Энкаустика фаюмские портреты технология

Энкаустика фаюмские портреты технология

История портрета — эволюция развития портретного жанра от древности до наших дней

Основные принципы развития портретного жанра

На развитие портретного жанра влияют две тенденции: прогресс технических изобразительных навыков и, что более важно, развитие представлений о значимости человеческой личности.

Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы.

« Портрет в своей современной функции — порождение европейской культуры нового времени с ее представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нем» . ..

Именно поэтому жанр портрета находится в упадке в XX и ХХI веках: «как может он процветать, когда мы полны стольких сомнений в себе?» . Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет , портрет эпохи Возрождения и портрет XVII века, 2-й пол. XVIII века.

Воспроизведение натуры в портрете являлось основным принципом портретного жанра на протяжении веков. Но в различные периоды существовали разные трактовки понятия « сходство ». Процесс подражания натуре и перевод её в художественный образ имел каждый раз свои характерные особенности, которые зависели от общих идейных и эстетических предпосылок периода, а также от конкретной творческой практики — творческого метода, стиля и средств художественной выразительности.

История портрета

Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (департамент Шаранта). « Портрет » сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.

Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту . За этим следовал расцвет портрета в период античности , упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения , а затем дальнейшее развитие в последующие века.

Зарождение портретного искусства относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской , скульптуре . Сохранившиеся изображения лиц предшествующего периода — искусства Месопотамии , являются имперсональными изображениями божеств и не несут индивидуальных черт.

Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни ). Поэтому на канонический тип изображения ( воплощающий нечто неизменное ) проецировались собственно индивидуальные черты модели. Чем более портрет походил на модель, тем гарантированней была связь между каменным изображением и собственно усопшим: его жизненная сила « ка », и его душа « ба » оставляли человека при его смерти, но « ка » могла найти дорогу обратно в тело, для чего его необходимо было сохранять максимально целым и похожим — так возник принцип мумифицирования и портретирования .

Известные портреты периода Древнего Царства: статуи супружеской четы Рахотепа и Нофрет, вельможи Ти, Хефрена ( Каирский музей ), Хемона, писца ( Лувр ), Ранофера. Сохранились образцы деревянной портретной скульптуры — т. н. « Сельский староста » ( статуя Ка-Апера — Шейх эль Беледа, Каир ). Одна из самых ранних царских статуй — фараона Хасехема ( II династия ).

В скульптуре устанавливаются строгие каноны определенных типов композиции — тип идущей фигуры с выдвинутой вперед ногой ( всегда левой ), тип коленопреклоненной фигуры, фигуры, сидящей на корточках или на троне, с симметрично положенными на колени руками. Статуи раскрашивались ( на некоторых памятниках остатки краски сохранились ). Употреблялись инкрустированные вставные глаза в статуи из полудрагоценных камней.

Портретная скульптура Древнего царства находится в полном контакте с архитектурой и подчиняется геометризированным принципам.

Nofretete Neues Museum.jpgДля всех портретов Древнего царства характерны обобщенная моделировка формы лица, расширяющийся книзу нос, подчеркнуто большие губы. В эпоху V династии фласть фараона постепенно ослабевает, и начинают появляться портреты земельной знати, частных лиц.

Пропорции тела удлиняются, увеличивается красивая линия силуэта .

Со временем содержание древнеегипетского портрета углубляется (особенно в одухотворённых образах эпохи Нового царства периода Эль-Амарны, XIV в. до н. э.). Наиболее прославленным египетским портретистом является скульптор Тутмос Младший, работавший в эту эпоху. Его самые известные работы — портреты царицы Нефертити.

Древнегреческий портрет

У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты , считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними. В эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей.

Только в V веке до н.э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы и статуи , а именно в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла.

Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре в эллинистическом искусстве — при Александре Македонском, благодаря Лисиппу и его брату Лисистрату, который первый стал формовать маски с натуры.

Эллинистические портреты , сохраняя свойственный греческим художникам принцип типизации, несравненно более индивидуализированно передают не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели. Если мастера классического времени в портретах представителей одной и той же общественной группы подчеркивали прежде всего черты общности ( так возникли типы портретов стратегов, философов, поэтов ), то эллинистические мастера, в сходных случаях сохраняя типические основы образа , выявляют характерные особенности данного конкретного человека. С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется, в конце концов тяготея к драматизации образа .

Индивидуализм в эллинистическую эпоху выступает, с одной стороны, в форме самоутверждения сильной эгоистической личности, стремящейся любыми средствами возвысить себя над общественным коллективом и подчинить его своей воле. Другая форма эллинистического индивидуализма связана с сознанием человеком своего бессилия перед законами бытия. Она проявляется в отказе от борьбы, в погружении в свой внутренний мир. Обе эти формы нашли свое отражение в эллинистическом портрете , где можно выделить две основные линии : тип портрета эллинистических правителей, в котором задача художника — прославление человека сильной воли и энергии, беспощадно сметающего на своем пути все препятствия для достижения своей эгоистической цели, и тип портрета мыслителей и поэтов, в образах которых нашло отражение сознание противоречий реальной действительности и бессилия преодолеть их .

Источники рассказывают о существовании в Греции живописного портрета , в частности превозносится Апеллес, но ничего из работ этого периода не сохранилось.

Древнеримский портрет

Из Греции искусство портретов перешло к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений , статуе и герме , прибавили новый род — бюст . Многие греческие ремесленники работали в Риме, правда, уже с соблюдением желаний римского заказчика.

Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых . Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку ( в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции ).

В основе художественной структуры многих древнеримского портрета — чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации ( греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым — калокагатия ), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом ( к примеру портрет императора Вителлия ).

Одним из корней подобного реализма стала техника: римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря ( lararium ) вместе с фигурками лар и пенатов. Они изготавливались из воска и назывались imagines . В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. Это являлось рудиментом культа предков. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, у которых портрет также был чрезвычайно развит.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи ( уже в полный рост ) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах ( cursus honorum ) . В случае преступления человека его изображения уничтожались ( damnatio memoriae ). С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Наряду с портретными бюстами и статуями , широкое распространение получили портреты на монетах, камеях и т. п., отчасти живописные портреты . Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах ( сопровождаемых надписями ) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы.

Ранние образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты ( территория эллинистическог о Египта, I—IV вв. н. э.) , исполнявшие функцию погребальных масок. Во многом связанные с традициями древневосточного портрета и с религиозно-магическими представлениями, вместе с тем они создавались под воздействием античного искусства , непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах — специфическую духовность.

Портрет Средневековья

Византийская и Западная Римская империя не наследуют реалистический римский портрет . Мастера этих периодов изображают свои модели обобщенно и спиритуализировано, вдобавок, происходит значительный регресс технического мастерства , благодаря чему портреты различных императоров практически не отличимы, а идентифицировать по однообразным профилям на монетах мраморный бюст ( также выполненный по канону ) практически невозможно.

В следующее тысячелетие Европа не дает качественных образцов портрета . Происходит полный упадок жанра . Средневековая культура была сосредоточена на борьбе спиритуалистических и стихийно-материалистических тенденций, что наложило на развитие портрета особый отпечаток. Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету . Личностное начало в его понимании растворялось в религиозной соборности. В период Средневековья реалистический , натуралистический портрет встречается очень редко. Упрощенные и стандартизованные черты изображенного персонажа позволяют идентифицировать его только с определенной общественной ролью.

Средневековый портрет в большинстве своих образцов имперсонален. В то же время некоторым готическим скульптурам , а также фрескам и мозаикам византийских, русских и др. церквей присущи духовная характерность, ясная физиономическая определённость: художники понемногу придают святым черты лица реальных людей. Автопортреты находят в миниатюрах писцов, например, в работе Хильдегарды Бингенской .

Более или менее портрет начинает возвращаться в искусство начиная с X—XII века, оставаясь, тем не менее, на подчиненных ролях. Он является частью церковного архитектурно -художественного ансамбля, сохраняясь в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре особенно в портретах заказчиков, которым подносились книги. Его моделями являются преимущественно знатные лица — правители и члены их семей, свита, донаторы монастырей и церквей. « Долгий путь к реалистическому портрету начинается с изображений патрона », пишут исследователи. Одна из первых таких работ — портрет Энрико Скровеньи работы Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе, 1304—1306 гг.

Понемногу портрет начинает проникать в станковую живопись . Один из первых примеров станкового портрета этого периода — « Портрет Иоанна Доброго » ( ок. 1349 г. ). Изображения правителей на монетах, известные в Античности , в Средневековье также отсутствуют. Рождение монетного изображения в Западной Европе связывается с монетой, вычеканенной Сиджизмондо Малатеста для города Брешиа уже только около 1420 года. Это было началом отхода от средневековой традиции воспроизведения при чеканке символического образа властителя и, как следствие, перехода к изображению конкретного лица.

За пределами Европы

На территориях Востока, (где не было Тёмных веков ), ситуация с портретным жанром в это время была более благоприятной. Китайский портрет , вероятно, восходит к 1000 г. до н. э., хотя сохранившиеся памятники относятся только к 1000 н. э. Большой конкретностью отличается средневековый китайский портрет ( особенно периода Сун , X—XIII вв. ). Несмотря на подчинение строгому типологическому канону, средневековые китайские мастера создали множество ярко индивидуализированных светских портретов , часто выявляя в моделях черты интеллектуализма.

Психологически заострены некоторые портреты средневековых японских живописцев и скульпторов (например, « Портрет Минамото но Ёритомо » ). Высокие образцы портретной миниатюры были созданы мастерами Средней Азии, Азербайджана, Афганистана ( Кемаледдин Бехзад ), Ирана ( Реза Аббаси ), Индии.

Перуанская культура индейцев мочика ( I—VIII вв. ) была одной из немногих древних цивилизаций Нового Света, где существовали портреты . Эти работы точно представляют анатомические особенности людей. Модели изображали так узнаваемо, что не было необходимости в атрибутах или подписях с именами. Мы легко узнаем членов элиты, священников, воинов и даже ремесленников. Встречаются люди разных возрастов. Женских портретов до сих пор не найдено ни одного. Есть специфический акцент на представлении деталей головных уборов, причесок, украшения тела.

Портрет Возрождения

Перелом в портретном искусстве , которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса . Он был связано с изменением идеологии эпохи. Ренессансный человек был полон гуманистического реализма , то есть он ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей — и поэтому он вышел на первый план в искусстве .

В Италии портрет воскресили прежде всего скульпторы — Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фьезоле, Антонио Росселлино, Лука делла Роббиа, Донателло и т. д. Они быстро достигли блестящих результатов в своём стремлении воспроизводить человеческие лица согласно с действительностью, определенно выражать характеры и соблюдать благородство стиля . Первые портреты отталкивались от античных монет и медалей, и поэтому часто изображают модель в профиль . Чтобы «развернуть» позируемого в анфас и три четверти, ( написав их также, как ранее Христа и святых в сакральных картинах ), потребовалось определенное время и умственное усилие. Другой важный компонент развития портрета — возникновение техники масляной живописи , которая позволила письму стать более тонким и психологичным.

Новая идеология требовала новой структуры портрета . Портретисты Ренессанса во многом идеализировали модель, но при этом непременно старались постигнуть её сущность. Изображая своего героя в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в искусстве Средневековья, а в единстве с реалистически трактованными интерьером или пейзажем , часто — в непосредственном живом общении с вымышленными ( мифологическими и евангельскими ) персонажами . В монументальных росписях среди других персонажей художник также нередко изображает себя.

Отличительные особенности ренессансного портрета отчасти наметились уже в портрете XIV века ( Джотто , Симоне Мартини ) и прочно утвердились в XV в. ( Мазаччо , Доменико Венециано , Доменико Гирландайо , Сандро Боттичелли , Пьеро делла Франческа , Пинтуриккьо , Мантенья , Антонелло да Мессина и проч.).

Mona Lisa.jpg

Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения . Леонардо да Винчи , Рафаэль , Джорджоне , Тициан , Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художественной выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана). Самый известный портрет в мире — « Мона Лиза » кисти да Винчи был написан именно в эту эпоху. Наиболее прославленным мужским портретом этого времени был « Портрет Бальдассаре Кастильоне » Рафаэля (согласно своей значимости сегодня висит в Лувре напротив «Моны Лизы»).

Достижениям итальянских живописцев Ренессанса предшествовали успехи представителей Северного Возрождения , особенно мастеров ранней нидерландской живописи , в том числе Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг , Робер Кампен . При известной стилистической общности с итальянским портретом их произведения отличаются большей духовной заострённостью характеристик, предметной точностью изображения . Если итальянцы часто как бы возносили своего героя над миром, то здесь портретируемый нередко представлен как неотъемлемая частица мироздания, органично включенная в его бесконечно сложную систему — для это использовалось как подробное прописывание материальной среды вокруг, так и малейших морщин на лице.

Из немецких живописцев этого периода особенно знамениты портретисты А. Дюрер и Ганс Гольбейн Мл . Менее известны французские мастера Жан Фуке , Франсуа Клуэ , Корнель де Лион .

Портрет маньеризма

В искусстве маньеризма ( XVI век) портрет утрачивает ясность ренессансных образов . В нём проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй портрета . Теперь ему присуща подчёркнутая острота и насыщенность духовного выражения. Это в разной степени свойственно портретам итальянцев Понтормо и Бронзино , испанца Эль Греко .

В эту эпоху в разных странах возникают новые формы группового портрета . Иератически застывшие портретные группы Средневековья сменяются многофигурными композициями , полными живой и действенной взаимосвязи между персонажами . Создаются первые значительные образцы группового и парного портрета в станковой живописи . В различных видах также развивается тип исторического портрета .

Портрет XVII века

В XVII веке высшие достижения в жанре портрета были созданы наследниками нидерландской живописи . К этому времени она разделилась на две самостоятельные ветви — фламандскую и голландскую школы. Для художников этих школ портрет приобретал все большее и большее значение, а техника значительно совершенствовалась.

В этот период в жизни европейских стран произошли коренные сдвиги — общественные, идеологические и научные. Они повлияли на сложение новых форм портрета, который теперь наполнен изменившимся мировосприятием. Оно порвало с антропоцентризмом, который был присущ Возрождению . Личность испытывала кризис, взгляд на действительность больше не был гармоничным, внутренний мир человека усложнялся. Возникали более сложные связи с внешним миром, но при этом одновременно присутствовало стремление к более глубокому самопознанию. Поэтому в портрете происходит поиск: создатели ищут большую адекватность истинному облику модели, пытаются раскрыть её характер многосложно. Происходит глубокая демократизация портрета, что особенно заметно в Голландии. На портретах появляются люди, представляющие самые различные социальные слои общества, национальные и возрастные группы. В этот период ключевые позиции в портрете переходят к жанру станковой живописи .

По причине усиления буржуазии увеличивается количество заказчиков портретов. В Голландии становится необычайно популярным групповой портрет. Также художники начинают создавать портреты-типы людей из народа ( Диего Веласкес , Хальс ). Возросшая тяга художников к самопостижению, утверждению творческой личности способствует разработке форм автопортрета ( Рембрандт , его ученик Карел Фабрициус , Антонис ван Дейк , Николя Пуссен ). По прежнему не сдает позиций и аристократический портрет: Рубенс, Веласкес, ван Дейк создают как парадные портреты , так и проникновенно-лирические, интимные вещи. Техника живописи находится на весьма высоком уровне, происходит эволюция выразительных средств: убедительная передача световоздушной среды посредством светотеневых контрастов, новые приёмы письма плотными короткими, подчас раздельными мазками, что сообщает изображению неведомую дотоле жизненность, реально осязаемую подвижность .

В основе композиции многих портретов этого периода оказывается движение, при этом огромная роль отводится выразительности жеста модели. Активизируется сюжетная взаимосвязь героев группового портретов, заметно обозначается его тенденция к перерастанию в групповой портрет-картину ( пример — « Ночной дозор » Рембрандта).

Значение крупнейших портретистов XVII века выходит далеко за пределы эпохи. Величайшими портретистами между фламандцами были Питер Пауль Рубенс и Антонис ван Дейк, а между голландцами — Рембрандт, Франц Хальс. Испанский художник того периода Диего Веласкес считается одним из величайших портретистов за всю историю жанра . Из портретистов других стран можно назвать Витторе Гисланди (Италия), Франсиско Сурбаран (Испания), Самуэль Купер (Англия), Филипп де Шампань , Матье Ленен (Франция).

Одновременно намечаются и негативные тенденции в развитии портретного жанра : во многих парадных портретах реалистическое уже с трудом прорывается сквозь условность форм барокко . Ряд портретов уже несёт в себе откровенную идеализацию высокопоставленного заказчика ( Пьер Миньяр , Антуан Куазевокс, Питер Лели ).

Со складыванием академической живописи сформировалась так называемая иерархия жанров с условным делением жанров искусства на «высокие» и « низкие », причем портрет стали относить к « низким » жанрам, ( в отличие от «высоких» мифологического и исторического жанров ). Такое положение сохранялось до победы импрессионистов над Французской Академией под конец XIX века.

Портрет XVIII века

С исходом XVII века манерность и условность, водворившиеся во всех видах живописи , помешали портрету удержаться на достигнутой им высоте. Жанр деградировал и был отодвинут его на второй план как в живописи , так и в скульптуре . Достижения реалистического портрета предаются забвению. Заказчик — как аристократ, так и буржуа требует от художника безоговорочной лести. В работах появляется приторная сентиментальность, холодная театральность, условная репрезентативность.

Задавая тон во всех видах искусства , французская культура определяет в это время и развитие портрета. Преобладающим становится тип придворно-аристократического портрета, расцветшего при дворе Людовиков. Для Европы становится эталонным созданный там образец официального искусства — парадные, ложноидеализирующие, мифологизированные портреты, где первая роль отводится декоративной нарядности модели. Одновременно происходит падение техники, появляются « кукольные лица ».

Как пишут исследователи русского портрета XVIII века, «естественное в рамках этого метода подчинение индивидуальности ремесленно-корпоративному единству является определенной гарантией успеха в создании портрета в условиях неразвитости культуры данного жанра».

Живописцы этого периода: Гиацинт Риго , Жан Натье , Франсуа Гюбер Друэ, уже упоминавшийся Пьер Миньяр , Ларжильер . Искусство придворного портрета 30—50-х годов XVIII века, отвечая вкусам аристократии, ставило перед собой задачу создания внешне элегантного, декоративно-чувственного изображения модели в стиле рококо . Художники смягчали и приукрашивали черты лица, они очень дорожили передачей изящества туалетов, изощренной пышностью драпировок и аксессуаров, тонко рассчитанными декоративными эффектами. Натье придумал „мифологический“ портрет: изображал придворных дам в виде нимф, Дианы, Венеры и других античных богинь, чрезвычайно отдаленно передавая сходство и бесстыдно льстя своим моделям. В середине века чрезвычаной популярными при европейских дворах были застывше-идеальные работы Рафаэля Менгса .

Тем не менее, ближе к последней трети XVIII века ситуация начинает исправляться. Возникает и утверждается новый реалистический портрет, во многом связанный с гуманистическими идеалами эпохи Просвещения. Это аналитические образы живописца Мориса Латура (например, «Портрет аббата Юбера»), картины Аведа, Лиотара , скульпторов Ж. А. Гудона и Ж. Б. Пигаля , поздние работы Антуана Ватто , простые и искренние «жанровые» портреты Шардена , пастели Ж. Б. Перронно , портреты Фрагонара ; в Великобритании — остросоциальные произведения У. Хогарта . Но пока они еще не привлекают внимание основного заказчика.

Развивается техника пастели , удобная для передачи настроений и лиц, но не идеальная для изображения помпезного декора. Итальянская школа портрета на протяжении XVIII века сохраняет высокое качество, но за некоторыми исключениями ( Розальба Каррьера ) не пользуется широкой славой.

К концу XVIII века о себе заявляет школа английских портретистов, дав таких мастеров первого ряда, как Джошуа Рейнольдс , Джордж Ромни, Томас Лоуренс и Томас Гейнсборо . В Испании в портретном жанре начинает работать Гойя , и даже Российская империя наконец заявляет о себе в мировом искусстве живописцами первого класса — это Левицкий и Боровиковский . В их работах вновь появляется точность социальных характеристик, тонкость психологического анализа, раскрытие внутреннего мира и богатство эмоций.

Во второй половине XVIII века получает широкое распространение портрет, выполненный более дешёвыми средствами (гравюра, акварель, карандаш). Кроме того, это период ознаменован расцветом портретной миниатюры — самостоятельной ветвью портретного жанра.

Такая ситуация с частным портретом на память сохраняется до 1850-х годов — когда появляется доступная практически всем слоям общества фотография .

Лотман пишет: живопись XVIII в. утвердила два стереотипа портрета. Один из них, опиравшийся на разработанный жанровый ритуал, выделял в человеке государственную, торжественно-высокую сущность. Такой портрет требовал тщательного соблюдения всего ритуала орденов, чинов и мундиров. Они как бы символизировали собой государственную функцию изображаемого лица, причем именно эта функция воплощала главный смысл личности. Если лицо, изображенное на торжественном портрете, обладает каким-либо дефектом внешности, художник стремится его скрыть, между тем как знаки наград и одежда всячески подчеркиваются. Дальнейшее развитие портретной живописи , с одной стороны, приводит к росту внимания к психологической характеристике, например у Боровиковского , а с другой — к тому, что бытовые, домашние аксессуары вытесняют официально-парадные. Не без влияния Руссо в портрет попадали детали садового и паркового антуража. В соответствии с общей тенденцией отражать в портрете не бытийную норму, не иерархию культурных ценностей, а непосредственный, выхваченный из жизни отдельный момент изменяется и соотношение детских и взрослых фигур на полотне. Если раньше они распределялись по шкале иерархической ценности, то теперь художник предпочитает соединять их в единой жанровой композиции , нарочито подчеркивая живой беспорядок игры и минутную случайность избранного им мгновения.

Портрет XIX века

Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция , которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль — классицизм , и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более строгим и холодным. Из портретистов, работавших на рубеже XVIII—XIX наиболее заметным является Жак Луи Давид . Прочие, менее прославленные мастера : Франсуа Жерар , Поль Деларош ( Франция ).

Наступление эпохи романтизма способствовало проникновению в портрет острого реализма . В нём появляется критическая линия . Выдающимся мастером этого периода считается испанец Гойя , создавший групповой «Портрет семьи Карла IV» — работу, заказанную как парадный портрет, а в итоге отразившей безобразие правящей династии. Также он создает страстные и эмоциональные портреты и автопортреты.

Тенденции романтизма получают развитие в 1-й пол. XIX века в творчестве Жерико и Делакруа , скульптора Франсуа Рюда (Франция), у Ореста Кипренского и Карла Брюллова , отчасти у Тропинина (Россия), Филипп Отто Рунге (Германия).

Существующие параллельно с романтическими традиции классицистического портрета продолжают развиваться и наполнятся новым содержанием. Из мастеров этого период особенно известен Энгр .

С именем француза Оноре Домье связано возникновение первых значительных образцов сатирического портрета в графике и скульптуре . Одновременно к середине века складывается новый эталон парадного заказного портрета ( например, Винтергальтер ).

2-я пол. XIX века

Начиная с сер. XIX века появляется портрет реализма . Ему свойственнен интерес к социальной характеристике модели, попытки раскрыть его этику, достоинство, проникнуть в психологию.

Расширяется географический диапазон, возникает ряд портретных национальных школ, множество стилистических направлений, представленных различными творческими индивидуальностями: Густав Курбе (Франция); Адольф фон Менцель , Вильгельм Лейбль (Германия); Альфред Стивенс (Бельгия); Эрик Вереншёлль (Норвегия); Ян Матейко (Польша); Михай Мункачи (Венгрия); Квидо Манес (Чехия); Томас Эйкинс (США), в России — передвижники .

С рождением фотографии возникает и развивается под сильным воздействием портретной живописи фотопортрет, который, в свою очередь, стимулирует поиски новых форм образного строя как живописного , так и скульптурного и графического портрета, недоступных фотоискусству.

Импрессионизм, возникший в последней трети XIX века, привел к обновлению идейно-художественной концепции портрета. Открытия импрессионистов и близким им художников ( Эдуар Мане , Огюст Ренуар , Эдгар Дега , Огюст Роден ) основывались на отказе от максимального правдоподобия, оставленного фотопортрету, с сосредоточением на изменчивости облика человека и его поведении в изменчивой среде.

В разной мере черты импрессионизма присущи портретам работы шведа Андерса Цорна , немца Макса Либермана , американцев Дж. М. Уистлера и Дж. С. Сарджента , русского художника Константина Коровина .

Целям и образам портрета импрессионизма было полностью противоположно творчество их современника — Поля Сезанна , который стремился выразить в монументальном образе некие устойчивые свойства модели. В это же время творит Винсент ван Гог , в портретах которого отражается другой аспект — жгучие проблемы нравственной и духовной жизни современного человека.

В конце XIX—XX века на первый план выходит стиль модерн , который придает портрету лаконичную заостренность, порой придавая характеристике модели черты гротеска ( Тулуз-Лотрек , Эдвард Мунк , Альфонс Муха ). Мастерами салонного парадного портрета конца века являются Джованни Болдини , Филип де Ласло — их работам свойственна легкость кисти и некая поверхностность.

Портрет в XX веке

В XX веке портрет, как и все фигуративное искусство , переживает упадок. В жанре проявляются сложные тенденции развития искусства , а также общий кризис понимания человеческой личности. На почве модернизма возникают произведения, номинально считающиеся портретом, но лишенные его специфики. Они подчеркнуто уходят от реального облика модели, сводят её изображение к условной, отвлечённой схеме. Фотография взяла на себя функцию документации, сохранения, получения изображения для тех или иных надобностей, художественный портрет сделался предметом решения чисто художественной задачи. В эпоху Модильяни и Пикассо очень важен был взгляд художника на персонаж , неповторимость и уникальность этого взгляда, тогда как фотография допускала тиражное изображение , а также соблюдала документальность и подлинность.

Одновременно продолжаются поиски новых реалистических средств в портрете. Реалистические традиции продолжают в графике Кете Кольвиц ( Германия ), в живописи Уильям Орпен (Ирландия), О.Джон, в скульптуре Бурдель , Аристид Майоль , Шарль Деспио.

В портретном творчестве крупнейших западноевропейских мастеров XX века ( Пикассо , Матисс , Андрэ Дерен, Жорж Руо , Модильяни во Франции, Жорж Грос , Отто Дикс , Эрнст Барлах в Германии, Оскар Кокошка в Австрии ) сосуществуют, порой сталкиваясь, противоречивые идейно-художественные тенденции. Хорошими примерами эстетики ар-деко являются работы Тамары Лемпицка . Представителями американской реалистической школы 20-30-хх гг. были Роберт Генри и Джордж Беллоуз. Примером группового портрета этого времени является картина Макса Эрнста « Все друзья вместе ».

К середине XX века развитие портрета становится сложным, характерезуясь еще более кризисными чертами. Все очевиднее становится нарочитая деформация, искажение человека.

Некоторые мастера пытаются удерживать планку реалистического портрета: Ренато Гуттузо (Италия), Ганс Эрни (Швейцария), Диего Ривера и Сикейрос (Мексика), Эндрю Уайет (США), Сэйсон Маэда (Япония), скульпторы Ксаверий Дуниковский (Польша), Вяйнё Аалтонен (Финляндия), Джакомо Манцу (Италия), Джо Дэвидсон и Джейкоб Эпстайн в США. Тем не менее, интерес к портрету в 1940-50-х гг. в целом падает, как результат повышения интереса к абстрактному и нефигуративному искусству .

В 1960-70-х гг. наблюдалось некоторое оживление портрета. Такие английские мастера , как Люсьен Фрейд и Френсис Бэкон создавали мощные произведения. Далее, многие современные художники, такие как Энди Уорхол , Алекс Катц и Чак Клоуз делали человеческое лицо главным фокусом своих произведений. «Мерлин Монро» Уорхола стала иконой. Таким образом, поп-арт является одним из немногих направлений искусства XX века, использующим человеческое лицо без относительных искажений. Клоуз специализируется на гипер- реалистичных портретах-головах на всю стенах, основаннх на фотографиях. Джейми Уайет (Wyeth) продолжает работать в реалистических традициях своего отца Эндрю, создавая знаменитые портреты всех подряд, от президентов до свиней.

Одновременно жанр фотопортрета достигает вершин и привлекает огромное количество мастеров жанра. В частности, нишу реалистичного портрета занимают теперь обложки журналов вроде Time или Esquire , украшенные изображениями знаменитых современников.

Марат Гельман пишет: в контексте позднего постмодернизма отношение зрителя к портрету, изображению сильно поменялось по сравнению с классической эпохой. Все изображения сегодня условно можно разделить на несколько категорий: это информационные (политико-социальный контекст), рекламные, культовые (субкультурные), художественные и частные… зритель, реципиент сейчас воспринимает любое изображение как симулякр, знак товара, власти, политики, моды, поп-культуры и так далее. Поэтому зрительское восприятие сейчас обусловлено, контекстуально и мифогенно… портрет как жанровая категория скорее мертв, чем жив. Но, если рассматривать все актуальные практики сегодня, и если есть некие живые проявления портретного жанра, то это скорее жизнь после смерти.

Портрет в живописи

Портрет в живописи — форма изображения человеческого облика, в котором лицо является центральной частью изображения. Традиционно, изображают лицо и плечи либо человека в полный рост. Есть несколько разновидностей: традиционный, групповой или автопортрет. Картина в жанре портрета специально написана для того, чтобы показать характер и уникальные особенности человека.

История развития

Среди великих живописцев портретной живописи – старые мастера эпохи Возрождения Италии: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бронзино, Рафаэль, Тициан. К северу от Альп, на территории Германии, Фландрии работали Ян ван Эйк, представитель нидерландской живописи, немецкие портретисты Лукас Кранах Старший и Ганс Гольбейн Младший.

Более поздние работы принадлежат кисти Рембрандта, Антониса Ван Дейка, Веласкеса Томаса Гейнсборо. Картины в романтическом, классическом, абстрактном стилях 19 – начала 20 веков, представлены работами Жерико, Мане, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Пикассо, Ауэрбаха, Модильяни. Самая большая коллекция портретной живописи представлена в Национальной портретной галерее в Лондоне – около 200000 картин.

Древние времена

Жанр портрета рассматривался, как государственное или частное искусство для избранных. В древних средиземноморских цивилизациях Египта, Греции, Рима и Византии, искусство было связано с погребальными обрядами, поклонением богами или формой демонстрации величия правителя. Жанр существовал в виде скульптурного изображения, фресок. Частные заказы выполнялись для королевских семей Месопотамии, Египта, Греции. Портретное искусство было публичным, предназначены для украшения в общественных местах, отражало нравы и религиозные ценности.

Примеры портретов из древнего Египта: скульптура Микерина, Эхнатона и его дочери, бюст Нефертити. Греческие скульптурные изображения: мраморный бюст Сократа, многочисленные бюсты, рельефы и статуи греческих богов от Афродиты до Зевса. Картины были написаны на стенах, хотя ни один не дошел полностью в сохранности. Исключением является серия фаюмские портреты недалеко от Каира в Египте.
Римское искусство был основан на практической политической необходимости. Бюсты всех императоров, от Юлия Цезаря до Константина были выставлены в общественных местах по всей империи для почитания власти.

Средние века и искусство Возрождения

С наступлением Темных веков Средневековья жанр портрета теряет влияние. Живопись служила потребностям церкви: фрески изображали на стенах храмов, рисовали в книгах, в качестве миниатюр, иллюстрировали манускрипты Евангелия.

Единственным крупным меценатом на протяжении большей части средневековой эпохи была церковь. Примеры работ этого периода: иконы из монастыря Святой Екатерины, портреты евангелистов и апостолов в кельтских христианских манускриптах. В романский и готический периоды до 14 века жанр расширил влияние на витражи (Шартрский собор и собор Нотр-Дам в Париже).

Византийский стиль живописи, который доминировал на протяжении периода с 450 до 1400 годов, не совместим с нормами искусства живописи. Художники считали, что духовные и качества человека фигуры важнее, а изображение человека стоит передавать символически. Первые реалистичные работы принадлежат Джотто.

Представители нидерландского и немецкого Возрождения, включая Яна ван Эйка, Роже Ван Дер Вейдена, Лукаса Кранаха и Ганса Гольбейна, работали маслом, создавали реалистичные изображения человека.
К 1500 году женский и мужской портрет стал одним из основных жанров живописи.

Искусство эпохи Возрождения проявилось в новых идеях живописи:

  • линейная перспектива,
  • свет и тени,
  • гуманизм,
  • объемная передача изображения.

Последствие появления идей – повышение качества живописи. Но церковь сохранила свою власть над изобразительным искусством.

В 16 веке

В течение 16 века была разработана иерархия жанров живописи, исходя из тематики:

  1. Историческая, религиозная;
  2. Портреты;
  3. Бытовая;
  4. Ландшафтная;
  5. Натюрморты.

Художники стремились повысить авторитетность жанра. Начало эпохи Реформации, а затем – Контрреформации, превратило живопись в инструмент политического и идеологического влияния. Для 16-17 веков наиболее репрезентативными портретами являются изображения королей европейских государств.

В 18 – 19 веках

Жанр изобразительного искусства значительно расширил влияние в течение 18 и 19 веков. Это было связано с несколькими факторами: универсальным использованием масла и холста; увеличение объемов торговли, что сформировало большую группу состоятельных торговцев и помещиков; использование работ как способа фиксации визуального облика человека, семей. Популярны детские портреты. Портрет в 19 веке – это фото для современного человека. Развитие жанра приостановило изобретение фотокамеры.

Лучшими портретистками 18-19 века были Ангелика Кауфман и Элизабет Виже-Лебрен – первые яркие художницы в истории живописи.

Жанр женского и мужского романтического портрета, который стал очень популярным в 19 веке в Англии, иллюстрируется картинами сэра Эдвина Ландсира – его работы одни из наиболее ярких шедевров изобразительного искусства викторианской эпохи.

В 20 веке

20 век стал временем крушения классической иерархии жанров, поскольку появились новые способы отображения реальности, новые темы и проблематика.

После серии работ в стиле экспрессионизма, достижения в области фотографии, кино и видео, превратили портрет в бесполезный анахронизм.

Исключение составляют известные работы Пикассо, например, женский портрет Гертруды Стайн.
Послевоенные события, влияние компьютерной техники, средств массовой информации, научного прогресса, появляются новые материалы для работы живописцев – изобразительное искусство акрилом, шелкография, творчество алюминиевой краской, коллаж, смешанные виды живописи. Тенденция к восстановлению женского и мужского портрета на должном месте в иерархии жанров иллюстрируется в поп-арт картинах Энди Уорхола, чьи печатные изображения Элвиса Пресли, Мэрилин Монро, Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор и Мао Цзэ-дуна стали образцом развития жанра второй половины 20 века.

Последняя новация в развитии жанра – гиперреализм, в котором работают американские и европейские художники. Цель стиля – создание новой реальности, которая будет полностью напоминать мир вокруг, будет копией фотографии несуществующего места на планете.

Разновидности портретов

Религиозные

Распространены в Средние века в западном искусстве. Включают изображения богов древних политеистических религий, библейских героев. Примеры картин: Гентский Алтарь Яна ван Эйка, «Оплакивание Мертвого Христа» Мантеньи, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Венера Урбино» Тициана.

Исторические

Изображения великих правителей, королей, полководцев, деятелей искусства. «Папа Лев X с кардиналами» Рафаэля, древнеримские и древнеегипетские изображения правителей, «Томас Кромвель» Ганса Гольбейна, «Портрет папы Иннокентия X» Веласкеса. В рамках исторического вида развивается политический, детский, мужской портрет.

Искусство батика

Батик – это искусство росписи по ткани с использованием резервирующих составов. Слово «batik» малайско-индонезийского происхождения, «titik» в переводе означает «капля». Техника относится к разделу декоративно-прикладного искусства. Для всех его разновидностей характерной особенностью является то, что все выполняется вручную, а краска наносится на ткань с учетом художественного замысла. При нанесении красителя на неподготовленную ткань, он растекается произвольно. И чтобы «ограничить» степень растекаемости, используется резервирующий состав, воск либо механическое ограждение при помощи ниток, жгутов и узлов.

Появление батика

Расписывать по ткани начали практически одновременно с ткачеством. При производстве полотен люди стремились разнообразить и обогатить цветовую гамму. Поэтому вместе с ткацким рисунком появлялись и различные способы ручного нанесения краски на ткань.

Искусство батика

Распространение батика

Родиной техники принято считать Юго-Восточную Азию, а само искусство батика существует уже более 2000 лет. Узелковый батик – самая простая из техник, часто встречается у разных народов по всему миру. В Японии подобный способ окрашивания ткани носит название «сибори» или «шибори». Его появление датируют 6-8 веками. В Западной Африке также существуют древние традиции по окрашиванию тканей в узелковой технике, их примеры можно встретить в Гамбии, Гвинее, Конго, Сенегале, Камеруне. Популярна узелковая техника и в Индии, где она носит название «бандхани. Примеры использования горячего батика встречаются у народов древней Армении, Ирана и Азербайджана. Одним из крупнейших центров его развития считается Индонезия, остров Ява.

Техника батика

Индонезийский батик

Изначально этот способ применяли исключительно для хлопковой ткани. Перед росписью ее подвергали обработке в несколько этапов, включающих в себя вымачивание, отбеливание и кипячение. Это придавало материалу однородность и необходимую плотность.

Первые красители

Применялись красители только природного происхождения. Цветовая гамма не отличалась разнообразием. В основном это были теплые коричневые оттенки от цвета слоновой кости до темно-коричневого. Коричневый пигмент добывался из коры дуба и грецкого ореха. Красный – из корня марены, из кермеса и кошенили. Желтый и зеленый цвет давали различные виды лишайников. Одним из самых дорогих растительных красителей считался индиго, сырьем для которого служили индигоноска красильная, вайда и индиго китайский.

Процесс создания батика в Индонезии

Сама роспись была процессом трудоемким, яванские мастера могли потратить на изготовление одного наряда до нескольких месяцев. Сперва на ткань наносился горячий воск, а затем ее погружали в чан с краской и высушивали. Для каждого цвета цикл окрашивания повторяли. Начинали с самого светлого оттенка и переходили к более темным. В целом задействовали не более десяти цветов.

Батик в Европе

В Европе техника батика распространилась в начале 17 века благодаря голландским мореплавателям. В тот период появилось большое количество мастерских по росписи ткани, где для увеличения производительности труда применялись штампы. Был изобретен состав гутта, благодаря которому появилась техника «холодного батика».

В 19 веке начали появляться синтетические красители – особенно активно их использовали в технике батика. Однако развитие мануфактурной промышленности привело к резкому сокращению изделий ручного труда. Батиком продолжали заниматься только художники, и он закрепился как вид декоративно-прикладного искусства.

Техника европейского батика

Современный батик

В настоящее время в технике батика работают мастера во всем мире.

Основные техники

  • Горячий батик.
  • Холодный батик.
  • Узелковый батик.
  • Свободная роспись.

Этапы росписи

Все техники, само собой, имеют свои отличительные особенности. И все же можно выделить схожие этапы росписи ткани.

  • Подготовка ткани. С этого начинается любая из техник. Задача – удалить с поверхности загрязнения, аппретирующий состав и предупредить возможную последующую усадку.
  • Закрепление ткани на подрамнике. Используется для холодного и горячего батика. При работе в узелковой технике подрамник чаще всего не нужен.
  • Нанесение резервирующего состава согласно эскизу. В технике узелкового батика на ткани под резервированием понимается процесс завязывания узелков.
  • Окрашивание ткани.
  • Высушивание работы и снятие с подрамника.
  • Закрепление красителя. Процесс, который зависит от вида красителя.
  • Оформление работы. Подшивание края платка/шарфа или оформление панно в багет.

Современные материалы

На сегодняшний день широкий выбор материалов помогает очень быстро и качественно освоить разные техники батика. Ассортимент красителей разделяют на две группы по способу взаимодействия с тканью, а главное – по способу фиксации. Так парозакрепляемые красители проникают внутрь волокон, а краситель «под утюг» окрашивает каждое волокно снаружи. Показатели устойчивости окраски парозакрепляемых красителей выше.

Краска для батика

  • Работа с красителями «под утюг»

Процесс фиксации красителя «под утюг» обычно заключается в проутюживании готовой работы с изнаночной стороны в течении примерно 3-х секунд. Такие краски считаются красками для хобби и больше подходят для новичков. При покупке желательно выбирать краски с пометкой «шелк», они незначительно деформируют фактуру ткани. Но нужно учитывать, что при многократном окрашивании участка теряется легкость и пластичность материала. Краски с пометкой «текстиль» имеют высокую «укрывистость» и в значительной степени воздействуют на фактуру. Поэтому их чаще применяют для росписи футболок и свитшотов, а это уже нельзя назвать батиком.

  • Работа с парозакрепляемыми красителями

Фиксация парозакрепляемых красителей происходит при воздействии пара на ткань при определенном давлении. Для этого используют профессиональные запариватели или автоклавы. Возможна и фиксация красителей в домашних условиях и без специального оборудования. Но такой способ требует наличия опыта, иначе качество результата гарантировать сложно. Также существуют красители, которые закрепляются при помощи специальной жидкости – фиксатора.

Ткани для батика

Для выполнения батика используются натуральные материалы – хлопковые и шелковые, реже шерстяные.

Ткани для батика

Есть красители, которые позволяют окрашивать вручную и синтетические ткани.

При выборе материи необходимо учитывать, что вид переплетения и плотность влияют на сам процесс и на внешний вид готового изделия. Так роспись на ткани средней и высокой плотности будет смотреться ярче, чем на тонкой. Сатиновое переплетение волокон, характерное для атласных тканей, обеспечивает большую степень «растекаемости» красителя. Один и тот же эффект на атласе и крепе будет сильно разниться по четкости.

Инструменты для батика

Краску наносят кистями, ватными тампонами, баллончиками для распыления красителя, штампами и валиками. Выбор других инструментов зависит от техники. Так для холодного батика будут использоваться трубочки или тюбики для нанесения резерва. Для горячего батика может понадобиться чантинг – специальная лейка для расплавленного воска. Либо батик-штифт – электрический инструмент для нанесения воска, способный поддерживать его постоянную температуру на протяжении всего рабочего процесса. Для узелковой техники применяют нитки и резинки, для свободной – грунт.

Инструменты для батика

Рамы для батика

Роспись большинства техник выполняется по натянутой поверхности шелка. На раме материал фиксируется при помощи кнопок или крючков. В специализированных магазинах можно приобрести раздвижные рамки с крючками, размер которых регулируется в зависимости от отреза.

Декоративно-прикладная функция батика

Художественная роспись по ткани является видом декоративно-прикладного искусства. Ткань, расписанная вручную, используется для создания панно, одежды и аксессуаров, а также оформления интерьера. То есть изделие будет взаимодействовать со средой, а его основная функция – украшать.

Декоративность в работе с тканью проявляется следующими особенностями:

  • предметы часто изображаются стилизованными;
  • они творчески переосмысливаются;
  • изменяются их размеры, форма и количество;
  • допускается изображение предметов в упрощенном, плоскостном виде, без бликов рефлексов и светотени;
  • при этом нередко встречаются и работы художников, выполненные в реалистичной манере.

Декоративно-прикладная функция батика

Декоративная композиция

Композиция в декоративно-прикладном искусстве может создаваться при помощи орнаментального рисунка, а также путем стилизации зарисовок, сделанных с натуры (натюрмортов, пейзажей, портретов)

Главная задача композиции – эмоциональное воздействие на зрителя. Часто она не несет смысловой нагрузки и при ее разработке на первый план выходит выразительность формы и цветовая гамма.

Композиционные приемы

Для придания этой выразительности используются определенные приемы.

При организации композиции предусматриваются два варианта. Первый – выделение доминанты, когда все остальные элементы воспринимаются как зависимые, а их расположение подчиняется главному элементу Второй – видение в целом, без выделения отдельных предметов, когда элементы утрачивают самостоятельность и составляют единый ансамбль.

  • Равновесие в композиции.

Композиция должна быть уравновешена. То есть положение каждого элемента в композиции устойчиво и неслучайно. Для установления равновесия важно правильно подобрать размер, форму, направление и расположение элементов.

  • Ритм в композиции.

Еще один важнейший способ передачи композиционной выразительности – ритм. В зависимости от расположения элементов композиция будет либо статической (симметричное расположение фигур), либо динамической (асимметричное).

Ритм в композиции батика

  • Цвет в композиции.

Роль цвета в композиции также велика. При подборе оттенков необходимо учитывать, какое настроение они внесут в работу. Условно цвета делят на холодные и теплые, а в аспекте композиционного решения этот признак влияет на пространственное восприятие.

Несмотря на некоторые сложности работы в технике батика, он все больше набирает популярность. Роспись имеет широкие возможности для применения, а разнообразие техник позволяет уже на первых занятиях получить отличный результат.

Похищение века. Как удалось раскрыть кражу полотен русских художников

Портреты бывают разными в зависимости от назначения, характера изображения и от эпохи.

«Аккуратно войди в контакт»

Криминальный арт-бизнес занимает третье место после оборота наркотиков и торговли оружием, ведь стоимость шедевров может достигать космических значений. Каждый месяц в мире похищается более тысячи произведений искусства. Но та кража, что случилась в Италии, всё же выбивается из ряда.

В июле 1991 г. в Генуе открылась выставка «Русское искусство эпохи Александра II». На ней были представлены 75 полотен Третьяковской галереи — золотой фонд коллекции: Саврасов, Васильев, Репин, Поленов. Экспозиция имела колоссальный успех. Но за 3 дня до закрытия выставки, в ночь с 25 на 26 сентября, один из залов галереи Villa Croce обокрали. Грабители вынесли 18 холстов, большинство из которых были приобретены для Третьяковской галереи лично её основателем Павлом Третьяковым. Украли и жемчужину выставки — картину Ильи Репина «Отдых», которая считается одной из вершин репинского творчества.

По утверждению итальянской газеты La Repubblica, похищенное из залов галереи Villa Croce оценивалось в 10 млрд лир. Хотя эту утрату вряд ли можно было выразить в деньгах — ведь украли то, без чего невозможно представить русское искусство. Итальянская полиция немедленно начала расследование, его контролировал сам премьер-министр Джулио Андреотти.

В те годы я работал старшим помощником Генерального прокурора СССР и находился в Италии в отпуске — шли съёмки художественного фильма «Заложники «Дьявола». В заглавной роли следователя прокуратуры блистала одна из самых популярных актрис советского кинематографа — Наталья Гундарева. Я был главным консультантом этого фильма, помогал выстраивать сюжет и писать сценарий. Много времени проводил на площадке с Наташей, с которой были давно и хорошо знакомы, объяснял ей, как должен вести себя следователь в той или иной ситуации, что должен делать.

Помню, как в день отъезда в Италию Генеральный прокурор СССР Николай Семёнович Трубин предложил мне «аккуратно войти в контакт с итальянцами» и по возможности «посодействовать». Расследованием этого дела, как ему доложили, занимаются не прокуроры, а карабинеры. Но если с некоторыми прокурорами Италии мне до этого приходилось общаться, то с карабинерами — никогда. Наладить контакты помог случай.

Статья по теме Краденый Евангелист. Что скрывал фильм «Возвращение «Святого Луки»? В нашей съёмочной группе был Владимир Самойлович Марон, видный организатор советского кинопроизводства, заслуженный работник культуры, фронтовик. В конце 60-х Марон реализовал самый масштабный в СССР международный кинопроект — совместно с итальянцами снял художественный фильм «Красная палатка». Режиссёром картины был Михаил Калатозов, а Марон — гендиректором. В ролях сплошь звёзды: Шон Коннери, Клаудия Кардинале, Никита Михалков, Донатас Банионис, Юрий Визбор. Продюсером фильма выступал писатель, президент Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров Франко Кристальди. Он вложил в эту картину, как сказал нам, 10 млн долларов (в своё время Кристальди был женат на Клаудии Кардинале).

Мы несколько раз приходили в дом к Кристальди в Риме. Франко очень помог нам в Италии со съёмками, познакомил со многими знаменитостями. Но главное — именно он свёл меня с новым руководителем Службы карабинеров, которая занимается расследованием преступлений в сфере оборота культурных ценностей. Его звали Роберто Конфорти.

Инструкция с примером

Желательно выполнять эту технику в команде из нескольких человек. Но в целом, даже если вы будете делать это самостоятельно — всяко лучше, чем придумывать портрет из воздуха.

1. Первым делом постарайтесь представить человека из вашего общества, которого бы мог заинтересовать ваш продукт или услуга. Неважно как хорошо вы его знаете; неважно в каких отношениях вы с ним находитесь. Просто найдите мысленно в вашем окружении, пусть и самом отдалённом, того, кто гипотетически мог бы стать вашим клиентом. И опишите этого человека; всё, что вы о нём знаете и думаете — зафиксируйте это на бумаге. Если вы вспомните 2 и более людей, которые могли бы заинтересоваться вашим предложением — прекрасно, описывайте всех.

2. После того, как каждый в команде набросал портреты своих реальных знакомых, постарайтесь их изучить и выделить общие черты. Общие черты — это то ключевое, из чего вы будете составлять рабочие портреты ЦА для своего бизнеса.

3. Сгруппируйте полученные черты и признаки непосредственно в портреты целевой аудитории. По идее, у вас получится от 3 до 8 портретов в зависимости от специфики и масштаба бизнеса. Больше — не нужно и не имеет смысла. При этом в работе большую часть времени, энергии и сил вы будете отдавать на коммуникацию с 2-3 сегментами. Остальные, конечно, будут так же важны, но они не будут вашей основной ЦА.

Важный момент! Когда будете прописывать черты ваших знакомых, укажите причину, по которой они, на ваш взгляд, выбрали бы ваш продукт или услугу. Какую выгоду они бы получили? за что бы они его ценили? почему бы вернулись к вам повторно? Когда каждый член команды пропишет эти моменты для своих набросков портретов, вам будет легче понять то, какую ключевую ценность ваш продукт/услуга несёт для каждого отдельного сегмента ЦА.

Портреты-сканограммы Портреты-сканограммы Портреты-сканограммы Портреты-сканограммы Портреты-сканограммы

Например, вам нужно определить целевую аудиторию для бизнеса по производству натуральной косметики. Кому бы это могло быть интересно?

  • Вашей знакомой, которая обожает делать домашнюю косметику, но у неё не хватает на это времени. Ей 25 лет, у неё средний доход, живёт самостоятельно, интересуется йогой, здоровым питанием и вопросами экологии. В данной косметике ей может понравиться натуральность состава, экономия времени, быстрый эффект и тот факт, что косметика не тестируется на животных.
  • Кто-то другой из вашей команды вспоминает о знакомой, которой индифферентны любые составы, главное — хороший эффект. Ей тоже 25, у неё тоже средний доход, когда-то в прошлом пыталась веганить. Борется с любовью к сладкому, иногда можно заметить в тренажёрном зале. В данной косметике ей может понравиться модная натуральность состава, мысль о том, что таким образом она заботится о своём здоровье, результат от применения и тот факт, что косметика не тестируется на животных.
  • Третий персонаж — девушка, которая критически волнуется о своём здоровье. Ей 29, постоянно на профилактических обследованиях, по утрам выпивает с десяток БАДов, профессионально разбирается в Е-добавках не только в еде, но и в косметике. Доход выше среднего, есть молодой человек. В данной косметике ей может понравиться натуральность состава и мысль о том, что таким образом она заботится о своём здоровье.
  • Четвёртый персонаж — девушка 27 лет, с доходом средним, живущая с молодым человеком. Курит, редко занимается спортом. Любит тратить деньги на книги и походы в кино. Хорошо готовит. Экономит на одежде. В косметике ей в первую очередь важна цена, результат вторичен. В данной косметике ей может понравиться приятная цена и итоговый эффект.
  • Пятый персонаж — девушка 20 лет, студентка-бюджетница, живущая с родителями. Самостоятельного дохода не имеет, живёт скромно. Увлекается рисованием и походами с друзьями в фаст-фуд. Есть парень. В данной косметике ей может понравиться приятная цена, модная тема с натуральными составами и итоговый результат.

История жанра портрет

Портретное искусство началось, как ни странно, со скульптуры. В Средневековье жанр сошёл на нет, а на Ренессанс – во времена смены жёстких духовных ограничений на светские ценности – пришёлся его расцвет.

Портреты писались в профиль, позднее пришло разнообразие – лица изображались в анфас и в три четверти. Абсолютная монархия принесла с собой моду на парадные портреты: их заказывали короли и приближенные к ним особы, аристократия и влиятельные церковники. В тот период появилась должность придворного живописца, который писал портреты правящей семьи в течение всего периода их царствования.

С развитием стилей живописи развивались и менялись портретные стили. В эпоху барокко художники от классического, сдержанного изображения перешли к более глубокому, где преобладала эмоциональность и драматизм. Само же изображение стало более цветным и контрастным.

Рококо внёс свою лепту посредством теплоты, интимности, камерности изображения.

Художники романтизма старались внести одухотворённость в образ модели.

В конце XVIII века художники снова обратились в реализм, а позднее – в эпоху развития импрессионизма, портретисты, как и пейзажники, устремились к изображению настроения и чувств зачастую в ущерб реалистичности.

Экспрессионисты, кубисты, сюрреалисты экспериментировали с цветом, формой, пропорциями, выражали на портретах нестандартные эмоции.

Современные художники используют различные концептуальные подходы, используют современные техники и технологии.

Известные русские художники жанра портрет и их знаменитые шедевры.

К самым знаменитым портретам кисти русских художников можно отнести:

В.Г. Перов. «Портрет Достоевского Федора Михайловича» является образцом классического портрета конца XVIII века. Фёдор Михайлович изображён на нём глубоко погружённым в свои мысли. Художник сумел отобразить его внутреннее состояние – знаменитый писатель был очень закрытым и глубоко задумчивым человеком.

И.Е. Репин. «Портрет С. И. Мамонтова» – известного железнодорожного магната и мецената. С.И. Мамонтов изображён в расслабленной позе. Врубель же написал миллионера в своем легко узнаваемом жанре.

Знаменитый «Портрет Марии Лопухиной» В. Л. Боровиковского отображает не сколько социальный статус графини, сколько её личные качества: образ получился нежным и загадочным, портрет и пейзаж на заднем плане искусно переплетаются, создавая эффект гармонии человека и природы.

Невозможно обойти вниманием портрет «Неизвестной» , которую часто называли русской Джокондой. Хорошо одетая юная особа сидит в экипаже одна, что было немыслимо для тех времён. Историки и критики до сих пор не нашли достоверной информации, кто изображён на этом портрете – по одной из версий это была Екатерина Долгорукова, любовница Александра II.

В. Серов и «Девочка с персиками». Мы снова возвращаемся в усадьбу , и на этот раз художник пишет его дочь Веру.

М. Врубель. При упоминании имени художника перед глазами сразу же встаёт его знаменитый «Демон сидящий». Сюжет картины навеян одноимённой поэмой М. Лермонтова. Портрет несуществующего персонажа, духа, олицетворяющего образ борьбы, силы и сомнений в правильности своих поступков.

Картины современных художников, работающих в жанре портрет, вы можете найти на нашем сайте. Добро пожаловать!

Портрет художника К. А. Савицкого (

В 1871 году Крамской пишет портрет своего коллеги по обществу передвижников, замечательного художника К.А. Савицкого. На этом портрете будущий академик Императорской Академии художеств изображён молодым, энергичным тридцатилетним мужчиной. Он красив, умён и интеллигентен.

Как обычно, Крамской выделяет образ человека при помощи нейтрального глухого фона. Бледное лицо Савицкого сияет, словно драгоценная жемчужина на тёмно-бордовом бархате драпировки. Его отблески отражаются в густых волнистых волосах молодого человека и в аккуратной бородке. Этот приём позволяет внимательно изучить портрет, не отвлекаясь на детали.

В этом портрете нет ничего лишнего — лишь умные глаза смотрят на зрителя в упор. Так художник смотрит на свою модель, изучая её. Не мы оцениваем Савицкого, он оценивает нас. Для Савицкого все зрители — его потенциальные натурщики, которые могут стать частью его замыслов.

Исчез ли фаюмский портрет бесследно?

Фаюмский портрет просуществовал всего 300 лет. С 1 по 4 века нашей эры.

Но он не исчез бесследно. В конце 4 века н.э. Египет стал византийским. Византийские мастера видели фаюмские портреты.

Именно поэтому в иконах мы видим уже знакомые черты из далекого прошлого. Большие глаза. Взгляд сквозь зрителя в вечность. Образ души, а не тела.

Слева: Фаюмский портрет молодой женщины. II в.н.э. Лувр, Париж. Справа: Архангел Гавриил (Ангел златые власы). XII век. Икона новгородской школы. Русский музей, Санкт-Петербург.

Эти люди, сами того не ведая, сохранили себя для потомков. На целых 20 веков. И продолжат жить дальше. Они превратили мгновение в вечное.

Боюсь, что ничего. Мгновение так и останется мгновением.

Очень рекомендую посмотреть мою небольшую статью “Фаюмские портреты в Пушкинском музее”. Возможно, для Вас станет открытием, что в Москве хранится уникальная коллекция самых древних картин на Земле.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Перейти на главную страницу

Идеи для фотосессий

Портретная съемка может базироваться на идеях участницы. Она предполагает использование отрепетированных поз и определенного круга предметов, дополняющих образ. В то же время, фотограф проводит съемку в неожиданные для нее моменты. Во время создания таких кадров лицо девушки меняется и становится более естественным.

Летняя съемка в парке

В летнее время года природа демонстрирует все свои краски. Наиболее ярко они раскрываются в солнечные дни. Почему бы не провести один из них с пользой?

Территории парков довольно живописны. Здесь можно найти лужайку, цветущий кустарник, старое дерево. На их фоне рекомендовано проводить портретную фотосессию для семейного альбома.

Не станет помехой и легкий ветер, слегка подхватывающий волосы девушки и развивающий их.

Принять участие в портретной съемке могут несколько человек. К примеру, супружеская пара, родственники или друзья. Найденный в парке мостик, на котором расположатся влюбленные, придаст итоговым снимкам романтического настроения.

Коммерческий портрет

Создание деловых портретов является работой, подготовка к которой должна быть основательной и четко продуманной. Для большинства участников таких фотосетов важной характеристикой является их скорость. Это связано с тем, что график топ-менеджеров слишком плотный и в нем может быть найдено всего несколько минут для проведения фотосессии.

Проведение съемок может быть выполнено у заказчика. В таком случае будет использована накамерная вспышка или иной источник импульсного света, отличающийся высокой мощностью. Узкие временные рамки требуют участия ассистента и иных помощников.

Заблаговременное знакомство фотографа с героем фотосета может не проводиться, что вынуждает первого к проведению оперативного анализа внешних данных модели, окружающих деталей, интерьера, места и используемых аксессуаров.

Креативные портреты

Идея создания креативного портрета может быть реализована в студии или на лоне природы. Допускается использование:

  • теней и трафаретов, обеспечивающих появление на лице модели визуальных элементов или прикрывающих часть лица;
  • обрамления, занимающего все свободное пространство на снимке;
  • животных;
  • дополнительных предметов и эффектов (дождь, зонт, ветер, ткань и пр.).

Популярность таких портретов обоснована их использованием как для формирования собственного альбома, так и для размещения в соцсетях, журналах, рекламных макетах.

Классический образ

Классический вид съемки является одним из самых востребованных. Художественный портрет базируется на понятиях создания живописи.

Съемка классического образа осуществляется в рамках:

Модельные

Проведение модельных съемок может быть связано с данным бизнесом. Многие девушки стремятся получить снимки, на которых они будут выглядеть, как настоящие профессионалы индустрии моды. Для этого мастеру стоит позаботиться не только об образе участницы, но и о круге тех поз, в которых она будет снята.

Результат съемки можно использовать для развития в этой индустрии, размещения в журналах и на рекламных билбордах.

Мужской портрет

Схема, используемая для работы с девушками, не подходит для фотосессий с участием мужчин. Представители сильного пола неохотно раскрываются и раскрепощаются перед мастерами, что требует установления психологического контакта между ними.

Поэтому нужно подобрать фотографа, который сможет:

  • проявлять оперативную реакцию на инициативы, исходящие от мужчины (смена образа, позы и пр.);
  • четко выражать мысли;
  • предоставлять подробные объяснения интересующих деталей;
  • общаться открыто и кратко.

Мужские портреты не должны выступать проявлением изящества и мягких линий. Съемка должна акцентировать внимание на дерзости, мужественности и силе.

Студийная портретная съемка

Специалисты, чья деятельность в сфере фотосъемки только начинается, побаиваются проводить фотосеты в студиях. Причиной тому служит страх перед работой с оборудованием студийного типа и невозможность создания динамичных снимков. Такое мнение ошибочно.

Аренда студии является доступной услугой, воспользоваться которой может любой желающий. Проведение студийной портретной съемки начинают с подготовки оборудования и интерьера. Основная задача фотографа заключается в раскрытии цветовой и световой гаммы.

Источники:

http://shedevrs.ru/portret/109-istoriya-portreta
https://artrecept.com/zhivopis/zhanry/portret
https://fashionelement.ru/baza_znaniy/rukodelie/iskusstvo-batika
https://prooneplus.ru/bytovaya-tehnika/pohishchenie-veka-kak-udalos-raskryt-kraju-poloten-russkih-hudojnikov

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *