний, снятию гиперактивных и гипервозбудимых реакций.

Одним из инновационных методов, применяемых в коррекционно-развивающей работе, является аудио-визуальный компьютерный комплекс «Возьми и сделай» (Тимокко).

Комплекс предназначен для работы с детьми младшего и среднего возраста для обучения детей с ДЦП двигательным навыкам, при гипотонии, нарушении тонуса мышц плечевого пояса, нарушениях координации движений, на начальных этапах работы при посттравматических моторных расстройствах, при генетических синдромах, при чертах аутичного и аутоподобного поведения. В комплекс входят пять игр:

  • «Воздушные шары»;
  • «Что под зонтиком»;
  • «Звездный путь»;
  • «Рисование»;
  • «Волейбол»;

С помощью перечисленных интерактивных игр решаются следующие задачи:

  • Повышение концентрации внимания и способности понимать правила игры.
  • Улучшение координации рук и глаз, освоение новых движений.
  • Развитие двусторонней координации при использовании обеих рук одновременно.
  • Обучение контролю над движениями, тренировка точности движений.
  • Укрепление и стимулирование мышц плечевого пояса и рук.
  • Обучение целенаправленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие произвольности деятельности и поведения.
  • Повышение мотивации детей к двигательной и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. Дети развивают двигательные и когнитивные навыки в игровой среде, где игры носят безопасный, бесконкурентный характер.

Невозможно охватить все многообразие методов и приемов, которые используются для коррекционно-развивающей работы с «особыми» детьми. Но именно индивидуальный подход к каждому ребенку, упорный систематический труд, сотрудничество специалистов, родителей и ребенка помогут преодолеть трудности и дадут ребенку шанс успешно адаптироваться в обществе.

Бумагопластика для детей с овз

В реабилитации детей-инвалидов (особых детей) немного универсальных форм работы, позволяющих относительно гармонично развивать ребят.

Рисование в реабилитации особых детей

Рисование – одна из них, хотя его частенько считают пустой затеей не только родители (родители детей-инвалидов в том числе), но и специалисты. Подменяют штриховками, раскрасками. А это совсем не одно и то же по развивающей силе.

Рисование стимулирует оба полушария мозга. В этом его большая польза для реабилитации детей-инвалидов (особых детей, как мы их называем). Его можно применять как

    (форма активной артерапии) для ребёнка с ОВЗ,
  1. и развитие его познавательных способностей.

С некоторых пор занятия для детей с ОВЗ я начинаю именно с него. Эта пора началась со знакомства с работами М. Шичиды. Неважно сколько ребёнку лет, какое у него основное заболевание – задержка развития (в разной, конечно, степени) в наличии всегда и с ней надо работать, применяя любимые детьми методы.

Меняется только уровень необходимых навыков. Поясню: с малышами, детьми с ДЦП начинаем с пальчиковых рисунков, другие дети могут рисовать карандашом, кистью.

Особую группу представляют детки с аутизмом. Некоторые из них брезгливы и рисование пальцами тут не пойдёт. Если ребёнок всё же согласился на пальчиковое рисование, то всегда имейте под рукой влажные салфетки, чтобы быстро-быстро вытереть руки.

Пальчиковое рисование для детей с ОВЗ

1. Главный материал – его купим или сделаем сами из натуральных материалов – пальчиковые краски. Рецептов в интернете достаточно. Лично мне нравятся краски из порошкового мела, смешанного сперва с соком красителей. Смесь хорошенько перемешивается и растирается с желтком яйца (он придаст блеск). Но для ребёнка постарше, который уже не тащит всё в рот, проще пальчиковые краски купить.

Подойдут вообще-то любые краски: гуашь, акварельные. Особенно для ребят постарше, умеющих соблюдать технику безопасности. Обычно они смеются, когда просишь не есть краски.

2. Бумага. Любая. Подойдут даже разрезанные на части куски остатков старых обоев.

3. Планшет. На него малярным скотчем закрепим лист бумаги. Подойдёт кусок фанеры (только края ошкурить, чтобы художник не занозил пальцы), разделочная доска (если у вас есть достаточно большая) и всё подобное.

4. Фломастеры. Нарисованные пальцами картинки (мелкие детали на них) дорисуем фломастером.

Творчество малышей с ОВЗ

Материалы готовы. Приступим к творчеству.

Рисовать рукой (как инструментом) можно ладошкой, пальцами и сочетая ладошку и пальцы. Особому ребёнку нельзя просто так дать материалы. С ним надо рисовать вместе. Он научится рисовать сам, но потом. Поначалу помогаем, одобряем, обсуждаем, что получилось. Всячески мотивируем, одним словом. Идём от простого к более сложному постепенно.

1. Поэтапное рисование. Покажите ребёнку, как рисовать животное подушечками двух пальчиков: мизинца и указательного.

2. Любимые предметные картинки мальчишек

Динозавры

Динозавры. Пальчиковое рисование

Сказочный дракон

Сказочный дракон

3. Простые сюжеты

Зима-зимушка пришла

Летняя картина пальчиками

4. Рисунок собачки ладонью

Рисунок собаки ладонью5. Сочетание пальчикового рисования и аппликации или рисования кисточкой. Чаще это совместная работа со взрослым. Пальчиковое рисованиеДети-инвалиды (особые дети) такие же дети как все: радуются, грустят, скучают. Из-за тяжёлого основного заболевания им не всякое творчество доступно. Но если ребёнок способен ткнуть пальцем в бумагу, мы просто обязаны это использовать для занятий с ним. Рисунки получаются весёлые и яркие.

Работа с детьми с ОВЗ в детском саду

Специальная среда для детей с ОВЗ в детском саду

В России больше 7 лет действует закон, согласно которому детские сады должны создавать специальную среду для развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассказываем, какие условия нужны детям с ОВЗ и как построить работу с “особенными” детьми в ДОО.

Ограниченные возможности здоровья и инвалидность: в чем разница

Детей с ОВЗ часто путают или сравнивают с малышами с инвалидностью. Это разные понятия и важно понимать их отличия.

Ребенок с ОВЗ имеет регулярное или временное отклонение в физическом или психологическом развитии. Например, он плохо видит или слышит, заикается или имеет другие нарушения речи, отстает в психическом развитии или страдает аутизмом. Такие нарушения могут быть временными или постоянными, легкой или тяжелой степени. По мере развития ребенка они могут полностью уйти в прошлое. Диагноз «ограниченные возможности здоровья» не всегда устанавливается врачом, он лишь означает, что этот малыш особенный и к нему нужен индивидуальный подход.

Инвалидность предполагает значительные нарушения функций организма. Они могли появиться в результате травмы или врожденного дефекта у ребенка. Эти отклонения трудноустранимы или их невозможно устранить, поэтому диагноз не снимается с ребенка годами, а иногда и в течение всей жизни. Инвалидность устанавливается врачами-экспертами на медико-социальной комиссии, имеет официальный статус и предполагает наличие пособий и выплат родителям малыша.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды нуждаются в особых условиях для развития и обучения, внимании и заботе. Их обучают по схожей методике, особенности которой зависят от типа и степени выраженности заболевания.

Где могут обучаться дети с ОВЗ

Дети с ОВЗ могут посещать специализированные или обычные детские сады. Выбор группы и учреждения зависит от степени тяжести отклонений у ребенка. Есть два основных варианта обучения.

1. Детские сады или группы компенсирующего вида
Это специальные группы, которые направлены на коррекцию патологий у детей. Обычно их посещают дошкольники с серьезными физическими и психическими нарушениями. В каждую группу назначаются дети со схожими видами нарушений и обучаются внутри группы по единой программе.

2. Комбинированные группы
Такая группа сочетает в себе обычных деток и дошкольников с нарушениями. В группе должно быть не больше 15-17 человек. Причем детей с нарушениями может быть только треть от этого количества. Комбинированные группы подходят для детей с небольшими нарушениями в развитии. Но и для них важно создать особенные условия. Воспитатель работает с “особенными” детьми по индивидуальной адаптивной программе. Если у детей разные виды нарушений, то программа развития составляется индивидуально для каждого.

Решение о том, какая форма обучения подходит конкретному ребенку, принимает психолого-медико-педагогическая комиссия. Воспитанник проходит полное обследование и получает заключение. Дополнительно к заключению прилагаются рекомендации, в которых указываются условия для комфортного обучения ребенка.

Какие условия нужны для детей с ОВЗ в детских садах

Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу обстоятельств привыкают к постоянной родительской опеке, поэтому им сложно адаптироваться в обществе. Зачастую они мало общаются с другими детьми и практически не участвуют в групповых играх. Важно создать такие условия, которые помогут детям развить базовые навыки взаимодействия. Например, подготовить к жизни в обществе, развить речевые, социальные и моторные навыки, а также навыки самообслуживания.

Для этого необходимо:

Обустроить территорию детского сада таким образом, чтобы ребенок мог свободно перемещаться независимо от возможных физических ограничений.

Создать благоприятную атмосферу в группе, подготовив здоровых деток к приходу ребенка с особенностями. Задача воспитателя – создать среду, в которой каждый ребенок чувствует себя комфортно, придерживаясь принципа равноправия и не нарушая прав обычных детей. При этом важно следить, чтобы в группе сохранялась доброжелательная атмосфера. Поощряйте смешанные игры, где малыши играют вместе, не подчеркивайте отличия малыша с особенностями перед другими детьми. Будьте тем мостиком, через который ребенок найдет себе первых друзей. Помните, что детская психика гибкая и очень быстро воспринимает как данность любые особенности одногруппников в саду, если взрослые относятся к ним спокойно и доброжелательно.

Задействовать в работе с детьми не только воспитателей, но и других специалистов. В программе должны участвовать: психолог, логопед, дефектолог, медработник, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Они оценивают поведение ребенка, его реакции на различные ситуации, проводят дополнительные индивидуальные или групповые занятия. Затем наблюдают за результатами, составляют необходимые рекомендации и сообщают о них родителям. Таким образом получится обеспечить разностороннее развитие ребенка — физическое, художественное, речевое и социальное.

Изучить особенности каждого ребенка и рекомендации медкомиссии. На основе этого составить индивидуальный план развития. Несмотря на возможность совместного обучения обычных детей и детей с ОВЗ, формы и методы обучения для детей с диагнозом отличаются от стандартных.

Формы и методы работы воспитателя с детьми с ОВЗ

Во время обучения зачастую дети с ОВЗ быстро устают, медленно реагируют на просьбы и им сложно удерживать внимание на одной задаче. Эти особенности стоит учитывать при выборе формы обучения. Например, следует уменьшить продолжительность занятий, чаще менять виды деятельности и выделять больше времени на любые задачи. Но это не значит, что ребенка с ОВЗ нужно отделять от основной группы. Важно найти способности, выявить предрасположенность ребенка и опираться на них в обучении.

Основная задача воспитателя в групповой работе — найти те методы, которые будут доступны и интересны всем участникам группы. Психологи рекомендуют включить в план три основных метода.

Это психологический инструмент, который воздействует на детей через игру. В непринужденной обстановке дети учатся взаимодействию с другими людьми, познают мир и расширяют кругозор. Игра помогает понять, какие именно сложности испытывает конкретный ребенок, и скорректировать их.

Для детей с отклонениями будут полезны музыкальные игры или упражнения в сенсорной комнате. Это специально оборудованное помещение, которое помогает стимулировать все формы восприятия: обонятельное, тактильное, слуховое, зрительное, вкусовое и вестибулярное.

Это комплексы упражнений и игр, которые помогают расслаблять мышцы, выражать чувства и раскрепощаться эмоционально. Такие упражнения развивают познавательную и эмоционально-личностную сферу. Самый простой пример психогимнастики — игра “Делай как я”. Воспитатель показывает выразительные движения, а дети повторяют.

Сказкотерапия и куклотерапия

Сказкотерапия позволяет погрузить ребенка в определенную ситуацию на примере сказочных персонажей. Таким образом он развивает воображение, учится справляться со страхами и проживать свои эмоции. Сказкотерапия эффективна для детей, у которых трудности в физической, эмоциональной и поведенческой сфере. Сказкотерапия – это метод работы с детьми через сказки. Куклотерапия работает по принципу сказкотерапии, только вместо сказки воспитатель воспроизводит кукольный театр.

Льготы и доплаты воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ

Работа с детьми ОВЗ — это дополнительный труд и ответственность воспитателя. Не каждый специалист имеет подходящую профессиональную и эмоциональную подготовку для такой работы. Чтобы работать с детьми с ОВЗ, воспитатель должен пройти программу повышения квалификации и научиться использовать полученные знания в работе . Поэтому государство поощряет воспитателей, которые помогают детям компенсировать отклонения и стать полноценными личностями. Такие специалисты получают более высокую оплату труда и более продолжительный отпуск — 56 календарных дней. А количество рабочих часов наоборот уменьшается — они работают не более 25 часов в неделю.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Изотерапия: марания, каракули, кляксография и другие методики для лечения расстройств

Рисовать умеют не все, но каждый человек волей или неволей занимался этим. Уроки изобразительного искусства в школе, непроизвольное создание разных картинок шариковой ручкой на тетрадном листе во время скучной лекции или совещания, вырисовывание узоров на запотевшем или заснеженном окне — таких ситуаций можно привести в пример немало. Наблюдая за рисующими людьми, психологи сделали вывод, что в такие моменты с помощью графических и цветовых образов наружу выплёскивается всё самое сокровенное. Так в конце XIX века была создана изотерапия на стыке сразу трёх наук — психологии, психиатрии и искусствоведения.

Что это такое

В узком смысле слова изотерапия — это направление арт-терапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей и взрослых. В широком смысле это и есть непосредственно сама арт-терапия, так как изначально она подразумевалась именно как работа с рисунками людей, нуждающихся в помощи психологов и психотерапевтов. Это позднее она обросла новыми течениями (танцевальная, песочная, драматическая, музыкальная и прочие терапии), так что пришлось выделять отдельную нишу и под живопись.

Изначально изотерапия использовалась в психиатрии для диагностики заболеваний душевнобольных (конец XIX века). Затем, оформившись в отдельное направление, она перекочевала в психотерапию как часть лечебного курса некоторых психических отклонений. На сегодняшний день применяется во многих сферах. Например, в психологии это один из методов и тестирования, и коррекции. Активно привлекается в социальной работе не только с детьми, страдающими девиантным поведением, но и с разными проблемными слоями населения, включая пожилых, инвалидов, лиц без определённого места жительства.

Как это работает

В психологии есть понятие «сверхконтроля» — это та часть сознания, которая подвергает цензуре все мыслительные формы. Именно из-за него мы говорим вслух далеко не всё, о чём думаем. Но он совершенно бессилен перед образами, в частности — которые создаются в процессе рисования. Поэтому, внимательно изучив то, что человек изобразил, психологи способны понять, что на самом деле происходит с ним и как ему можно помочь. Иногда бывает достаточно просто акта выплёскивания наружу того, что накопилось внутри, — и уже становится легче без привлечения дополнительных терапевтических методик.

Из истории

Первые отсылки к изотерапии относятся к концу XIX века, когда ещё даже термина такого не существовало. В записях доктора одной из французских клиник для душевнобольных описывается, как его пациенты любили рисовать во время обострения своих заболеваний и бросали это дело, как только шли на поправку. Эти идеи были подхвачены психиатром М. Симоном и судебным медиком А. Ардье, которые стали использовать рисунки для уточнения диагнозов психически нездоровых людей. Многие считают именно их настоящими основоположниками данного направления в психотерапии.

Сам термин впервые употребил Эдриан Кит Грэм Хилл — английский художник, педагог, арт-терапевт, достаточно популярный телеведущий. Закончив Школу искусств, пройдя Первую Мировую войну, в 1938 году он оказался в туберкулёзном диспансере. Именно там, наблюдая за больными, он сделал вывод, что болезнь ищет выход наружу через рисунки. После Второй Мировой он стал активно внедрять арт-терапию в психологию и психотерапию. Изобразительное искусство успешно применяли в работе с детьми, прошедшими ужасы нацистских концлагерей.

Методика стала невероятно популярной и оформилась в отдельное, самостоятельное направление. Идею подхватили такие известнейшие в то время психологи, как К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу. Все они сходились во мнении, что каждый человек непроизвольно сдерживает в себе способности, которые необходимо освободить для успешной самореализации, и одним из самых эффективных способов для этого они считали именно изотерапию.

Цели и задачи

Основная цель изотерапии — извлечь из подсознания человека то, в чём он не признаётся даже самому себе, не говоря уже о том, чтобы с кем-то этим делиться. Иногда он не подозревает о тех проблемах, что хранятся в подкорках и мешают ему свободно наслаждаться жизнью.

Пример. Родители привели на приём девочку, страдающую заниженной самооценкой, множеством комплексов, социально неадаптированную. При этом когнитивные способности (мышление, память, воображение) были на соответствующем её возрасту уровне. Когда на занятиях с ней была применена изотерапия, психолог заметил на всех рисунках одну и ту же деталь — кошку. Причём она всегда изображалась чёрной, страшной, большой и злой. При разговоре с родителями выяснилось, что в доме животных никогда не было. В процессе дальнейшей работы с ребёнком вскрылось, что проблема — в не сложившихся отношениях с первой учительницей, обладавшей авторитарным стилем преподавания и тем самым подавлявшей девочку. Её фамилия была — Кошкина.

Вот лишь некоторые задачи изотерапии:

  • помочь выплеснуть наружу всё скрытое и неосознанное;
  • выразить эмоции, чувства безопасным для себя и окружающих способом — снять цензуру «сверхконтроля»;
  • освободить от агрессии, нервозности, психологической зажатости, ревности, фобий, неуравновешенности — стабилизировать психическое и эмоциональное состояние;
  • развить коммуникативные навыки для социальной адаптации, восполнить дефицит общения;
  • поднять самооценку, избавить от комплексов;
  • способствовать самореализации;
  • помочь решить семейные проблемы;
  • раскрыть творческий потенциал, открыть новые возможности.

В зависимости от того, в работе с кем используется изотерапия, её задачи могут слегка корректироваться. Например, дошкольникам она помогает адаптироваться в окружающем мире, детям с ОВЗ — выразить свои эмоции, аутистам — признаться в собственных страхах, взрослым — стабилизировать своё состояние.

Основные принципы

Занятия по изотерапии организуются с учётом основных принципов, на которых базируется данное направление.

  1. Нельзя ставить задачу нарисовать красиво или правильно. Чем произвольнее будет изображение — тем точнее оно передаст то, что происходит внутри человека.
  2. Не давать возможности самооценивания и критики («я не умею рисовать», «художник из меня никакой»).
  3. Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов. Их выбор может о многом рассказать: карандаш возьмёт педант или перфекционист, краски — свободолюбивая натура, фломастеры — склонный к неискренности и лжи.
  4. Никаких линеек, циркулей и прочих чертёжных принадлежностей. Всё — исключительно от руки.
  5. Создать соответствующую обстановку, чтобы не было отвлекающих факторов.
  6. Психолог (психотерапевт) не должен вмешиваться в процесс рисования: нельзя ничего комментировать, уточнять, объяснять.
  7. Обязательно, чтобы рисующий по окончании работы сам прокомментировал то, что он запечатлел. Иногда даже специалист может неправильно интерпретировать изображённое.
  8. В групповых занятиях нельзя давать остальным участникам комментировать рисунки других без их согласия.
  9. Чтобы отслеживать происходящие с человеком изменения, специалист собирает рисунки в отдельное портфолио, на основании которого регулярно делает выводы и поправляет курс коррекции или лечения.

При нарушении одного или нескольких принципов занятия по изотерапии могут оказаться совершенно бесполезными и неэффективными.

Виды и формы

Формы

Изотерапия представлена в двух формах — активной, когда человек рисует сам, и пассивной, когда он работает с уже готовыми произведениями искусства. В первом случае он отпускает на волю своё бессознательное, которое вырывается из-под гнёта «сверхконтроля». Во втором — высказывает суждения, которые помогают психологу (психотерапевту) понять его внутренние убеждения и мировоззрение, а иногда и темперамент.

Например, «Чёрный квадрат» Малевича для рационалистов — всего лишь тёмный прямоугольник, для людей с застревающей акцентуацией характера — неудавшаяся картина, для гипертимного темперамента — разноцветный куб, для аффективно-экзальтированных — бунт в искусстве и т. д.

Виды занятий

Изотерапия проводится в виде индивидуальных, парных и групповых занятий.

На практике

Несмотря на то, что изотерапия активно применяется в работе со взрослыми, наиболее эффективной она зарекомендовала себя в детской психологии. Это объясняется тем, что ребёнок обладает более ярким воображением, он более изобретателен, любит игры и эксперименты, обращает внимание на мелочи и детали. Доказано, что дети выражают в рисунках максимум своих эмоций, которые они не всегда способны оформить словесно. И делают это совершенно искренне, полностью отключая тот самый «сверхконтроль», который у них функционирует ещё слишком слабо.

Рисунки руками

Для дошкольников

Данное направление часто используется для дошкольников в детских садах. Здесь основная задача изотерапии — помочь им адаптироваться в окружающем мире и социуме. Что нужно знать, организуя занятия в этой группе:

  • изотерапия — отличный способ для переключения внимания с одного вида деятельности на другой;
  • она помогает дошкольникам устанавливать контакты друг с другом, разрешать конфликты;
  • для развития творческих способностей полезно устраивать парные занятия, чтобы дети взаимодополняли друг друга в создании общего образа;
  • взрослому тоже желательно рисовать вместе с детьми (для налаживания контакта и формирования доверия), а затем комментировать изображённое, обучая деток самоанализу и рефлексии;
  • яркие краски и широкий выбор рисовальных инструментов поднимают ребёнку настроение и позволяют максимально раскрыться и самореализоваться.

Самое главное, что должны учитывать взрослые, организующие занятие изотерапии для детей дошкольного возраста, — это желание и творческий порыв самого ребёнка. Без этих составляющих дело можно считать проваленным. Заставлять рисовать ни в коем случае нельзя.

Рекомендация. Есть научно-исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психоэмоциональной сферы дошкольников» (автор — Н. Козлова), в которой подробно расписаны аспекты данного направления.

Для детей с ОВЗ

Изотерапия как метод психологической коррекции часто используется в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии:

  • инвалидами;
  • с задержкой в развитии (физическом, умственном, психическом);
  • с расстройствами психики;
  • с физическими недостатками;
  • изгоями.

Часто для детей с ОВЗ изотерапия становится единственным способом выразить себя и собственные проблемы. Она их эмоционально разгружает, позволяет им освободиться от отрицательных эмоций и агрессии. Помогает психологу (психотерапевту) понять ребёнка, вывести его на контакт. Как показывает практика, использование данного направления в работе с такими детками всегда приводит исключительно к положительным результатам. Согласно статистике, уже через 3-4 занятия (это зависит от индивидуальных особенностей) у них заметно улучшается настроение, нормализуется сон, повышается коммуникабельность и поднимается самооценка.

Для школьников

Несмотря на то, что изотерапия в основном используется в работе с детьми в детском саду, её активно можно применять и на занятиях в школе. Она имеет мало общего с уроками ИЗО, где даётся конкретная задача, за выполнение которой ставится оценка. Это заставляет включаться «сверхконтролю». Исключение составляют занятия, когда разрешается рисовать на свободную тему.

Школьные психологи в идеале должны отслеживать результаты работы детей на уроках изобразительного искусства. Анализируя доминирующие цвета, которые использует ребёнок, выбор рисовальных инструментов, соблюдение пропорций, ведущие образы и мотивы, можно своевременно выявить имеющиеся у него проблемы психического плана. Ведь явно не норма, когда учащийся 2 класса даже весну изображает исключительно в тёмно-коричневом цвете. В изотерапии этот оттенок сигнализирует о переживании отрицательных эмоций и физического дискомфорта. Задача психолога — найти их источники и помочь ребёнку преодолеть эти негативные ощущения.

Рекомендация. Подробнее об этом можно прочитать в научно-исследовательской работе Н. П. Куликовой «Влияние изотерапии на коррекцию эмоциональной сферы учащихся».

Изотерапия для подростков имеет свои специфические черты, так как целенаправленно даже на занятиях с психологом их трудно сподвигнуть на то, чтобы они что-то нарисовали (стесняются, боятся показать своё подсознательное, сделать что-то не так и другие причины). Поэтому здесь от специалиста требуется применение совершенно другой схемы работы:

  • с помощью родителей выяснить интересы подростка в живописи (это могут быть современные направления: граффити, стрит-арт, 3D-рисунки, фотореализм, фэнтези, боди-арт, мейл-арт, нет-арт);
  • изучить его работы в данном направлении;
  • выявить закономерности в технике рисования и создаваемых образах;
  • проводить с ним беседы об интересующем его течении;
  • после того, как контакт будет налажен, попросить что-нибудь нарисовать в данном направлении.

После этого уже можно постепенно собирать портфолио и вести целенаправленную работу по выявлению и коррекции имеющихся проблем психологического характера.

Для взрослых

В умелых руках профессионального психолога (психотерапевта) изотерапия может использоваться как эффективное средство коррекции и стабилизации психического состояния для взрослых. Несмотря на то, что они, как правило, более скупы на эмоции, подобные занятия позволяют снять цензуру «сверхконтроля» и выразить в рисунках то, что на самом деле ими движет: страхи, детские и подростковые психотравмы, внутренние комплексы, навязчивые мысли и идеи.

Если в детских садах и школах обычно организуются групповые и парные занятия, то со взрослыми эффективнее всего проходят индивидуальные, когда их ничего не стесняет.

Для детей у изотерапии — широкий выбор техник и методик (с использованием пластилина, стекла и других прикладных материалов). Для работы со взрослыми часто достаточно листа бумаги и карандаша или красок.

Упражнения

В изотерапии используются самые разные упражнения. Их можно выполнять как под руководством опытного психолога, так и просто родителей, воспитателей, педагогов. Взрослые могут применять их самостоятельно для оценки и коррекции собственного психоэмоционального состояния.

Примеры упражнений изотерапии с педагогами для работы с детьми в детском саду и начальной школе:

Марание

Малышам предлагается рисовать ладошками, ножками, кулачками, пальчиками. Данное упражнение снимает запреты, позволяет ребёнку чувствовать себя свободным. Он раскрепощается и может незаметно для самого себя осмелиться на действия, которые в обычной жизни не совершает.

Монотипия

Нарисовать на стекле любой образ с помощью акварельных красок. Не дав им высохнуть, приложить к стеклу лист бумаги, прижать. Дорисовать полученный отпечаток. Дать ему название. Придумать про него историю.

Пластилиновая аппликация

Пластилин разминается в руках до тёплого и мягкого состояния. Раскатывается по листу плотного картона в виде рисунка. Украшается бисером, крупинками, зёрнами, макаронами методом их вдавливания в пластилин.

Рисование историй

Взрослый задаёт какую-либо тему (максимально обобщённую, чтобы она не сильно ограничивала свободу творчества ребёнка) для рисунка. После окончания работы необходимо описать изображённое.

Каракули

Упражнение, похожее на предыдущее, но более целенаправленное. Может применяться в изотерапии для взрослых. Предлагается без всякой задумки поводить карандашом по бумаге. Затем вглядеться в получившийся рисунок и попытаться увидеть в нём очертания какого-либо образа, а далее дорисовать его «до ума» красками.

Кляксография

Применяется в арт-терапии для гиперактивных и раздражительных детей. На бумагу наносится крупная капля краски. Её нужно раздувать в разных направлениях, чтобы добиться какого-то более чёткого очертания.

Взрослым можно порекомендовать использовать такую методику, как мандала — это рисунок в круге. Его психологический эффект раскрыл К. Юнг, отмечая, что раскрашивание этих специфических узоров успокаивает, снимает стресс и восстанавливает в душе гармонию.

Изотерапия по праву считается одним из самых эффективных и популярных направлений в арт-терапии. Доказано, что люди на занятиях с психологом гораздо охотнее что-нибудь рисуют, нежели поют, танцуют или сочиняют стихи. Это позволяет наладить тесный контакт со специалистом и вскрыть те внутренние нарывы, которые мешают жить.

О других терапевтических методиках используемых в психологии и психотерапии читайте в статьях:

Источники:

https://psy.su/feed/4850/
https://mama-pomogi.ru/obuchenie/risovanie/palchikovoe-risovanie-dlya-detej-s-ovz
https://www.akbiz.ru/publications/doshkolnoye_obrazovaniye/rabota-s-detmi-s-ovs-v-detskom-sady
https://ponervam.ru/izoterapiya.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *