Фаюмские портреты энкаустика

Фаюмские портреты

Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Великолепное собрание из 23 погребальных фаюмских портретов в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, обнаруженных в Египте в 70-е годы XIX века, даёт возможность проследить развитие этого жанра на протяжении четырёх веков (с I по IV вв.).

Содержание

История исследований [ править ]

На сегодня известно около 900 погребальных портретов. Большинство из них были найдены в некрополе Фаюма. Благодаря сухому египетскому климату многие портреты очень хорошо сохранились, даже краски выглядят в большинстве случаев ещё свежими.

  • погребальная маска
    • маска Агамемнона
    • фаюмский портрет
    • восковые маски предков

    Впервые погребальные портреты были описаны в 1615 году итальянским исследователем Пьетро делла Валле во время его пребывания в оазисе Саккара-Мемфис. Он привёз два из них в Европу, сегодня они находятся в коллекции Государственного художественного собрания Дрездена. Несмотря на постоянный рост интереса к Древнему Египту, погребальные портреты вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX в. До настоящего времени не сохранилось информации, откуда родом были первые находки: возможно, это были опять Саккара или Фивы. Благодаря Леону де Лаборде в 1827 году в Европе появились два новых погребальных портрета, якобы найденных в Мемфисе, один из которых хранится сегодня в Лувре, а другой — в Британском музее.

    Ещё в 1820 году барон Минутоли по заказу германского правительства приобрёл несколько погребальных портретов, которые, однако, пропали вместе с другими египетскими артефактами при кораблекрушении в Северном море. Ипполито Розелини привёз во Флоренцию из экспедиции Жан-Франсуа Шампольоном в Мемфисе в 1828-29 годах погребальный портрет неизвестного происхождения, похожий на оба портрета, привезенных Лаборде из Мемфиса. В 1820-е годы через генерального консула Великобритании в Египте Генри Салте несколько портретов попали в Париж и Лондон. Ошибочно некоторые из изображённых на портретах людей считались членами семьи многократно упоминаемого в письменных источниках фивского архонта Поллиоса Зотера.

    Прошло достаточно много времени, прежде чем появились сведения о новых находках. Первое подобное сообщение появилось в 1887 году и носило скорее прискорбный для науки характер. Даниель Мари Фуке узнал о находке портретов в одном из гротов. Спустя несколько дней он отправился в путь, чтобы проверить эту информацию, но прибыл слишком поздно. Почти все обнаруженные портреты были уже использованы для растопки костров в холодные ночи в пустыне. Ему достались лишь два из пятидесяти найденных портретов. О месте находки также ничего не известно. Вероятно речь может идти о ер-Рубайя, где венский торговец антиквариатом Теодор Граф некоторое время спустя нашёл несколько портретов и попытался привлечь к ним внимание общественности, чтобы поднять на них цену. Ему удалось заинтересовать известного лейпцигского египтолога Георга Эберса для опубликования научных статей о своих находках. Основываясь на материалах публикаций, он пытался продать свои находки по всей Европе. Хотя о месте и времени находки было известно немного, на основании других найденных предметов — в первую очередь монет с портретами — он приписывал найденные портреты известным правителям из династии Птолемеев и их родственникам. Хотя его утверждения и не подкреплялись никакими фактами, портреты привлекли к себе внимание благодаря поддержке некоторых учёных, как, например, Рудольф Вирхов. О портретах заговорили. В конце XIX в. портреты благодаря своей особой эстетике, пользовались большим успехом в качестве предметов коллекционирования и широко продавались по всей Европе.

    Научные исследования тоже не стояли на месте. В том же 1887 году Флиндерс Питри начал раскопки в Хаваре, где помимо прочего обнаружил некрополь, из которого был извлечён 81 погребальный портрет. Погребальные портреты находились в центре внимания лондонской выставки. Позднее Питри продолжил раскопки на том же месте, но столкнулся с конкуренцией со стороны немецких и египетских торговцев произведениями искусства. Зимой 1910—1911 годах Петри во время раскопок обнаружил ещё 70 погребальных портретов, находившихся, однако, в плохом состоянии. Находки Петри являются, за немногим исключением, до сегодняшнего дня единственным примером систематического подхода в раскопках погребальных портретов и последующего опубликования результатов этих находок. Хотя эти публикации с сегодняшней точки зрения оставляют много открытых вопросов, они всё же являются самым важным источником изучения обстоятельств обнаружения погребальных портретов. В 1892 году немецкий археолог фон Кауфман открыл так называемую Гробницу Алины, в которой находились некоторые из самых известных на сегодняшний день погребальных портретов.

    Хотя многие из этих изображений были найдены в оазисе Файюм (Hawara называемая также Арсиноя или Крокодилополь), однако портреты на мумиях были также обнаружены и в других некрополях, включая некрополи в Мемфисе (Саккара), Филадельфии (Er-Rubayat и ‘Kerke’), Антиноополе, Панополе (Ахмим), Марина Эль-Аламейне, Фивах и Эль-Хибе (Анкиронополь). Однако все они сейчас известны под именем фаюмских портретов.

    Материалы и способ изготовления [ править ]

    Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ἐγκαίω — выжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.

    Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.

    Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне.

    Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладать восковая темпера. А поздние портреты III—IV веков написаны исключительно темперой — техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца. Темперные портреты выполнены на светлых или тёмных фонах смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненных энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.

    Кроме того, некоторые группы портретов были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.

    Культурно-исторический контекст [ править ]

    Греки составляли значительную часть населения Фаюма. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским. В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.

    Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками Птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками, — в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.

    Причёски, одежда и украшения [ править ]

    На погребальных портретах можно увидеть различные причёски. Они оказывают неоценимую помощь при датировке. В большинстве своём все умершие были изображены с причёсками, отвечающими моде своего времени. Многочисленные аналогии существуют в причёсках скульптурных портретов.

    Значение для искусства [ править ]

    Фаюмские портреты — лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I—III веках нашей эры.

    После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. В период правления династии Птолемеев — наследников империи Александра, произошли значительные изменения в искусстве и архитектуре. Погребальный портрет — уникальная художественная форма своего времени — процветал в эллинистическом Египте. Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты — это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.

    Фаюмские портреты: предтеча иконописи

    Фаюмский портрет – одно из самых загадочных, мистических и древних направлений в изобразительном искусстве. Каждый образец заставляет остановиться и долго разглядывать необыкновенно живые и реалистичные лица людей, живших много веков назад на территории Римского Египта. Фаюмский портрет – это реальный человек, реальная жизнь и, к сожалению, реальная смерть.

    Древние египтяне верили в то, что душа человека может вернуться в его тело после смерти. Отсюда и стремление сохранить тело умершего посредством бальзамирования. Старание отправить в мир иной не только самого скончавшегося человека, но и все то, что сопровождало его в земной жизни, то, что придавало ему статусности и способствовало его комфортному загробному существованию. Так было в Древнем Египте.

    Что представляют собой фаюмские портреты

    После того, как долина Нила была завоевана римлянами, произошла ассимиляция. Верования египтян причудливо перемешались с религиозными традициями римлян и греков. Культ мертвых, как и многие другие черты древнеегипетской культуры, был слегка видоизменен, но принят новым обществом всерьез и надолго. Одной из его составляющих стал и фаюмский портрет.

    Да, это портрет для саркофага, в котором впоследствии будет захоронен человек. Почти все лица на дошедших до нас фаюмских портретах молоды. Это обусловлено тем, что продолжительность жизни человека составляла в то время 25-30 лет. Скорее всего, именно поэтому фаюмские лица завораживают. Ведь каждый, кто изображен на них, знает, для чего создается его портрет. Трудно представить, о чем думает человек, которого рисуют для погребального ритуала.

    Неизменно одно: каждый портрет индивидуален, он раскрывает суть человека, показывает его душу, лишен малейших намеков на то, чтобы приукрасить оригинал. Не потому, что люди того времени были лишены амбиций или страдали заниженной самооценкой, а потому, что в загробном мире все земное переставало быть значимым. Душа должна была узнать лицо своего владельца и соединиться с ним.

    Итак, фаюмский портрет- это прижизненное изображение человека, создававшееся для погребального ритуала. Обладает предельной реалистичностью. Располагался на саркофаге с мумифицированным телом умершего, либо крепились на лице мумии в той части, которая не закрывалась бинтами.

    Техника фаюмского портрета

    Именно техника исполнения этих древних образцов изобразительного искусства делает их такими реалистичными и неповторимыми. Изначально египетские художники использовали расплавленные восковые краски. Они наносились широкими мазками на деревянную доску, что придавало изображению объём, передавало игру света на человеческом лице. Воск, застывая, образовывал неровную шероховатую поверхность. Картина отличалась яркостью, контрастностью и долговечностью. Эта техника называется энкаустикой.

    Особое внимание уделялось глазам модели. Они прорисовывались очень тщательно – художник старался передать их выражение и настроение. Египтяне верили в то, что душа человека может вернуться в тело именно через глаза. Возможно из этих древнеегипетских верований и берет начало крылатое выражение: “Глаза – это зеркало души”. В создании портретов применялся тонкий золотой лист. Он служил либо фоном, либо добавлялся в части изображения: венок или головная повязка.

    Особенность, объединяющая все фаюмские портреты – лица рисовались асимметричными, что придавало изображениям ещё большую реалистичность. К третьему веку методика рисования фаюмского портрета начала меняться. Появилась смешанная техника, когда восковые краски дополнялись темпрой (краски смешанные с яичным желтком). Более легкой по текстуре и придающей картине прозрачность. От этого фаюмский портрет потерял в реалистичности, но приобрел в воздушности.

    Энкаустичиские портреты выполнены на глянцевой поверхности, а темперные – на матовой. Техника темпры впоследствии полностью заменила энкаустику и положила начало становлению такого направления в живописи, как иконопись.

    История фаюмского портрета

    Своим появлением фаюмский портрет обязан слиянию трех культур – греческой, египетской и римской. После завоевания Египта Александром Македонским в IV веке до нашей эры, в долине Нила правили потомки Птолемея. Эллинистическая культура переживала свой расцвет. Греческая живопись распространилась по всему Египту. Именно ее традиции легли в основу техники египетского фаюмского портрета. Римляне же привнесли в портрет персонализацию и проработку деталей лица. Но как бы не менялись техники и манера изображения, фаюмский портрет был и остается исконно египетским по духу, смыслу и предназначению.

    На сегодняшний день известно более 900 фаюмских портретов. Первые из них были найдены еще в 1615 году. Пьетро делла Балле обнаружил их в одном из захоронений. Долгое время эти образцы древнеегипетского искусства оставались неизученными. Им попросту не придавали исторического и культурного значения. Представлялись в кунсткамерах как малозначительные диковинки. Даже хранились в некоторых европейских музеях.

    Женский портрет. Вторая половина II века н.э. Лувр. Париж. Франция. Находится в экспозиции музея с 1826 года.

    Женский фаюмский портрет сыграл немаловажную роль в исследовании этого направления в живописи. Дело в том, что практически все таблички, сопровождавшие захоронения, были утеряны, и судить о времени создания того или иного портрета можно было только по самому изображению. По прическе, украшениям или платью возможно было восстановить историческую хронологию написания того или иного портрета. Но сложность состояла в том, что на территории Египта это направление существовало около 4 веков. А это большой временной промежуток и значимый пласт истории.

    Широкую известность портреты в этой технике приобрели только в конце 19 века. Тогда в провинции Фаюм (нынешний пригород Каира) в 1880-х годах расхитители гробниц нашли деревянные доски с портретами, которые поразительно достоверно повторяли лица умерших. Портреты находились на месте лица мумии. Под бинтами крепились таблички с именами, с указанием возраста и рода занятий человека. Почти все они были утеряны, так как не представляли ценности для грабителей.

    Благодаря антиквару Теодору Графу, который выкупил большую часть фаюмских сокровищ, мир узнал о ранее неизвестном направлении в живописи – древнеегипетском фаюмском портрете. Впоследствии подобные находки появлялись и в других местах, но собирательным названием они обязаны провинции Фаюм, Эль-Фаюмскому оазису.

    Среди дошедших до наших дней портретов присутствуют изображения мужчин, женщин, детей. Предполагается, что детский портрет писался посмертно, что вполне логично, учитывая высокую детскую смертность в то время. Подобные изображения могли позволить себе только обеспеченные люди, так как работа художника стоила дорого.

    Следующей значимой вехой в исследовании истории фаюмского портрета стало открытие Могилы Алины. Ее обнаружил в 1892 году археолог Ричард фон Кауфман. В этом захоронении находилась женщина и две ее дочери. По сохранившимся табличкам стало понятно, что женщину звали Алина и умерла она в возрасте 35-ти лет. Исходя из того, что ее дочери умерли в то же время, ученый сделал вывод, что причиной стала болезнь, поразившая всех троих одновременно. Портрет Алины восхищает своей реалистичностью и тончайшей техникой исполнения.

    Портрет Алины. Хевара. Египет. 24 год н.э. Египетский музей. Берлин

    Фаюмский портрет считается предтечей иконописи. С приходом византийской культуры он исчез, как и все атрибуты древних верований и религий. Потерял актуальность для грядущих поколений. Но именно с этих посмертных портретов, которые писались с живых, реальных людей, началась история ликов. Тех самых, что и по сей день смотрят на нас с икон и храмовых росписей. Да, их разделяют века, но одно неизменно – взгляд. Он по прежнему проникает в душу и заставляет задуматься о чём-то, что находится вне человеческого понимания. Снова и снова поднимает многовековой вопрос: так что же там, за той чертой, избежать которой не удалось ни одному смертному.

    Фаюмский портрет

    Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизменённой под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

    Собрание из 23 погребальных фаюмских портретов в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, обнаруженных в Египте в 1870-е годы, даёт возможность проследить развитие этого жанра на протяжении четырёх веков (с I по IV века).

    Содержание

    История исследований

    На сегодня известно около девятисот погребальных портретов. Большинство из них были найдены в некрополе Фаюма. Благодаря сухому египетскому климату многие портреты очень хорошо сохранились, даже краски выглядят в большинстве случаев ещё свежими.

    Впервые погребальные портреты были описаны в 1615 году итальянским исследователем Пьетро делла Валле во время его пребывания в оазисе Саккара-Мемфис. Он привёз два из них в Европу, сегодня они находятся в коллекции Государственного художественного собрания Дрездена. Несмотря на постоянный рост интереса к Древнему Египту, погребальные портреты вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX века. До настоящего времени не сохранилось информации, откуда родом были первые находки: возможно, это были опять Саккара или Фивы. Благодаря Леону де Лаборде в 1827 году в Европе появились два новых погребальных портрета, якобы найденных в Мемфисе, один из которых хранится сегодня в Лувре, а другой — в Британском музее.

    Ещё в 1820 году барон Минутоли по заказу германского правительства приобрёл несколько погребальных портретов, которые, однако, пропали вместе с другими египетскими артефактами при кораблекрушении в Северном море. Ипполито Розелини привёз во Флоренцию из экспедиции Жан-Франсуа Шампольоном в Мемфисе в 1828—1829 годах погребальный портрет неизвестного происхождения, похожий на оба портрета, привезенных Лаборде из Мемфиса. В 1820-е годы через генерального консула Великобритании в Египте Генри Солта несколько портретов попали в Париж и Лондон. Ошибочно некоторые из изображённых на портретах людей считались членами семьи многократно упоминаемого в письменных источниках фивского архонта Поллиоса Зотера.

    Прошло достаточно много времени, прежде чем появились сведения о новых находках. Первое подобное сообщение появилось в 1887 году и носило скорее прискорбный для науки характер. Даниель Мари Фуке узнал о находке портретов в одном из гротов. Спустя несколько дней он отправился в путь, чтобы проверить эту информацию, но прибыл слишком поздно. Почти все обнаруженные портреты были уже использованы для растопки костров в холодные ночи в пустыне. Ему достались лишь два из пятидесяти найденных портретов. О месте находки также ничего не известно. Вероятно речь может идти о эр-Рубайя, где венский торговец антиквариатом Теодор Граф некоторое время спустя нашёл несколько портретов и попытался привлечь к ним внимание общественности, чтобы поднять на них цену. Ему удалось заинтересовать известного лейпцигского египтолога Георга Эберса для опубликования научных статей о своих находках. Основываясь на материалах публикаций, он пытался продать свои находки по всей Европе. Хотя о месте и времени находки было известно немного, на основании других найденных предметов — в первую очередь монет с портретами — он приписывал найденные портреты известным правителям из династии Птолемеев и их родственникам. Хотя его утверждения и не подкреплялись никакими фактами, портреты привлекли к себе внимание благодаря поддержке некоторых учёных, например, Рудольфа Вирхова. О портретах заговорили. В конце XIX века, благодаря своей особой эстетике, они пользовались большим успехом в качестве предметов коллекционирования и широко продавались по всей Европе.

    Научные исследования тоже не стояли на месте. В том же 1887 году Флиндерс Питри начал раскопки в Хаваре, где помимо прочего обнаружил некрополь, из которого был извлечён 81 погребальный портрет. Многие из них сегодня представлены в экспозиции Музея египетской археологии Питри в Лондоне [1] .

    Погребальные портреты находились в центре внимания лондонской выставки. Позднее Питри продолжил раскопки на том же месте, но столкнулся с конкуренцией со стороны немецких и египетских торговцев произведениями искусства. Зимой 1910—1911 годах Питри во время раскопок обнаружил ещё 70 погребальных портретов, находившихся, однако, в плохом состоянии. Находки Питри являются, за немногим исключением, до сегодняшнего дня единственным примером систематического подхода в раскопках погребальных портретов и последующего опубликования результатов этих находок. Хотя эти публикации с сегодняшней точки зрения оставляют много открытых вопросов, они всё же являются самым важным источником изучения обстоятельств обнаружения погребальных портретов. В 1892 году немецкий археолог фон Кауфман открыл так называемую Гробницу Алины, в которой находились некоторые из самых известных на сегодняшний день погребальных портретов.

    Хотя многие из этих изображений были найдены в оазисе Файюм (Hawara, называемая также Арсиноя или Крокодилополь), портреты на мумиях были также обнаружены и в других некрополях, включая некрополи в Мемфисе (Саккара), Филадельфии (Er-Rubayat и ‘Kerke’), Антиноополе, Панополе (Ахмим), Марина Эль-Аламейне, Фивах и Эль-Хибе (Анкиронополь). Однако все они сейчас известны под именем фаюмских портретов.

    Материалы и способ изготовления

    Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ἐγκαίω  — выжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица: на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.

    Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.

    Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне.

    Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладать восковая темпера. А поздние портреты III—IV веков написаны исключительно темперой — техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца. Темперные портреты выполнены на светлых или тёмных фонах смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненных энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.

    Кроме того, некоторые группы портретов были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.

    Культурно-исторический контекст

    Значительную часть населения Фаюма составляли греки. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским. В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, так же как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.

    Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, — но египтяне были главным образом торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками; в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.

    Причёски, одежда и украшения

    На погребальных портретах можно увидеть различные причёски. Они оказывают неоценимую помощь при датировке. В большинстве своём все умершие были изображены с причёсками, отвечающими моде своего времени. Многочисленные аналогии существуют в причёсках скульптурных портретов.

    Значение для искусства

    Фаюмские портреты — лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I—III веках нашей эры.

    После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. В период правления династии Птолемеев — наследников империи Александра, произошли значительные изменения в искусстве и архитектуре. Погребальный портрет — уникальная художественная форма своего времени — процветал в эллинистическом Египте. Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты — это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.

    Портрет фаюмский: шедевры мировой живописи

    В начале XVII века в одном из исследуемых захоронений итальянский путешественник обнаружил экзотические портреты, которые вызвали у европейцев настоящий шок – настолько они отличались от других.

    Важная историческая находка

    Однако настоящую известность получила археологическая находка мумий в 1887 году вблизи города Фаюм, заселенного в древности египтянами. После завоеваний А. Македонского свое место там заняли и греки с римлянами. Погребальный культ, связанный с бальзамированием умерших, претерпевает свои изменения. Если раньше египтяне клали на лицо мумифицированного тела, заключенного в саркофаг, различные маски, не являющиеся реалистичными изображениями покойного, то местные художники писали объемные портреты восковыми красками на устойчивом к гниению дереве, иногда на холстах, которые наклеивались на дощечку.

    погребальные портреты

    Фаюмский оазис, приоткрывший неизвестные стороны творчества древних художников, и дал название живописным изображениям умерших, которые произвели поистине настоящую культурную революцию в то время. Портреты, обрезанные под нужный размер, крепились к голове мумии: на фоне белых бинтов, словно из окошка, смотрело реалистическое изображение покойного человека.

    Техники нанесения красок

    Художники применяли особую технику энкаустики, которая предполагала нанесение красок сразу на дерево без предварительной его обработки. Портрет фаюмский представлял собой изображение покойного, которое наносилось кисточками и нагретыми металлическими стержнями. Работа эта была весьма трудоемкой, требующей особых навыков, поскольку исправления в портрете не допускались. За счет высокой температуры тщательно приготовленные восковые краски плавились, образовывая при застывании неровную поверхность, создающую эффект объема. Кроме этого, мастера использовали золотые листы, подчеркивая фон, венки на голове или какие-либо детали одежды.

    художественная галерея

    Еще одной техникой, использованной в написании погребальных портретов людей, является темпера. Изображения, созданные на основе пигментов, смешанных с животным клеем, выполнялись на матовой поверхности кистями с менее заметным контрастом света и тени. Ученые отмечают долговечность таких изображений: фаюмские портреты Древнего Египта из античной живописи сохранились лучше всего, и до наших дней они дошли, не потеряв яркости цвета и не поддавшись временным изменениям.

    Римское искусство изображения мертвых

    Нельзя забывать, что написание ритуальных портретов входило в традиции и Римской империи, только изображения не становились частью погребального культа, а образы покойных предков и почивших императоров хранились во дворах, называемых атриумами. Стилистические особенности были схожи с живописью фаюмских портретов, однако археологи обнаружили малую толику произведений римского искусства, а вот древние шедевры мировой живописи египтян, как считают ученые, дошли в таком хорошем состоянии до потомков благодаря не только уникальной технике нанесения красок, но и засушливому климату страны.

    фаюмский оазис

    Схожесть с иконописью

    Созданные тысячелетия назад портреты, ставшие настоящим чудом в мировом искусстве, донесли до потомков живые образы людей. Уникальные изображения древних египтян, живших во времена эллинизма и римской власти, не просто передавали облик человека. Огромные печальные глаза, смотрящие сквозь наблюдателей, как будто видят то, что неподвластно взорам ныне живущих.

    Не случайно под влиянием таких реалистичных изображений, находящихся по другую сторону жизни, стали формироваться каноны иконописи. Но не стоит забывать, что это все-таки ритуальные портреты, не предназначенные для созерцания живыми, а создавались они исключительно для погребения, ведь египтяне всегда уделяли огромное значение загробной жизни.

    Погребальный портрет как предшественник иконописи

    В дальнейшем византийская иконопись испытывает влияние творчества древних мастеров, пишущих на дереве восковыми красками и использующих тончайшие пластинки сусального золота. Взгляд на ритуальных портретах, устремленный в другой мир, постепенно перекочевывает в религиозное искусство Византии. По стилистике принято считать фаюмский портрет проиконой, погребальный образ печален и призван сохранить в памяти любимые черты ушедшего человека. На иконе жизнь побеждает смерть, а лицо повернуто к Богу, и смысл ухода заключается не в расставании, а в пасхальной радости от встречи. Художники словно вглядывались в душу, передавая не сиюминутный образ, а рассматривая его с точки зрения бессмертной личности, преображенной в свете вечности.

    От реалистических портретов – к идеальному лику

    Исследователи убеждены, что все изображения писались с живого человека, так как доступ к покойным и работа с ними были строго запрещены египетским мастерам. Поэтому погребальный портрет (фаюмский) заказывался заранее, нарисованный еще при жизни, он висел в доме до кончины человека. Некоторые ученые предположили, что, возможно, были еще изображения на папирусе, с которых и изготовлялись посмертные копии для мумий.

    фаюмские портреты пушкинский музей

    Если говорить о реалистичности облика покойных, то она, безусловно, обманчива, все-таки это вневозрастные изображения некоего идеального образа, словно застывшего в вечности. Известны мумии, с погребальных портретов которых смотрели молодые лица, хотя в действительности люди умерли в преклонном возрасте. Византийская иконопись двигалась от реального портрета к идеальному и вечному лику, придерживаясь определенных правил написания святых образов.

    Стилистические изменения

    Стоит упомянуть, что с развитием христианства в написании фаюмского портрета происходят глобальные изменения, в нем осмысляется изображение человека, а духовное начало все более преобладает над телесным. Творцы Римской империи ощущают заметные перемены в восприятии мира, выражающиеся в условной манере выполнения обликов, отдается предпочтение аскетичным контурам, нежели объему.

    Носящий культовый характер портрет фаюмский меняется стилистически, переосмысляя человеческий образ. Христианство, утвержденное в IV веке в Египте, прекращает практику бальзамирования, а техника энкаустики постепенно забывается вместе с исчезновением погребальных изображений.

    Особенности ритуальных портретов

    Исходя из негласных правил живописания ритуальных образов, отмечаются следующие особенности, характеризующие погребальные портреты той эпохи:

    • Источник света находится сверху, правая от смотрящего зрителя сторона лица расположена в тени.
    • Головы повернуты на три четверти, прямые изображения практически отсутствуют.
    • Взгляд устремлен поверх наблюдателей, а не в глаза зрителя.
    • На лице не отображаются эмоции, широко раскрытые глаза печальны.
    • Фон портрета – однотонный: либо светлый, либо золотой.
    • Асимметричность левой и правой сторон лица (уголки губ, брови, уши отличаются ракурсами и изображаются на разном уровне). Считается, что это новое веяние в живописи стало попыткой передать перспективу изображаемого образа.

    шедевры мировой живописи

    Так как погребальный портрет (фаюмский) писался еще при жизни человека и, возможно, долгое время находился в его доме, то практически все нарисованные на нем предстают молодыми людьми. После смерти изображение вкладывалось в бинты мумии, а на голову тщательно наносили через трафарет венок из золота, символизирующий вечную жизнь.

    Погребальные портреты как отражение веяний моды

    Погребальные изображения – это настоящая художественная галерея, создающая уникальную атмосферу причастности каждого зрителя к великому искусству, дарящая эстетическое наслаждение. По фаюмским портретам легко можно проследить эллинистическую моду того времени. Мужчины изображались в светлых одеждах, а женщины – в красных, белых или зеленоватых одеяниях. Украшения соответствовали определенной эпохе, точно так же, как и прически. Считалось, что особый стиль задавала семья императора, изобретавшая новые способы укладки волос, особенно для женщин, а вот в провинции из столицы мода доходила крайне медленно.

    византийская иконопись

    Музейные шедевры мировой живописи

    Ученые насчитывают не более 900 фаюмских портретов, производящих неизгладимое впечатление и ставших вполне самостоятельной категорией в искусстве. Думается, что даже небольшая художественная галерея мечтала бы обладать древним сокровищем погребального культа древних египтян. Такие портреты сейчас очень дорогие на различных аукционах, а интерес частных коллекционеров к ритуальному искусству возрастает с каждым годом. Нельзя не упомянуть о большом количестве подделок и копий, но искусно сделанные полотна в стилистике погребальных образов не соблюдают традиций изображения посмертного облика.

    Некоторые уникальные произведения, дошедшие до наших дней, сейчас хранятся в коллекциях больших мировых музеев, в том числе в Пушкинском. В зале античного искусства каждый интересующийся культурой и живописью сможет рассмотреть невероятные по глубине передачи образов фаюмские портреты. Пушкинский музей в Москве хранит более 20 погребальных изображений, полюбоваться на которые специально приезжают даже иностранцы. На самом известном портрете юноши изображен настоящий красавец с мужественными чертами лица и горящими, как угольки, глазами. Весь его облик предполагает горячий темперамент и своенравный характер, а сочетание контрастных цветов словно нагнетает внутреннее напряжение.

    портрет фаюмский

    Египетское искусство навсегда останется настоящей сокровищницей всех времен и народов, а фаюмские портреты, художественная значимость которых невероятно велика, по праву считаются подлинными шедеврами искусства. Их можно назвать вратами, открывшими для будущих мастеров новые пути творчества, выразившиеся в создании византийской иконы.

    Источники:

    http://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php/%D0%A4%D0%B0%D1%8E%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B
    https://proreligiu.club/obshestvo/fayumskie-portrety-predtecha-ikonopisi.html
    http://wikiredia.ru/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%8E%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82
    https://fb.ru/article/224758/portret-fayumskiy-shedevryi-mirovoy-jivopisi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *