Бумагопластика натюрморт

Новые открытки на Пасху своими руками

Здесь мы выкладываем все новые открытки на Пасху, сделанные руками наших авторов и читателей, а также пасхальные открытки на конкурс «Поделки и подарки к Пасхе — 2021». Если хотите тоже поучаствовать и получить диплом, тогда ждем с нетерпением ваши самые красивые самодельные пасхальные открытки! Форма для отправки работ здесь.

Открытки на Пасху

Это так чудесно — делать пасхальные открытки своими руками! Они могут быть совсем простыми, но красивыми, а могут оказаться настоящими шедеврами творчества. В любом случае эта работа, как и роспись пасхальных яиц, взрослым помогает сосредоточиться и подумать о важном, отрешившись от суеты. Детям самостоятельное творчество дарит ощущение предстоящего праздника и радость, что они могут сделать открытки на Пасху своими руками и дарить их близким.

Например, Мария Уткина сделала такую красивую открытку к Пасхе с ручной росписью, можете посмотреть мастер-класс здесь.

красивая открытка к Пасхе

Пасхальная открытка Марии Сиридюк в технике скрапбукинг — мастер-класс, чтобы сделать такой подарок понадобится немного цветной бумаги, пуговицы, красивые салфетки и тесьма.

откртыка на Пасху8

Оригинальная открытка от Анны Федоровны Тимофеевой — пасхальное яйцо с молнией и пуговицами — поэтапно 🙂

pashalnaya otkrytka s pugovicami

Еще интересные варианты:

Шикарная объемная открытка — новый мастер-класс

Новые открытки на Пасху своими руками

Новые открытки на Пасху своими руками

Ваши работы, присланные на конкурс 2021 года

«Открытка для мамы». Нестеренко Елена Сергеевна.
Эта открытка понравится каждой маме, ведь вы её сделали своими руками.

Новые открытки на Пасху своими руками

«С праздником Светлой Пасхи!». Корзинка с яичками и веточками вербы. Богатырёва Юлия Владимировна.

Новые открытки на Пасху своими руками

«Пасхальный натюрморт». Чесноков Александр Васильевич.
Картон и пластилин.

Новые открытки на Пасху своими руками

«Открытка». Шварцкопф Дарья.
Картон, бумага, ленточка, декоративные стразы.

Новые открытки на Пасху своими руками

Открытка к Пасхе своими руками — квиллинг, мастер-класс

Пасхальная открытка с элементами техники квиллинг от Елены Николаевой.

Когда приходит время Пасхи, распускается не только природа, не только оживают растения, ярче светит солнце, но и на душе становится теплей и веселей. Этот праздник отмечают не только воскресные школы и семьи священников. Воскресение Христа – это действительно нечто волшебное, необычное, то, что дарит нам спокойствие, мир в душе, заставляет осмыслить многое, творить добро. К Пасхе обязательно принято готовиться. Если взрослые больше заботятся о пасхальных куличах, крашеных яйцах и богатом меню, то дети, конечно, принимаются за увлекательные рукоделки.

В этом уроке показана яркая и необычная открытка в технике квиллинг. На ней изображено пасхальное яйцо, как символ великодушия, добра и душевного богатства, а также вербовые веточки. Если вы увлекаетесь этой техникой, то вам не составит труда сделать такой сувенир, если же вы – новичок в этом деле, то вам также подойдет этот вариант, поскольку он достаточно легкий.

пасхальная открытка квиллинг 10

Для выполнения красивой пасхальной открытки квиллинг подготовьте:

  • картон;
  • гофробумагу насыщенного синего цвета;
  • зеленый картон;
  • яркий малиновый гофрокартон;
  • бумагу для квиллинга;
  • ножницы;
  • клей;
  • специальную палочку;
  • модели порхающих бабочек из бумаги;
  • стразы.

Как сделать открытку квиллинг своими руками

1. Чтобы сделать модель вербовой веточки, необходимы полосы белой бумаги для квиллинга и специальный инструмент. Намотайте достаточно плотные роллы с помощью инструмента, склейте кончик бумаги, затем с одной стороны сдавите пальцами, чтобы получились капельки. Такие капельки и станут вербовыми котиками, все знают, что эти веточки актуальны в преддверии вербовой недели.

пасхальная открытка квиллинг 01

2. Сделайте достаточное количество вербовых котиков из белых полосок для создания нескольких веточек.

пасхальная открытка квиллинг 02

3. Нарисуйте на зеленом картоне очертания яйца, аккуратно вырежьте ножницами. Нарисуйте с обратной стороны яркого гофрокартона такое же яйцо, но немного меньшего размера. Также аккуратно вырежьте вторую деталь. Склейте две части. Перед вами заготовка яйца, которая станет центральной деталью открытки. Поскольку мы будем использовать бумагу двух видов, а также верхний слой будет гофрированный, то результат получится объемным и более интересным.

пасхальная открытка квиллинг 03

4. Подготовьте основание. Если у вас нет картона красивого цвета, вы можете покрыть имеющейся у вас в наличии бросовый картон гофрированной бумагой красивого насыщенного цвета, или даже тканью. Используйте клей, ножницы, чтобы аккуратно выполнить работу.

пасхальная открытка квиллинг 04

5. Наклейте по центру полученного основания двойное яйцо. Теперь предстоит работа по украшению открытки.

пасхальная открытка квиллинг 05

6. Ранее подготовленные белые вербовые котики используйте в качестве вербовых соцветий. Добавьте на открытку 3 или более темных полосы, приклейте к каждой полосе по несколько белых капелек в шахматном порядке, опуская острые кончики вниз. Для создания букета достаточно воспроизвести три веточки. Дополнительно сделайте упругие желтые роллы для серединок цветочков. В данном контексте было подготовлено три цветочка, поэтому были созданы 3 желтых ролла. Лепестками цветочков станут голубые капельки квиллинг. Сделайте для каждого цветочка по 5 штук. Техника их создания такая же, как в предыдущем случае. Склейте лепестки с серединкой. Дождитесь пока высохнет клей, затем прикрепите полученные соцветия у основания вербовых веточек. Красивый букет готов.

пасхальная открытка квиллинг 06

пасхальная открытка квиллинг 07

7. Далее останется дополнительно украсить свою открытку. Если у вас есть красивые бабочки, например, вырезанные из журналов, то используйте их. Также можно использовать фигурный дырокол. Приклейте стразы к бабочкам и к яйцу, по желанию в других местах. Красивая пасхальная открытка квиллинг готова.

пасхальная открытка квиллинг 08

Кочетова Надежда Ивановна. Пасхальная открытка в технике квиллинг. Техника очень увлекательная – из простых полосок разного цвета получается такое чудо!

kvilling pasha

Еще одна пасхальная открытка в технике квиллинг от Забавы Полежаевой — пошаговое описание, как сделать своими руками.

Открытка на Пасху своими руками

Смольникова Наталья Николаевна. “Пасхальная открытка”.
Открытка изготовлена в технике скрапбукинг, с использованием бумаги для скрапбукинга и фигурных дыроколов.

пасха 005

Видео, как сделать очень объемную открытку в технике скрапбукинг:

Пасхальная открытка. Байгильдина Анжелика, 10 лет. Для ее изготовления понадобилась разноцветная узорная бумага для скрапбукинга, и декоративные элементы — перышки, ленточка, цветочки из ткани.

dsc00151

Еще один интересный вариант открытки — красивый пасхальный сувенир в технике энкаустика. Мастер-класс Романовой Дарины.

открытка рисунок энкаустика

Мастер-класс «Светлой Пасхи!» подготовила Химченкова Александра.

otkrytka na pashu10

Красивые открытки можно сделать, вырезав из бумаги весенние вытынанки по шаблонам и наклеив их на цветную бумагу.

Непомнящих Валентина Сергеевна, 13 лет. “Пасхальное яйцо”.

10 яйцо

Панкрац Светлана Александровна. «Пасхальная картина».

pashalnaya vytynanka

Еще один вариант открытки с вытынанкой на видео с ютуб:

Если аккуратно вырезать канцелярским ножом ажурную основу из цветной бумаги и украсить ее декоративными элементами — цыплятами и яичками, получится такая открытка на Пасху “Весеннее чудо”. Автор – Скрыпникова Вика.

pasha otkrytka

Еще видео, как сделать оригинальную объемную 3D открытку:

Открытка на Пасху, мини мастер-класс с шаблоном

В этом мастер-классе вы найдете простой способ сделать красивую открытку на Пасху. Процесс выполнения достаточно легкий, поэтому такой вариант вполне подойдет для совместного творчества с ребенком. Мастер-класс от Татьяны.

Пасха мастер-класс открытка

  • распечатанный шаблон открытки;
  • дизайнерский или обычный картон;
  • цветная бумага подходящей цветовой гаммы;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • клей-карандаш или ПВА;
  • клей «Момент гель»;
  • самоклеящиеся полубусины для декора;
  • пуговицы или другие декоративные элементы по вашему вкусу.

открыточка к Пасхе02

Итак, распечатываем готовый шаблон открытки. Размер заготовки на ваше усмотрение. В мастер-классе лист с шаблонами распечатан на листе формата А4, соответственно, открытка в развернутом виде будет чуть меньше формата А5. Вырезаем.

открыточка к Пасхе01

Далее из дизайнерского картона с помощью шаблона вырезаем заготовку будущей открытки.

открыточка к Пасхе03

Из цветной бумаги вырезаем внутреннюю подложку, которая будет видна из окошка в форме пасхального яйца.

открыточка к Пасхе04

Собираем заготовку открытки, приклеиваем клеем-карандашом подложку. Вот что у вас должно получиться:

открыточка к Пасхе05

Далее приступим к декору цветочками из бумаги. Для небольшого соцветия нам понадобится 3 небольших квадратика цветной бумаги (примерно 5,5 см), полоска желтой бумаги и немного зеленой бумаги для листиков и травинок.

открыточка к Пасхе06

Квадрат цветной бумаги складываем уголком, так, чтобы наш цветок состоял из 8 лепестков (как на фото), отмечаем карандашом закругление и вырезаем.

открыточка к Пасхе07

Затем вырезаем один из лепестков, а два смежных наклеиваем друг на друга. Аналогичные действия проделываем и двумя другими квадратиками.

открыточка к Пасхе08

В результате у вас должно получиться три объемных цветка.

открыточка к Пасхе09

Теперь можно сформировать соцветие. Для этого склеиваем цветочки между собой, намазывая клеем только по 2 лепестка.

открыточка к Пасхе10

Далее из зеленой и желтой бумаги вырезаем листики и травинки (см. фото).

открыточка к Пасхе11

Теперь можно приступать к декору открытки. Сначала приклеиваем листики и травинки. Затем приклеиваем соцветие. Внутрь каждого цветочка приклеиваем по полубусине.

открыточка к Пасхе12

Далее декорируем открытку полубусинами и пуговицами, как подскажет вам фантазия.

открыточка к Пасхе13

Пасхальная открытка готова!

Еще красивые открытки с цветами на этом видео:

Пасхальная открытка с яйцом

Яркая пасхальная открытка – это весенний шедевр, который ребенок может выполнить в подарок своим близким и родным людям, а также друзьям. Рассмотрим красивый и легкий в исполнении вариант поделки с изображением писанки – крашеного яйца. Разукрасить это яйцо вам предстоит самостоятельно. МК подготовила Елена Николаева.

Материалы для выполнения открытки:

  • бумага разного цвета, простая и с орнаментом;
  • ножницы;
  • клей;
  • простой карандаш;
  • красивые полубусинки.

Как сделать пасхальную открытку поэтапно

Подготовьте набор бумаги (в предложенном варианте в ход можно пустить и остатки от листов, используемых в предыдущих творческих работах). Нужно основание и элементы декора.

Новые открытки на Пасху своими руками

Возьмите лист для основы. В дальнейшем он все равно будет скрыт под слоем декора, поэтому подойдет абсолютно любой цвет. Также подготовьте большое количество тонких полос. Их должно хватить для того, чтобы полностью покрыть основание. Используйте самые разные варианты, в том числе бумагу с орнаментом и даже фольгу. Наша задача – сделать яркое пасхальное яйцо, это и будет центральная фигура тематической аппликации. Старайтесь делать полосы примерно одинаковой ширины. А по длине вы их подберете и подрежете потом, когда начнете сборку.

Новые открытки на Пасху своими руками

Начинайте клеить полосы, размещая их горизонтально на подготовленное основание. Между деталями не оставляйте просветов, клейте их вплотную. И используйте все цвета и рисунки, которые есть в наличии. Боковые части в дальнейшем будут скрыты, поэтому не заботьтесь об аккуратности, лишь выступающие за пределы нужно срезать.

Покройте основание полосками.

Новые открытки на Пасху своими руками

Для верхней части открытки возьмите лист бумаги, например, голубого цвета. Подберите размер, ориентируясь на параметры основания, то есть вырежьте такой же прямоугольник. По центру на верхнем листе нарисуйте крупное яйцо, от руки или используя шаблон, затем вырежьте по контуру.

Наклейте эту часть сверху. Таким образом, в открытое окошко, форма которого похожа на яйцо, буду видны полоски. И само яйцо будет пестрым, полосатым. Это писанка, пасхальный символ. По краям при необходимости срежьте лишнее.

Новые открытки на Пасху своими руками

Для дополнительного декора подготовьте бумажные цветы. Вырежьте простые модели из бумажных квадратиков или используйте шаблон. К цветочкам подклейте зеленые листочки.

Новые открытки на Пасху своими руками

Наклейте цветы полукругом у основания яйца, создавая яркое гнездышко для пасхального символа.

По верхнему краю облагородьте картину, используя красивые полубусины. Наклейте их на стыке верхней детали.

Красивая открытка к Пасхе с изображением яйца готова. Простой, яркий, необычный праздничный вариант.

Новые открытки на Пасху своими руками

Простые открытки на пасху своими руками

И еще несколько простых открыток, которые дети могут сделать в детском саду на конкурс или выставку.

“Пасхальное настроение”. Гриценко Олександра, 6 лет.
Открытка-картина из бумаги очень простенькая и оригинальная.

пасхальная открытка

Еще одна простая, но милая открытка от Ольги Пивневой с веточками вербы из маленьких комочков ваты.

Приближается светлый праздник – Пасха. Вот такую пасхальную открыточку можно быстро и просто смастерить вместе с детьми в подарок близким или друзьям.

Нам понадобятся:

  • золотистый картон (1 листок);
  • пайетки;
  • коричневые шерстяные нитки;
  • вата;
  • гуашь коричневого цвета;
  • клей «Титан»;
  • ножницы.

Нарисуйте на картоне яйцо. Вырежьте. Из пайеток выклейте буквы: ХВ (Христос Воскрес).

pashaknaya otkrytka2

Приклейте коричневые шерстяные нитки – «веточки вербы».

pashaknaya otkrytka3

Из ваты скатайте маленькие овальчики – «пушистые вербочки». Приклейте их к веточке.

pashaknaya otkrytka4

Простая детская пасхальная открыточка готова! С обратной стороны открытки напишите поздравление.

Пасхальная открытка из фантиков

В этом мастер-классе речь пойдет о необычной пасхальной поделке. Прежде всего, она необычна потому, что выполнена своими руками, во-вторых, она объемная, и для ее изготовления использовались разные материалы. Традиционно мы привыкли видеть бумажные открытки. Однако можно сделать свой шедевр более ярким, если использовать дополнительно другую фурнитуру. Все, что нужно, обязательно найдется под рукой. Пошаговое описание работы от Елены Николаевой.

пасхальная открытка из фантиков10

Открытки к Пасхе всегда востребованы, поскольку в этот день хочется поздравить всех своих родственников с большим событием, которое отмечают все христиане, и презентовать им маленькие, пусть и скромные, но сделанные от души, сувениры.

Для выполнения открытки такой же, как на итоговом фото, необходимо подготовить:

  • лист картона;
  • яркий гофрокартон;
  • несколько ярких конфетных фантиков;
  • белое кружево;
  • белые стразы в виде жемчужинок;
  • бантик из атласной ленты, украшенный серединкой;
  • бабочку.

Как сделать открытку вместе с детьми

1. Основание открытки будет двойным, не просто выполненным из картона, а с дополнительным слоем гофрированного картона. Лучше взять 2 листа разного цвета, чтобы центральная часть как бы оставалась в рамке.

пасхальная открытка из фантиков01

2. Вырежьте из обычного картона, который станет нижним слоем, прямоугольник. В этом уроке использовался белый картон. Закруглите ножницами уголки прямоугольника. Из яркого гофрокартона вырежьте так же прямоугольник, но с двух сторон уменьшите его размеры примерно на 1 см.

пасхальная открытка из фантиков02

3. С обратной стороны верхнего гофрированного слоя нарисуйте яйцо. Вырежьте окошко в форме яйца, используя маникюрные ножнички.

пасхальная открытка из фантиков03

4. Возьмите 3-4 конфетных фантика, желательно разного цвета. Они понадобятся для создания яркой и пестрой детали – крашеного яйца. Фантики можно заменить простой цветной бумагой.

пасхальная открытка из фантиков04

5. Отрежьте от подготовленных фантиков полоски. Наклейте их на белый картон, прямо по центру, просветов между полосами не должно оставаться. Ориентируйтесь на то, что сверху будет наложена яркая гофрированная часть, поэтому из вырезанного окошка будет выглядывать цветная серединка сувенира. Нужно сделать полосы из фантиков нужной длины, но края не стоит особо подгонять.

пасхальная открытка из фантиков05

6. Наклейте сверху второй слой. Обязательно сделайте так, чтобы яркая бумага была по центру, и яйцо красиво смотрелось.

пасхальная открытка из фантиков06

7. Возьмите маленькие полубусинки в виде жемчужин и наклейте их вокруг центрального элемента. Если бусинки на клейкой основе, то просто придавливайте их к бумаге, если нет, то используйте суперклей. Теперь открытка дополнительно украшена.

пасхальная открытка из фантиков07

8. По нижнему краю пустите полосу красивого кружева. Концы можно подвести под верхний слой либо аккуратно обрезать. Это создаст иллюзию того, что пасхальный сувенир стоит на столе, покрытом нарядной скатертью. Приклейте также бабочку, обязательно выходя за пределы открытки. И в нижнюю часть приклейте бантик, который станет изюминкой полученной открытки и добавит дополнительно объема.

пасхальная открытка из фантиков09

9. Вот такое пасхальное произведение искусства у нас получилось. Открытка действительно яркая необычная, привлекающая внимание. Пока есть время, сделайте подарок на досуге с детьми.

Висягин Максим, 4 года. “Цыплёнок”. Работа выполнена в технике аппликация.

Висягин Максим Цыпленок

Бухтияров Виктор, 4 года. “Цыплёнок”. Аппликация из фетра.

zqiqszcjxrw

Аппликация к Пасхе. Никонова Людмила Анатольевна.

Для изготовления поделки понадобится бархатная бумага 8-9 цветов, блестки, манка, клей ножницы.

Для начала вырезаем все детали: основу, кулич, яйца разных цветов, свечу, составляем композицию, приклеиваем, на кулич наносим клей и посыпаем манкой, остатки убираем, по краю основы приклеиваем украшение – блестки.

applikaciya pasha

И еще интересные идеи, какие можно сделать поделки к Пасхе.

Объемная аппликация к Пасхе — из мелких макарон. Иваницкая Елена.

Берем пустую коробку из-под CD-диска. Оклеиваем всю поверхность мелкими макаронами. По схеме для вышивки крестиком раскрашиваем рисунок. Сверху покрываем лаком. С Пасхой!

pasha applikaciya iz makaron

Еще одна поделка на Пасху — магнит, но этим способом можно сделать и объемную открытку.

Новые открытки на Пасху своими руками

Большая пасхальная аппликация от Ольги Пивневой.

pasha applikacia8

Пасхальная открытка своими руками на конкурс. “Пластилиновое яйцо”. Сорокин Алексей. Пластилиновая живопись.

artem

Красивые открыточки можно сделать быстро и просто, используя готовые шаблоны и элементы декора:

“С Пасхой!” Кирилл Крысов, 5 лет. Работа выполнена акварелью, гелем с блестками.

FXLvJ6R-JG0

Видео-мастер-класс по рисованию гуашью:

Открытка на Пасху «Весеннее чудо». Автор — Скрыпникова Вика.

pasha otkrytka

«Пасхальная корзинка». Кречин Никита, 11 лет.

Декоративная работа выполнена в смешанной технике: бумагопластика, аппликация из цветной бумаги, украшение блеском. Яркие краски создают радостное настроение в весенний праздник Святой Пасхи!

пасхальная корзинка аппликация

Беляева Кристина, 10 лет

беляева кристина

Васильева Милена, 9 лет

васильева милена 1васильева милена2Миронова Анастасия, 9 лет

миронова анастасия

Мищенко Виктория, 10 лет

Мищенко Виктория 1Мищенко Виктория 2Сидорова Александра, 9 лет

сидорова александра

Цветкова Полина, 8 лет. Пасхальное яйцо. Пластилиновая аппликация.

пасхальное яйцо пластилин аппликация

Цветкова Элеонора.
Пасхальная открытка.

«Пасхальное яйцо». Казанцев Семён.
Пластилинография .

Казанцев Семен

Отправить работу на конкурс

Лучшие фотографии будут опубликованы в этой статье, их авторы получат дипломы за 1, 2 и 3 место. Остальные авторы (чьи работы не опубликованы), получат дипломы участников конкурса.

Перед отправкой, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами конкурсов и правилами публикации на сайте. Возникающие вопросы можно задавать в комментариях под статьей.

Просьба внимательно вводить все данные, которые будут автоматически вставлены в дипломы!

Как смотреть голландский натюрморт

Голландский натюрморт XVI–XVII веков — своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать определенные знаки. То, что с легкостью считывали современники, сегодня понятно не всем и не всегда. Объясняем, что означают изображенные художниками предметы

Жан Кальвин  Жан Кальвин (1509–1564) — реформатор церкви и основатель одного из течений про­тестантизма. Основу кальвинистской церкви составляют так называемые конгрегации — автономные сообщества, управляемые пасто­ром, диаконом и старейшинами, выбранными из мирян. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. Предметы, изо­браженные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, рели­гиозным или иным подтекстом. Например, устрицы считались эротическим символом, и современникам это было очевидно: устрицы якобы стимулиро­вали сексуальную потенцию, да и Венера, богиня любви, родилась из рако­вины. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой — раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не суще­ствовало, и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. К тому же нельзя забывать, что каждый предмет был частью композиции и его можно было прочитать — в зависимости от контек­ста и от общего послания натюрморта.

Цветочный натюрморт

Вплоть до XVIII века букет цветов, как правило, символизировал бренность, ведь земные радости так же преходящи, как красота цветка. Символика расте­ний особенно сложна и неоднозначна, и уловить смысл помогали популярные в Европе XVI–XVII веков книги эмблем, где аллегорические иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Цветочные композиции было непросто интерпретировать: один и тот же цветок имел множество зна­чений, иногда прямо противоположных. Например, нарцисс указывал на само­влюбленность и одновременно считался символом Богоматери. В натюрмор­тах, как правило, сохранялись оба значения образа, и зритель был волен вы­брать один из двух смыслов или совместить их.

Цветочные композиции часто дополнялись плодами, мелкими предметами, изображениями животных. Эти образы выражали основную мысль произве­дения, подчеркивая мотив быстротечности, увядания, греховности всего земного и нетленности добродетели.

Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе. Между 1606 и 1684 годом Государственный Эрмитаж

На картине Яна Давидса де Хема  Ян Давидс де Хем (1606–1684) — голландский художник, известный своими цветочными натюрмортами. у основания вазы худож­ник изобразил сим­волы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засох­шие стручки гороха. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника  Среди других таких отри­ца­тель­ных обра­зов — рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. . В центре букета мы видим сим­волы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Их окру­жают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым); пыш­ные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Венчают компо­зицию два крупных цветка, имеющие положительное значение. Синий ирис олицетворяет отпу­щение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. Крас­ный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью, из-за своего местоположения в букете сменил трак­товку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа  Еще в Средневековье считалось, что цветы мака выросли на земле, орошенной кровью Христа. . Другие символы спасе­ния — это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бес­смертную душу.

Ян Бауман. Цветы, фрукты и обезьяна. Первая половина XVII века Серпуховский историко-художественный музей

Картина Яна Баумана  Ян (Жан-Жак) Бауман (1601–1653) — живо­писец, мастер натюрморта. Жил и работал в Германии и Нидерландах. «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смы­словой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. На самом деле этот натюрморт тоже напоминает о быстротечности жизни и греховности земного существования. Каждый изображенный предмет транслирует определенную идею: улитка и ящерица в данном случае указы­вают на смертность всего земного; тюльпан, лежащий возле миски с плодами, символизирует быстрое увядание; раковины, разбросанные на столе, намекают на неразумную трату денег  В Голландии XVII века было очень популярно коллекционирование разного рода «дикови­нок», в том числе раковин. ; а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность. С другой стороны, порхающая бабочка и плоды: гроздья винограда, яблоки, персики и груши — говорят о бессмертии души и искупи­тельной жертве Христа. На другом, иносказательном уровне представленные на картине фрукты, плоды, цветы и животные обозначают четыре стихии: раковины и улитки — воду; бабочка — воздух; плоды и цветы — землю; обезьяна — огонь.

Натюрморт в мясной лавке

Питер Артсен. Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет. 1551 год North Carolina Museum of Art

Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. На картине Питера Артсена  Питер Артсен (1508–1575) — голландский ху­дожник, также известный как Питер Длин­ный. Среди его работ — жанровые сцены на евангельские сюжеты, а также изображе­ния рынков и лавок. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. Эти образы символизируют неумерен­ность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. Теперь обратим внимание на задний план. С левой стороны картины в оконном проеме поме­щена евангельская сцена бегства в Египет, которая резко контрастирует с натюрмортом на переднем плане. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Справа в глубине изображена таверна. За столом у огня сидит веселая компа­ния, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похо­тью. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотврати­мость смерти и мимолетность земных радостей. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсы­лает к Притче о блудном сыне  Вспомним, что в Притче о блудном сыне есть несколько сюжетов. Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на рас­путную жизнь. . Сцена в таверне, равно как и мясная лавка, полная яств, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к зем­ным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене​ бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они уда­ляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распут­ной жизни, полной чувственных радостей. Отказ от них — один из способов спасти душу.

Натюрморт в рыбной лавке

Рыбный натюрморт — это аллегория водной стихии. Такого рода произведе­ния, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла перво­стихий  В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висев­шие в одной комнате. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изобража­лись лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. На первом плане картины Франса Снейдерса  Франс Снейдерс (1579–1657) — фламандский живописец, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста — они воспевают богатство Фландрии.

Франс Снейдерс. Рыбная лавка. 1616 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая  В католичестве День святого Николая при­нято отмечать 6 декабря. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. . На это указывают привязанные к корзине дере­вян­ные красные башмачки. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Содержание корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые посто­янно сме­няют друг друга. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Мальчик отпрянул в ужасе: он поду­мал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.

Натюрморт с накрытым столом

В многочисленных вариациях сервировки столов на полотнах голландских ма­стеров мы видим хлеб и пироги, орехи и лимоны, колбасы и окорока, омаров и раков, блюда с устрицами, рыбой или пустыми раковинами. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора предметов.

Геррит Виллемс Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

На картине Геррита Виллемса Хеды  Геррит Виллемс Хеда (1620–1702) — автор натюрмортов и сын художника Виллема Класа Хеды. мы видим блюдо, кувшин, высокий стеклянный бокал и опрокинутую вазу, горчичницу, окорок, смятую салфетку и лимон. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Расположение пред­метов и их выбор неслучайны. Серебряная посуда символизирует земные богатства и их тщетность, ветчина — плотские удовольствия, привлекательный с виду и кислый внутри лимон олицетворяет предательство. Погасшая свеча указывает на бренность и мимолетность человеческого существования, беспорядок на столе — на разрушение. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь, и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.

Питер Клас. Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой. 1624 год Sotheby’s / Частное собрание

Большая часть изображенных предметов на натюрморте Питера Класа  Питер Клас (1596–1661) — голландский художник, автор множества натюрмортов. Наряду с Хедой считается основателем хар­лемской школы натюрморта с ее геометриче­скими монохромными картинами. явля­ются эротическими символами. Устрицы, трубка, вино отсылают к кратким и сомнительным плот­ским удовольствиям. Но это всего лишь один вариант прочтения натюрморта. Посмотрим на эти образы под другим ракурсом. Так, раковины — это символы бренности плоти; трубка, с помощью которой не только курили, но и выдували мыльные пузыри, — символ внезапности смерти. Современник Класа, голланд­ский поэт Виллем Годсхалк ван Фоккен­борх, в стихотворении «Моя надежда — это дым» писал:

Как видно, бытие сродни куренью трубки,
И в чем различие — мне, право, невдомек:
Одно — лишь ветерок, другое — лишь дымок.  Пер. Евгения Витковского

Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души, и знаки бренности внезапно оказываются символами спа­сения. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь.

Разные уровни трактовки предметов ненавязчиво говорят зрителю о том, что человек всегда волен выбирать между духовным и вечным и земным прехо­дящим.

Vanitas, или «Ученый» натюрморт

Жанр так называемого «ученого» натюрморта получил название vanitas — в переводе с латыни это означает «суета сует», другими словами — «memento mori» («помни о смерти»). Это самый интеллектуальный вид натюрморта, аллегория вечности искусства, бренности земной славы и человеческой жизни.

Юриан ван Стрек. Суета сует. 1670 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Меч и шлем с роскошным плюмажем на картине Юриана ван Стрека  Юриан ван Стрек (1632–1687) — амстердам­ский художник, известный своими натюрмор­тами и портретами. ука­зывают на мимолетность земной славы. Охотничий рог символизирует богат­ства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. В «ученых» натюрмор­тах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Они не только предлагают задуматься об изображенных предметах, но и позволяют использовать их по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанную в нотной тетради музыку. Ван Стрек изо­бразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Эти образы указывают на то, что ис­кусство вечно. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Это признаки начавшейся порчи, намекающие на то, что после смерти даже искусство не пригодится. О неизбежности смерти говорит и череп, а вот обвивающий его хлебный колос символизирует надежду на воскресение и вечную жизнь. К середине XVII века череп, обвитый хлебным колосом или вечнозеленым плющом, станет обязательным предметом для изображения в натюрмортах в стиле vanitas.

Увлекательный процесс создания рисунка в технике монотипия

Классические техники рисования труднодоступны для дошкольников. На помощь приходит монотипия – техника рисования, название которой можно перевести как «один отпечаток». Ею прекрасно овладевают даже малыши, не имеющие никакой подготовки. Метод улучшает навыки работы с красками, развивает воображение и фантазию.

Осеннее дерево в технике монотипия

Польза занятий рисованием

Самый распространенный вид творчества для малышей – рисование. Некоторые методики, такие как, например, рисование пальчиками, доступны для детей с шестимесячного возраста. Детишкам постарше можно осваивать монотипию, с ней прекрасно справляются 4–5-летние малыши, посещающие среднюю группу в детском саду. В этом возрасте они осознанно дополняют рисунки, создают осмысленные сюжеты. Чем более разнообразными нетрадиционными техниками рисования овладевает малыш, тем более творческой натурой он вырастет.

Рисование помогает ребенку:

  • развивать мелкую моторику, мышление, речь;
  • успокаивать нервную систему, приводить в порядок эмоции;
  • вырабатывать усидчивость, настойчивость, дисциплинированность;
  • понимать форму и цвет предметов;
  • получать новые навыки.

Творчество развивает воображение, учит ребенка изобретать что-то новое, смотреть на привычные предметы с разных сторон.

Дети рисуют в технике монотипия

Суть монотипии

Это нетрадиционное направление живописи – отличный способ самовыражения и проявления индивидуальности для дошкольника. Простая техника позволяет создавать оригинальные картинки.

Суть метода: рисунок наносят на гладкую поверхность, переносят его на чистый лист бумаги, надавливают руками или валиком. Получается оттиск, напоминающий очертания облаков, холмов, ветвей деревьев, водорослей. Разная густота красок создает разный эффект. Интересный результат дает использование фактурной бумаги для рисунка с последующим переносом на гладкий лист. Полученный отпечаток всегда будет неповторимым и уникальным, при желании его дополняют деталями, получая знакомый предмет.

Материалы для работы

Выбор материалов для рисования методом монотипии очень широк, он ограничен только вашей фантазией.

Вам понадобятся:

  • Плотная бумага, картон, пластик, плитка, стекло или металлическая пластина. Главное, чтобы материал не пропускал влагу.
  • Краски для детей – гуашь, пальчиковые краски, акварель. Обращайте внимание на безопасность и срок годности.
  • Инструменты – кисти разной степени жесткости, ватные палочки, валики, тампоны из поролона. Неплохой инструмент – руки юного художника.
  • Материалы для картины – бумага, фанера, картон, плотная ткань.

Создать отпечаток можно просто руками или использовать подручные материалы – валики, скалки.

Рисунок в технике монотипия

Техника создания рисунка

Для детского творчества доступно несколько интересных способов.

Вот, пожалуй, самый простой:

  1. На плотную поверхность нанесите пятна краски – можно нанести их в хаотическом порядке. Количество красок и цвет целиком зависят от воли юного мастера.
  2. Если краски густые, сбрызните лист водой.
  3. Накройте листом плотной бумаги, прижмите резиновым валиком или руками, чтобы краски перемешались.
  4. Приподнимите бумажный лист за уголки, резким движением снимите его. Просушите.

А дальше попробуйте вместе с ребенком отгадать, на что похож полученный рисунок. Если использовать белую, голубую, серебристую краски, можно получить заснеженный лес, запорошенные деревья, волшебный зимний пейзаж. Добавьте несколько звездочек и луну на небосвод – зима готова!

Зеркальный рисунок в технике монотипия

Второй способ основан на принципе зеркальности.

  1. Перед тем как нарисовать монотипию, согните лист бумаги пополам.
  2. На одной половине что-нибудь нарисуйте, к примеру, половину дерева.
  3. Сложите лист, прогладьте.
  4. Разверните – у вас получилось симметричное изображение.

Осталось четче прорисовать ветви – и рисунок готов!

Ребенок рисует на зеркале

Использовать технику рисования на стекле могут дети 5–7 лет. Необходимо позаботиться о том, чтобы стекло не имело острых граней, углы были закругленными. Таким способом можно изобразить, например, аквариум с разноцветными обитателями:

  1. Приготовьте рисунок с красивыми рыбами, накройте его стеклом.
  2. Поверх стекла кистью перерисуйте изображение. Делайте мазки быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Преимущество этого метода состоит в том, что если какая-либо рыба не получилась, можно неудачное место удалить мокрой тряпкой и нарисовать все заново.
  3. Лист акварельной бумаги смочите водой, стряхните лишнюю влагу.
  4. Накройте мокрым листом бумаги стекло, плотно прижмите руками.
  5. Аккуратно снимите бумагу – перед вами отпечаток аквариума.
  6. Просушите лист.
  7. Заключительный этап – нанесение недостающих деталей рисунка, украшение рыбок узорами чешуи.

Готовый рисунок после просушки можно поместить в рамочку.

Пейзаж в технике монотипия

Варианты работ

Рассмотрим некоторые рисунки, которые хорошо получаются в технике монотипия.

Бабочка, нарисованная отпечатком половинки листа

Бабочка

Для изображения бабочки используйте самые яркие краски:

  1. Сложите лист бумаги пополам, четко обозначив центральную линию. Разверните.
  2. На одной половине листа яркими красками нанесите несколько пятен – это будет крылышко.
  3. Быстро, пока краска не высохла, темной гуашью обведите контур крыла.
  4. Сложите лист пополам, придавите, раскройте его. На второй половине листа отпечаталось второе крыло.
  5. Тонкой кистью прорисуйте мелкие детали – усики, брюшко, голову бабочки.

Бабочка готова. Рисунок несложный, но дает детям возможность раскрыть свой творческий потенциал.

Зимний пейзаж в технике монотипия

Зимний пейзаж

Используем стекло для выполнения нетрадиционной пейзажной картины. Приготовьте стекло формата А4, бумагу для акварели, кисти, гуашь, мелкие серебристые блестки.

Этапы работы:

  1. Под стекло подложите белую основу – работа будет яснее видна.
  2. Густой голубой краской нанесите небо, а белой – сугробы и облака.
  3. Яркими мазками изобразите желтое солнце.
  4. Смочите кисточку, слегка перемешайте краски между собой.
  5. Накройте стекло чистым влажным листом акварельной бумаги, плотно прижмите, разгладьте, чтобы не осталось пузырей.
  6. Снимите бумагу, засыпьте мелкими серебристыми блестками. Всмотритесь: что же у вас получилось?

Зимний пейзаж, выполненный в технике монотипия

На бумаге – арктические дали, чистый морозный воздух, холодное солнце на зимнем небе.

Ваза с цветами

Чтобы сделать натюрморт в технике монотипия, приготовьте лист акварельной бумаги, набор гуаши, емкость с водой, круглую и плоскую кисти, лист линолеума или картона такого же формата.

Ваза с цветами в технике монотипия

Творческий процесс:

  1. С помощью плоской широкой кисти закрасьте белой гуашью весь лист.
  2. Тонкой кистью нанесите полосы гуашью пастельных тонов.
  3. Наберите на широкую кисть белую краску, разотрите цветные линии. Получится неоднородный фон с мягкими переходами цвета.
  4. Подсушите гуашь, подберите краски для цветов в вазе. Цветы можно располагать по кругу, в форме веера, овала, дуги.
  5. Центральная часть композиции – цветы. Их высота должна быть в 1,5–2 раза больше высоты вазы.
  6. Нанесите синюю краску на выбранное для вазы место, а затем для цветов – ультрамарин, светлый и темный фиолетовый, ярко-розовый, белый.
  7. Наложите влажный лист, разровняйте, удалите. Учтите, если вы будете снимать лист снизу вверх, подтеки краски будут направлены вверх, если удалять лист сверху вниз, подтеки краски, соответственно, будут направлены вниз. От этого зависит, как будут выглядеть ваши цветы.

Осталось окончательно оформить вазу, добавить несколько зеленых листочков, придумать название натюрморту.

Бегущие косули в технике монотипия

Снеговики в технике монотипия

Детский рисунок в технике монотипия

Ветка сирени в технике монотипия

Монотипия как школа декора учит детей создавать композицию, выстраивать изображение на листе, пользоваться кистями и красками, развивает координацию, вырабатывает терпение и аккуратность в работе. Сейчас кружки «Волшебные ладошки» организованы в большинстве детских учреждений, они призваны вызвать у малышей интерес к изобразительной деятельности.

Идея натюрморта

Очень важно изначально продумать, о чем будет ваш натюрморт.

Даже если вы ставите постановку в чисто учебных целях, то каша из разномастных, не объединенных одним направлением предметов, будет смотреться странно и негармонично.

Подумайте, к какой тематике вы хотели бы отнести ваш натюрморт.

голландский натюрморт

натюрморт с лимонами

Примеры тематики натюрморта:

— предметы искусства
— охотничий натюрморт
— цветы и фрукты
— о смысле жизни
— завтрак
— национальный
— дачный
— учебный

натюрморт

Интересно, что в живописи старых мастеров было 2 типа натюрморта:
— «вещи человека» (личные, характеризующие человека, например «суета сует»)
— «вещи для человека» (например «цветы и фрукты», «битая дичь»)

Посмотрите на пример ниже.

Глядя на этот натюрморт, можно сказать, что он об изобилии, плодородии, щедрости земли, которая дает нам такое количество плодов.

Идея передается художником в виде множества фруктов, корзин и подчеркивается изображением рушника с вышитым на нем древом жизни.

натюрморт

Выделите основную идею натюрморта и придерживайтесь её, выбирая предметы и драпировки.

Подбор предметов натюрморта:

Итак, предметы в натюрморте должны быть связаны по смыслу. Но это не единственное условие для гармоничной композиции.

Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта:
— Предметы подходят по смыслу
— Предметы имеют разные формы и пропорции
— Разнообразие предметов по размерам. Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма.
— Цветовая гармония. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету.
— Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.

как составить натюрморт

Помните о самом важном правиле:

предметы должны вам нравиться, вызывать эмоциональный отклик,

натюрморт должен всячески вдохновлять вас на его написание.

Теперь поговорим о композиции натюрморта и рассмотрим все основные аспекты.

композициЯ натюрморта

О чём стоит задуматься при расстановке предметов:

1. Определяемся с форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат?

2. Расположение предметов будет симметричное или асимметричное?

3. Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ?

Давайте рассмотрим разные варианты данных пунктов.

Формат композиции натюрморта

Горизонтальный формат — наиболее распространен, т.к. подчеркивает плоскость стола и позволяет расставить большое количество предметов.

Он располагает к задумчивому движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания, релакса.

Зачастую художники дополняют его вертикалью (боковая поверхность, ниспадающая драпировка) для проявления глубины пространства.

цветочный натюрморт

цветочный натюрморт

Вертикальный формат более подвижный и дает ощущение идеи роста.

Этот формат подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз.

Вертикальный формат также несет более высокое одухотворенное начало.

Квадратный формат легко ловит и концентрирует восприятие зрителя.

В нём нет движения вширь или ввысь, появляется круговое движение и устремленность в центр. Он даёт ощущение стабильности.

Круглый или овальный форматы встречаются довольно редко, поскольку неудобны для оформления.

Однако они легко вписываются в квадрат и могут использоваться под паспарту.

Композиционные схемы постановки предметов:

1) Треугольник: в основе такой схемы в центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в основании треугольника.

2) Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.

3) Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.

Расположение предметов:

Симметрия: даёт ощущение стабильности и незыблемости.

Ассиметрия: более притягивает взгляд, поскольку появляется динамика и интерес, основная проблема при этом — создать равновесие композиции.

Линии золотого сечения: правильные гармоничные пропорции, созданные самой природой. Объекты, расположенные в фокусных точках, на пересечении линий золотого сечения или, как альтернативы, третей непроизвольно притягивают взгляд зрителя.

Свободное расположение предметов — бесфоновый натюрморт, взгляд сверху, рассыпанные предметы, ощущение дыхания, света, свободы.

голландский натюрморт

Плотное расположение предметов — стабильность, благородство, наполненность — близкое расположение предметов друг к другу.

Композиционный центр

Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта.

Композиционный центр — место или объект, который в первую очередь притягивает взгляд зрителя.

Может проявляться различными способами (светлое на темном, создание иной формы, более сложной, контрастность, цвет).

Расставляя предметы, следите за их чередованием, повторяемостью — ритмом. Целесообразно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие.

Например, посмотрите на натюрморт слева.

Обратите внимание на то, как здесь встречаются различные подобные формы: половинка граната, долька граната, зерна граната.

Или как в натюрморте справа чередуются пятна розового. Они есть и в букете, и в бокалах, и на скатерти.

Именно такой повтор делает картину цельной.

Композиционный центр и ритм рождают пластику натюрморта —

движение глаза по картине.

Чего следует избегать при постановке предметов:

Примеры неудачного набора предметов:

1) все линии силуэтов прямые — выглядит скучно
2) все линии силуэтов со сгибами
3) все предметы горизонтальные — не хватает вертикалей

Нижний ряд:
3) одинаковая форма оснований у всех объектов
4) все объекты имеют ручки и сложные элементы
5) все основания равны по площади

ВАЖНОСТЬ ФОНА

Очень многое зависит от фона, он может давать необходимую пластику и единство цвета.

Неглубокое пространство, например, позволяет больше сосредоточиться на предметах:

Если же пространства вокруг предметов много, то оно может быть дополнено драпировками.

Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет пластики складок.

Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта.

Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма. Окно дает композиции ощущение большего пространства, открытости, дыхания и света.

Фоном для натюрморта может послужить целый кусок комнаты, где видны мебель и даже персонажи, как здесь:

Колористическое единство

Очень важно следить за гармонией цветовых сочетаний в натюрморте. Для этого можно использовать определенную цветовую схему: сочетание нюансных оттенков, только холодных или только тёплых, или, наоборот, контрастных.

Кроме того, обязательно должен присутствовать ритм повторяющихся оттенков по всему натюрморту.

Важно, чтобы и фон, и предметы были созвучны — повторяющиеся цветовые пятна были разбросаны по всей картине.

В завершении процесса постановки натюрморта необходимо выставить свет.

Это очень важный этап, поскольку свет может коренным образом изменить вид натюрморта.

Свет поможет выделить главный объект, а также придать всей композиции цельность.

Свет может играть эмоциональную роль, являясь одним из главных действующих персонажей, задавая настроение.

Свет может быть и отдельным, очень важным, объектом композиции (например, свеча).

Итак, мы вкратце пробежались по теории композиции. Теперь её важно подкрепить практикой.

Давайте подытожим сказанное и создадим ваш натюрморт. Вот краткая инструкция для вас:

Инструкция ПО постановкЕ натюрморта:

Придумайте тему натюрморта.

Безусловно, можно поставить на стол все красивые предметы сразу, но гораздо логичнее будут выглядеть компоненты, объединенные одной историей, угадываемой личностью их хозяина или хотя бы стилистически.

Рассортируйте все составные части по форме.

Желательно, чтобы она была разнообразна — найдите предметы широкие и узкие, высокие и низкие.

Проследите за тем, чтобы натюрморт не состоял из продуктов и вещей, которые не сочетаются по цвету.

Если вам сложно определить это на глаз, воспользуйтесь цветовым кругом. Впишите в него равносторонний треугольник. Его углы будут указывать на 3 основных цвета, хорошо сочетающихся друг с другом. В качестве дополнительных цветов можно взять оттенки, которые находятся по бокам от основных.

Присмотритесь к фактуре каждого участника натюрморта.

Интереснее будут смотреться предметы, сделанные из разных материалов. К тому же, это позволит вам развивать свои навыки рисования стекла, керамики, меди, дерева и т.д.

Подберите подходящий фон.

Можно разложить натюрморт на драпировке или непокрытой поверхности. Важно, чтобы по цвету она была нейтральной (если оттенки предметов насыщеннее) или сочеталась со всей композицией. В любом случае фон не должен забирать на себя львиную долю внимания зрителя.

Расставляя предметы на плоскости, старайтесь ориентироваться на законы композиции.

Не перегружать пространство и не оставлять незаполненным какую-то его часть.

Чувство гармонии есть практически у каждого человека: просто передвигайте предметы по столу, и в какой-то момент вы поймете, что пространство заполнено правильно.

Выставьте свет над натюрмортом.

Он не должен быть слишком тусклым или наоборот делать некоторые фрагменты вашей композиции «засвеченными».

Если дневного света недостаточно, поставьте дополнительно настольную лампу так, чтобы центр композиции четко просматривался и не уходил в тень от других предметов.

Успехов вам в составлении натюрмортов!

Буду рада вашим комментариям и репостам!

ОБУЧАЮЩИЕ МАСТЕР-КЛАССЫ СЕРИИ «НАТЮРМОРТ»

Post Tags:
51 комментарий
Валентина Анатольевна

Спасибо большое. Очень важная и нужная статья.

Марина Трушникова

Валентина Анатольевна, благодарю за отклик!

Екатерина Крюкова

Валентина Анатольевна, полностью с вами согласна… 🙂
Понравилось, что в уроке есть пошаговая инструкция, и то как НЕ нужно ставить натюрморты.

Валентина Анатольевна

Спасибо большое за такую важную и нужную статью.

Марина, спасибо большое!
начал заниматься в изостудии и прочитал в статье несколько полезных советов. Воспользуюсь ими на практике в ближайшее время

Марина Трушникова

Практика здесь – самое важное!

Людмила

Большое спасибо. Вы очень щедрый и творческий человек. Ваша помощь помогает идти дальше, не останавливаться. Бывает что-то не получается, а что не сразу понимаешь. Открываю Ваши статьи, журналы – и всегда нахожу решения, получаю помощь. И эта статья безусловно нужна.

Марина Трушникова

Людмила, благодарю вас за столь теплый отклик и благодарное сердце! Мне важно, что мой труд оценен.

Марина, огромное спасибо! Всего полгода знакома с вашим сайтом, но ваши курсы, уроки, статьи… даже не представляю, как раньше без них обходилась. Особая благодарность за “перспективу” – это что-то невероятное! Титанический труд, великолепная подача материала и очаровательный преподаватель – нигде не встречала ничего подобного. Ещё раз спасибо, спасибо, спасибо!

Елена

Марина, большое спасибо за очень нужную и интересную статью.

Ольга

Спасибо за статью! Все четко и по делу! Как всегда. В разделе про неудачные варианты натюрмортов две опечатки, во-первых в нумерации рисунков, и в комментарии номер 3: “все предметы горизонтальные – не хватает горизонталей”, видимо. имелось ввиду – не хватает вертикалей?

Елена Соболева

Очень хорошая статья! Спасибо!

Ирина

Марина, огромная Вам благодарность за Ваше подвижничество, за то, что щедро делитесь своими знаниями, своими наработками, “секретами” своего мастерства.
Очень нравятся Ваши журналы и уроки. Всегда стараюсь применять на практике Ваши бесценные советы.
Раньше я считала жанр натюрморта скучным, но теперь понимаю, как важно уделить этой теме внимание. Ваши статьи и уроки – очень мощный обучающий материал.
Еще раз большое Вам спасибо.

Марина, как долго не могла понять и приступить к натюрморту не понимая какие задачи в них надо ставить, твоя статья все расставила на свои места и вдохновляет на его живописное решение.Спасибо тебе, что ты находишь на нас время собирая по крупицам всю не обходимую информацию и подаешь нам на тарелочке в шикарном оформлении, у меня нет выхода- Надо только совершенствоваться!

Татьяна

Марина, спасибо за очень полезную статью.

Марина, спасибо за статью! Всё чётко, ясно, упорядочено и без лишнего, поэтому правила легко запоминаются.

Марина, спасибо за статью. Очень интересно, к натюрморту относилась как-то холодно, считала что это не интересно и скучно. Прочитала статью руки зачесались, но голова пока тормозит, думаю они договорятся. Спасибо за Ваш труд.

Евгения

Марина , огромное Спасибо за Ваши обучающие статьи.Всегда с интересом читаю их, просматриваю журналы. Начала заниматься живописью совсем недавно. По вашим урокам писала ботинок, смотрела отчеты о прошедших пленерах и , конечно , мысленно была с Вами. В основном работаю масляными красками , но акварель очень . нравится. Спасибо Вам ! Душа всегда откликается на ваши публикации.

Мария

Марина, спасибо большое! Замечательная статья!

Ирина

Очень хорошая и полезная статья.Спасибо. Но мне немного не хватило информации о золотом сечении. Хотелось бы поподробнее.

Галина

Спасибо, Марина! Как всегда, интересно, наглядно, очень полезно!

Елена Ионкина

Мариночка, очень важная и глубокая статья. Спасибо! Будут ее изучать, так как от одного прочтения не достаточно.

Марина вы продолжаете удивлять и восхищать. очень полезная статья. грамонтно и четко разобраннан материал. просто восхищает.

Наталья

Марина, спасибо большое! Очень важная и своевременная тема для меня. Буду работать.

Оксана

Mарина, супер статья. Мне не хватало такого руководства по натюрмортам, это мой любимый жанр. Все изложено четко с наглядными примерами. Спасибо! И пользуясь возможностью, хочу поблагодарить за твою щедрость. Ты публикуешь безвозмездно столько бесценного материала, видео, статьи и тп. Мне очень повезло быть у тебя на курсе. ))

Аноним

Здравствуйте, МАРИНА! Очень признательна Вам за рассылку таких важных и полезных материалов. Просто, доступно, интересно – всё замечательно! СПАСИБО!

Лариса

ВСЁ ОТЛИЧНО! ВЫ замечательный педагог! Моё высказывание выше под именем “аноним”. (первый раз пишу комментарий и не заполонила правильно строки))))

Аноним

Спасибо, Марина! Полезная статья! Применю на практике.

Татьяна

Большое спасибо,Марина,за статью.Давно искала такой материал где бы было так просто и доходчиво все рассказано.Еще раз большое спасибо.

Ольга

Марина, большое спасибо за статью) я очень люблю натюрморты, пробую рисовать свои)) очень хочется научиться составлять гармоничные композиции, писать красивые картины) Спасибо тебе большое за помощь, за консультации)

Ирина

Марина, большое спасибо за содержательные и очень нужные рекомендации для начинающих любителей живописи! Вы щедрый и чуткий педагог, замечательный художник. С удовольствием занимаюсь по Вашим мастер-классам, хочется рисовать ещё и ещё ‍

Елена

Спасибо, Марина! Как грамотно разложено по полочкам! Сразу же хочется действовать! Очень актуальная статья!

Виктория

Марина, Вы волшебница! С огромным удовольствием читаю Ваши статьи, вдохновляюсь и радуюсь! Все материалы подаются мягко и доходчиво! Спасибо!

Светлана

Марина,спасибо! Очень полезная,нужная информация и инструкция. И главное она всегда доступна на твоем сайте. Спасибо.

Марина, спасибо за этот материал. Пока читала, вспомнила свои неудачные композиции – теперь я поняла как их исправить. В одном случае выбрала вазочку и молочник, одной высоты, на фоне атласной ткани со складками – потому что хотела научиться рисовать складки блестящей ткани и игру света на блестящих металлических поверхностях. Теперь поняла, что изначально само построение натюрморта никак не помогало, а наоборот разрушало мою задумку.

В другом случае я хотела обыграть различные оттенки зеленого – керамический кувшин, стеклянная груша и кастрюлька с крышкой. Теперь поняла, что неправильно расположила по высоте и вообще, стало яснее и понятнее. Конечно, технических навыков все равно пока не хватает…

Спасибо большое, Марина!

Елена

Отличная статья! Столько много интересного и важного для себя открыла. Марина, огромное спасибо Вам за ваш труд. Я только начинаю делать какие-то попытки в живописи и ничего об этом не знаю. Просто всю жизнь хотелось рисовать и только сейчас приступила к этому волшебству. Без Вашего руководства, без Вашей щедрой передачи знаний было бы это очень трудно. С Вами есть надежда …

Источники:

https://podelki-doma.ru/podelki/iz-bumagi/novyie-otkryitki-na-pashu-svoimi-rukami
https://arzamas.academy/mag/406-naturemorte
https://razvivashka.online/tvorchestvo/monotipiya-tehnika-risovaniya
https://izo-life.ru/kak-pravilno-sostavit-natyurmort/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *