Горячий способ энкаустики

ⓘ Энциклопедия | Энкаустика — Вики ..

Добавьте внешнюю ссылку на свой контент бесплатно

Энкаустика — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде. Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.

1. История

Техника энкаустики возникла в Древней Греции.

Художник В. В. Хвостенко в 1936 году раскрыл состав энкаустических красок, продолжил опыты и создал способ горячей полированной энкаустики, более стойкой для росписи внутренних помещений на твёрдых материалах.

Энкаустические краски состоят из воска, смолы, красящего пигмента и небольшого количества масла. Они могут быть от очень мягких до твёрдых, что зависит от количества смолы и пигмента, которые добавляются в воск. Для внутренних помещений нужна одна рецептура красок, а для наружных росписей другая. Энкаустические краски надо иметь всех оттенков, как в пастели, так как восковая краска быстро остывает и следует быстро и точно класть нужный мазок. Энкаустическими красками можно писать на твёрдом материале — мраморе, шифере, кирпиче, цементе, а также на досках и полете. Техника работы восковыми красками может быть горячей и холодной. Художник работает не только кистью, но и электрическим паяльником и стальными пластинками типа лезвий.

1.1. История Елеодорский воск

Елеодорский воск пунийский воск, карфагенский воск — краска на основе воска. Упоминается в «Естественной истории» Плиния Старшего.

Техника предполагает растапливание заранее приготовленных кусков воска, смешанных с краской, на огне, на металлической палитре. И накладывание их не только кистью, но и разогретой металлической палочкой.

2. Примеры

Наиболее известные образцы энкаустики — «фаюмские портреты» по названию оазиса Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны: посмертные живописные изображения усопших, отличавшиеся объёмной светотеневой моделировкой форм, особым живоподобием и яркостью образов. Эллинистическая техника энкаустики была использована в ранней иконописи, уступив позднее место темпере. Самым ярким иконографическим примером техники энкаустики считается образ Христа Пантократора VI век, находящийся в Синайском монастыре.

Энкаустика — рисунок горячим воском презентация к занятию по рисованию (старшая группа) по теме

Техника энкаустика отлично подходит женщинам, находящимся в декрете. Можно даже назвать антидепрессантом, так как отлично успокаивает и отвлекает от однообразия бытовых будней. Такой вид рисования помогает перенести свое настроение на бумагу и отвлечься от хандры и ненужных мыслей.

Простота используемого сырья, которое можно приобрести в любом канцелярском магазине по доступной цене, в виде цветных восковых карандашей (брусочков) и утюжка для энкаустики. Для нагревания материала подойдет и самый обычный советский утюг с гладкой подошвой.

Опрятность занятия. Горячим воском не испортить маникюр, не разбрызгать по сторонам, не испачкать руки и окружающие предметы. В случае попадания на стол или мебель, воск тут же остывает и его легко удалить с любой поверхности.

Дополнительным преимуществом энкаустики можно отметить краткосрочность создания картины. Ведь на одно изделие вы потратите от 10 до 30 минут свободного времени.


Второй вариант

Более интересный способ выполнения росписи делается с помощью писачка – специального инструмента для нанесения восковых рисунков. Его можно приобрести в магазинах для творчества или попробовать сделать самим. Подробнее рассмотреть писачок можно на фото ниже:

Писачок имеет сопло с носиком, которое крепится к деревянной ручке. В сопло закладывается воск, который расплавляется на свечке до жидкого состояния, а затем наносится на поверхность яйца.

Этот инструмент очень удобен, так как воск вытекает постоянно, равномерно, что позволяет проводить прямые, непрерывные линии.

Схемы рисунков или узоров могут быть простыми, особенно если нет навыков рисования. Возможно, стоит сделать просто надписи, например, имена тех людей, кому будут подарены яйца. Можно воспользоваться готовыми шаблонами и сделать на скорлупе предварительный рисунок карандашом.

Итак, для этого способа росписи понадобятся:

  • сваренное и охлажденное яйцо;
  • писачок;
  • воск;
  • пищевой краситель;
  • миска или другая емкость для окрашивания;
  • горящая свечка;
  • бумажные салфетки.

Ход работы:

  1. Нанести карандашом рисунок или узор;

Прочтите это: Мастер-класс по вазе из шишек: используем природные материалы в декоре

  1. Заложить немного воска в писачок и расплавить его на свечке до жидкого состояния;

  1. Нанести с помощью писачка горячим воском рисунок или узор по намеченным контурам, периодически прочищая носик и нагревая инструмент на свечке;

  1. Положить яйцо в емкость с красителем светлых тонов, после окрашивания вынуть и просушить;
  1. Нанести следующий слой воска, например, закрасить необходимые части или сделать дополнительные контуры;

  1. Окрасить яйцо краской более темных тонов, чтобы перекрыть предыдущий цвет, например, красный или зеленый цвет «поглотит» желтый.

  1. Окрашенное и высушенное яйцо нагреть на свечке, чтобы расплавился воск;

  1. Протереть яйцо бумажной салфеткой.

Материалы для рисования

Данное прикладное искусство сильно полюбилось начинающим художникам, так как не требует знаний техники живописи. Начать можно с абстракции, отражающей текущее настроение, если пока не выходит писать пейзажи и натюрморты.

Художественный воск, насыщенный пигментами различных цветов, является основным материалом для использования в работе над произведением. Заменить его возможно восковыми мелками и карандашами.

Нагревается вещество при помощи утюга для энкаустики. Он устанавливается подошвой вверх и на ней плавятся материалы. Перед тем как плавить новый цвет поверхность очищается салфеткой или бумажным полотенцем.

К вспомогательным материалам относятся ткань для полирования, подкладка для защиты пространства вокруг полотна и, собственно, плотный картон для нанесения воска.

Выполнить энкаустику можно также с помощью фена с режимом переключения температуры, но использовать нужно небольшие карандаши из воска.

Профессиональная энкаустика выполняется стержнем, который нагревается – его называют каутерий. Им возможно создать узор гораздо сложнее и прорисовать маленькие детали картины.

Для этого в продаже имеются насадки с различной толщиной и формой.

Энкаустика. Восковая живопись

Сегодня людям известно огромное количество различных видов искусства, в которых сможет себя реализовать любой человек. Энкаустика — это древнее искусство живописи горячим воском. В этой интересной технике написаны многие раннехристианские иконы, а также фаюмские погребальные портреты.

Энкаустика: история

Восковая живопись своими корнями уходит в далёкое прошлое, поэтому нельзя с точностью сказать, где зародился этот вид искусства. Но техника, выработанная в Древней Греции в 5 веке до н. э., стала наиболее прочной и долговечной.

Суть греческой техники заключалась в том, что предварительно разогретые краски (в их состав входили воск, смолы, масло и красящий пигмент) наносили на подогретую основу кистью и специально раскалённым инструментом, а затем картину оплавляли при помощи жаровни.

Энкаустика использовалась и древними египтянами, например, фаюмские портреты — это наиболее ранние работы в этой технике, которые сохранились до наших дней. Фаюмские портреты представляют собой небольшие портреты, которые выполнены на деревянных досках и покрыты клеевой краской.

Энкаустика как популярный вид живописи была широко распространена вплоть до средних веков, а затем интерес к восковой живописи пропал. И картины, нарисованные восковыми красками, встречались крайне редко, но в 19 веке в Германии наступило настоящее возрождение этого вида искусства.

Энкаустика в домашних условиях

Интересно, что для энкаустики не столь важно умение рисовать, а более приоритетным является чувство меры и цвета, фантазия и настроение. Конечно, энкаустика относится к дорогостоящим видам творчества, но чтобы раскрыть в себе художника и поэкспериментировать с восковой живописью, можно использовать более дешёвые материалы.

Для того чтобы нарисовать картину в технике энкаустики, вам понадобятся восковые мелки, картон и утюг. Приблизительно энкаустика выглядит так: восковые мелки аккуратно наносят на горячий утюг, а затем с утюга переносят на картон. Желательно, чтобы картон был глянцевым, а утюг — с гладкой поверхностью (без отверстий).

Также стоит подготовить подложку под картон, она должна быть мягкой и в два раза больше картона. Кроме того, подложек должно быть несколько, поскольку они очень быстро загрязняются.

Утюг нужно включать на минимальную мощность и быстро наносить мелки (можно наносить сразу несколько цветов, они между собой не смешиваются). Но не затягивайте нанесение мелков на утюг, поскольку мелки очень быстро плавятся.

Энкаустика: некоторые приёмы и виды техник

Энкаустика, как и любой вид живописи, имеет свои основные приёмы. Например, разглаживание утюгом — это первый и самый простой приём энкаустики. Картину можно нарисовать с помощью оттиска, суть заключается в том, что горячий утюг прикладывают к картону, а замёт приподнимают на несколько секунд. Наносить рисунок можно ребром утюга, но это стоит делать, когда нанесён основной фон. А мелкие детали на картине можно прорисовать кончиком утюга.

Энкаустика может быть многослойной, ведь свойства восковых красок позволяют художнику накладывать один слой на другой, а картины, выполненные в этой технике, отличаются особенной глубиной и структурой.

Энкаустика — это красивый и достаточно простой вид творчества, но с помощью этой удивительной техники можно проявить себя и свои творческие способности. Энкаустика не ограничивает вашу фантазию, вы можете экспериментировать, например, как Джаспер Джонс, который объединяет энкаустику с масляной и коллажной техниками. Также вы можете придумать свою технику рисования картин горячим воском.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Энкаустика»

Техники рисования

Можно изучить несколько видов нанесения воска, попробовать каждый из них и создавать свои шедевры, ведь энкаустика для начинающих – это хороший старт в мир искусства.

Начать проще с утюга и отрабатывать художественные приемы. Позже, научившись, перейти уже к работе с каутерием.

Способы рисования воском

Разглаживание

При этом способе, вы гладите утюгом в обычном режиме и создаете фон картины. На подошве утюга на минимальной температуре нужно нарисовать карандашами рисунок и пока воск не засох сделать отпечаток утюгом на бумаге.

Оттиск

Горячий утюг нужно неплотно приложить к бумаге с воском и тогда при воздействии горячего пространства между бумагой и утюгом на основе образуются мелкие линии рисунка.

Работа ребром

Этот метод заключается в получении линий с боковой стороны утюга — ребра. Нужно на бумагу сначала нанести воск, разгладить его и поставить на восковую заготовку ребро утюга. Дальше можно вырисовывать линии и контуры необходимой конфигурации и толщины.

Конечно энкаустика для начинающих – сложное и трудоемкое рукоделие. Но несколько раз увидеть сам процесс гораздо лучше, чем читать, поэтому для вас видео мастер-класс от Натальи Шепориной будет лучшей возможностью посмотреть всю технику работы.

Новое направление энкаустика — творение живописного искусства с использованием расплавленного воска дает возможность для каждого человека найти свое хобби и увлечение. А когда вы знаете как рисовать утюгом, то вполне можете создавать гениальные шедевры и делиться своими творениями с окружающими.


.

При помощи носа утюга

Им прорисовываются маленькие элементы рисунка. Обмакнув носик в расплавленный воск, наносите завитки и линии на картон, не забывая после каждого цвета удалять с поверхности утюга остатки предыдущего.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!


Генеалогическое дерево: 105 фото лучших идей и вариантов создания дерева. Советы по оформлению генеалогического дерева

Бескаркасная мебель — советы по выбору дизайна, лучшие модели и советы по их применению (110 фото)

Мастерство рисования

Изображение рисунка с участием утюга кажется очень необычной и невыполнимой задачей. Однако все несложно, почти как элементарное рисование. Утюг в этой спецтехнике изображения картин является кистью.

В настоящее время создали специальный утюжок для энкаустики, но купить его и тяжело, и недешево.

Перед началом работы утюг необходимо прогреть до температуры плавления воска. Для проверки температуры нужно коснуться восковым карандашом к поверхности утюга: если он плавно растекается, то утюг готов.

Нельзя допускать закипания воска.

Когда утюг готов к работе, начинают создавать шедевр. На утюге расплавляют воск необходимого цвета и аккуратными нежными касаниями наносят на глянцевый картон.

Научиться хитростям этой живописи легко, и необязательно быть живописцем.

Вся изюминка рукоделия в том, что создавать шедевр можно и одному, и вместе с ребенком, заранее рассказав ему о правилах обращения с горячим утюгом.

Выравнивание

Без данного метода сама по себе энкаустика невозможна, потому что это основа всех остальных.

Поворачивайте утюг подошвой вверх, возьмите выбранный карандаш и намажьте поверхность, чтобы он расплавился и не растекся. Затем утюжок переворачивается, и расплавленная масса переносится на бумагу, без надавливания на него, чтобы не сжечь поверхность.

Нанесение воска с помощью ребра

Ребром осуществляется прорисовка тонких линий различной длины. Например, цветочки и травка. Сначала краска наносится выравниванием.

Утюг ставится ребром и проводятся линии разной толщины и длины, которые завися от силы давления на утюг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!


Домик из картона — пошаговая инструкция как сделать красивый игрушечный дом своими руками (75 фото)

Открытки на 23 февраля своими руками — лучшие идеи и советы как сделать красивую и оригинальную открытку

Популярные приемы

В процессе работы можно использовать одну или несколько техник энкаустики для начинающих, среди которых основными считаются следующие приемы:

  • Разглаживание;
  • Оттиск;
  • Прорисовка ребром;
  • Прикладывание «носа».

Для разглаживания необходимое количество воска наносится на подошву утюга и расплавляется до состояния на грани растекания.

После этого утюг переворачивается, медленно и с легким нажимом кладется на бумагу или картон и проводится по поверхности, после чего остается цветная полоска.

Оттиск — следующий этап, когда на оставленном следе делаются отпечатки подошвы утюга с разных проекций. Похож на предыдущий и прием с прорисовкой линий горизонта или деталей ребром утюга. Для этого разогретый утюг боком прикладывается к расплавленному воску и, варьируя степень нажима, можно выбирать толщину и длину полос.

Мелкие детали также прорисовываются с помощью «носика» по похожей схеме.

Фото энкаустики

Мыло с нуля. Часть 6. Горячий способ

Мыло с нуля горячим способом

«Горячее» мыло с нуля интересно тем, что его можно обогатить всевозможными полезными добавками, а пользоваться им можно уже на следующие сутки после приготовления.

Чтобы сварить мыло горячим способом, нужно сначала действовать по сценарию холодного способа, а когда мыло доведено до «следа», поставить его вариться в прямом смысле этого слова.

Варить мыло горячим способом можно:

  • на водяной бане;
  • в духовом шкафу.

У каждого из вариантов есть свои небольшие особенности. Вы сами определите, какой вариант предпочтительнее.

Преимущества варки мыла на водяной бане: весь процесс мыловарения постоянно у Вас перед глазами и при необходимости Вы можете его быстро корректировать; мешать мыльную массу несколько проще и исключается вероятность обжечься, доставая кастрюлю из духовки.

Преимущества варки мыла в духовке: мыльная масса нагревается равномернее и процесс омыления идет быстрее; мыло нужно реже перемешивать; на мой взгляд, этот способ отлично подойдет для тех, у кого температура в духовом шкафу точно регулируется.

Сколько времени варить мыло?

Варка мыла горячим способом обычно занимает от 2 до 4 часов. В духовке этот процесс происходит быстрее, т.к. мыльная масса нагревается более равномерно. Чтобы мыло на водяной бане сварилось быстрее, нужно следить за уровнем воды в нижней кастрюле: он должен быть вровень с мыльной массой.

Мыло является готовым, когда завершена реакция омыления между жирами и щелочным раствором. И тем быстрее она протекает, чем лучше перемешаны блендером масла со щелочным раствором.

Как узнать, что масса хорошо перемешана?

Об этом нам подскажет консистенция мыльной массы, т.е. «след». Толстый след свидетельствует о том, что все хорошо перемешано и реакция омыления запущена.

В процессе смешивания блендером масла разбиваются на мельчайшие капельки, которые распределяются в растворе щелочи. Образуется эмульсия и, чем она устойчивее, тем быстрее протекает реакция омыления.

На скорость реакции омыления влияет также температура. После смешивания мыльную массу нужно поставить нагреваться. Именно на этом этапе, когда температура повышается до 80°C, происходит быстрое омыление примерно 80% жиров, и занимает этот процесс около получаса. Далее температура поддерживается на уровне 95-105°C в течение нескольких часов (2-4). Реакция на этом этапе идет достаточно медленно, т.к. концентрация щелочи снизилась, а концентрация глицерина повысилась. Наступает стадия «геля» — мыло становится полупрозрачным, похожим на желе. После завершения процесса омыления масса становится восковитой по консистенции, а проверка уровня pH с помощью индикаторной бумаги дает показатель 7-8.

Про индикаторные полоски.

Полоски для измерения уровня кислотности (pH) имеют шкалу от 0 до 12 (или до 14):

  • 0 соответствует очень кислой среде;
  • 5,5 — слегка кислая среда: соответствует среднему уровню кислотности человеческой кожи;
  • 7,0 — нейтральный уровень (такой уровень имеет дистиллированная вода);
  • 12 — очень щелочная среда.

Использовать pH-полоски для домашнего мыловарения следует с поправкой на то, что они были созданы лишь для того, чтобы определить, какая перед нами среда: кислая или щелочная, а не показывать ТОЧНЫЙ уровень. По этой причине показатель кислотности мыла, равный 7-8 на индикаторной бумаге, не стоит воспринимать, как верное значение, а лишь как сигнал, что мыло готово.

Сырое мыло имеет высокий уровень содержания щелочи. По мере созревания мыла он снижается и значение pH готового мыла составляет 8-10.
Как видите, индикаторные полоски имеют большую погрешность при измерении. Для получения точных данных используется специальный pH-метр (стоит недешево). Хотя многие мыловары пробуют готовность мыла на язык: если не щиплет, значит готово)))

Как измерить pH мыла?

Сделать это можно при помощи специальной лакмусовой бумаги. Просто опустите один конец полоски в жидкую мыльную массу на несколько секунд, достаньте и сравните полученный цвет с эталонной шкалой. Если мыло уже сварено и твердое, то нужно его слегка смочить водой, вспенить, и обмакнуть полоску в полученный мыльный раствор.

Сырое мыло окрасит желтую лакмусовую полоску в темно-синий цвет, а готовое — в зеленый или сине-зеленый.

Итак, для того чтобы Вы нагляднее представляли себе процесс варки мыла горячим способом, предлагаю Вашему вниманию небольшой мастер-класс в картинках.

Мастер-класс по мыловарению. Горячий способ

Мастер-класс по мыловарению

До сих пор процесс был идентичен холодному способу. А дальше начинается непосредственно сама варка мыла.

Как сварить мыло горячим способом

Как Вы уже поняли, мыло при варке горячим способом постепенно переходит из гелеобразного состояния в воскоподобное. На поверхности мыла может образовываться корочка, поэтому его нужно перемешивать при необходимости (1 раз в 40-60 минут).

Гелевая стадия мыла с нуля

Пока мыло варится, подготовьтесь к завершающему этапу: взвесьте масла для пережира, отмерьте полезные добавки, застелите форму для мыла пергаментом, калькой или другой жироотталкивающей бумагой.

Пережир в мыле горячим способом

После того, как вы определили, что мыло готово, в него добавляются полезности, пережир, эфирные масла и оно раскладывается по формам.

Мастер-класс по мыловарению в картинках

Таким мылом можно пользоваться уже на следующий день. Если дать мылу просохнуть еще несколько дней, лишняя влага испарится и мыло станет только лучше.

В заключение расскажу, как составлять рецепт для горячего способа.

Калькулятор щелочи для мыла горячим способом

  1. Введите общее количество масел в граммах.
  2. Введите процент воды: для горячего способа обычно берут 35-38%, т.к. часть жидкости испарится уже при варке.
  3. Пережир выставьте на 0%.
  4. Введите количество выбранных масел в %.
  5. Отдельно на обычном калькуляторе рассчитайте пережир. Например, пережир 7% для данного рецепта составит: 500*0,07=35. Т.о. в конце варки мыла мы должны добавить 35 г пережиривающих масел.

Пусть Ваше мыло будет не только красивым, но и полезным!

Внимание! Полное или частичное копирование материалов статьи допускается исключительно при указании источника путем размещения активной ссылки на соответствующий раздел нашего сайта.

Греческий ионический ордер и его построение

Ионический ордер отличался от дорического легкостью пропорций, утонченностью своих более расчлененных форм, широким применением декора и в частности порезки, создававшими впечатление праздничности, нарядности и грации. Витрувий усматривает в ионическом ордере подражание утонченной, дополненной украшениями, женской красоте в отличие от дорики, подражавшей «неукрашенной и голой мужской красоте»

Ионический ордер. Эрехтейон. Акрополь. Афины

Два основных вида ионического ордера

Формы ионического ордера известны в разных вариантах (особенно база, капитель и антаблемент) и обычно описываются по частям, без ясного порядка. Ниже приводятся особенности двух основных вариантов ионического ордера в соответствии с процессом их возникновения, который подробно рассматривается ниже.

Малоазийский ионический ордер

Основной, малоазийский, вариант ионического ордера сложился (не без влияния дорического ордера, а также искусства Востока) в середине VI в. до н.э. Его колонна делилась на три части: базу, ствол и капитель.

База состояла из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов, образно выражавших сжимающее усилие, которые она передавала от ствола колонны основанию храма. Ионическая база нередко покоилась на прямоугольной плите или плинте. Выпуклые элементы базы — полувалы (валы), или торусы, часто украшались орнаментальной порезкой — «плетенкой» или горизонтальными желобками (каннелюрами). Вогнутые элементы — скоции — чаще всего оставались гладкими. Малоазийский тип базы, почти не расширявшийся книзу, отличался большой сложностью. Он состоял (не считая необязательного элемента — плинта) из двух частей: основания, приближавшегося по форме к низкому цилиндру (с вогнутой внутрь образующей), и торуса. Иногда к этому добавлялось ещё основание базы, состоявшее из трёх элементов с профилем в виде двойного валика (точнее — двух полувалов), разделенных двумя скоциями, заканчивающимися двумя небольшими полочками. Этот тип базы был распространен всюду, кроме Афин, и применялся чаще, чем все другие, вплоть до эпохи эллинизма.

В некоторых наиболее роскошных постройках ионического ордера иногда в базу вводился барабан, украшенный рельефной скульптурой (храм Артемиды в Эфесе).

Храм Артемиды в Эфесе (реконструкция)

Ионическая колонна стройнее дорической (её высота в эпоху архаики приближалась к восьми диаметрам, а позднее превышала девять диаметров). Утонение ствола кверху меньше, чем в дорическом ордере, энтазис или отсутствует, или очень незначителен, так же как и наклон колонн внутрь сооружения. Каннелюры, оживлявшие ствол ионической колонны (обычно их было 24), отделялись узкими полосками («дорожками»), поверхность которых обозначала цилиндрическую поверхность основной формы ствола. В плане каннелюры представляли полуокружность или часть эллипса. Вверху и внизу они обычно имели полуциркульное завершение. Благодаря большей глубине желобков тени на ионической колонне более сильные. С ними резко контрастируют ярко освещенные белые дорожки и вертикальные линии выступают резче, делая колонну ещё более стройной.

В своём стремлении создать характерное для этого ордера впечатление легкости зодчие расставляли колонны необыкновенно широко, приближаясь к пределу допустимых в материале напряжений. Так, в трёх средних пролетах восточного фасада храма Геры Самосской интерколумний достигает 8,47 м., расстояние между осями колонн западного фасада храма в Эфесе 6,12 м. Это даёт основание некоторым исследователям считать, что балки перекрытия первого из этих храмов были деревянными. Широкие интерколумнии сохраняются в ионических памятниках материковой Греции и в эпоху расцвета (в северном портике Эрехтейона в Афинах при высоте колонны 7,63 м. расстояние между их осями достигает 3,15 м.)

Ионическая капитель, в отличие от более однотипной дорической, встречается в большом количестве вариантов. Она состоит из прямоугольной в плане абаки, расположенной непосредственно под архитравом, подушки с волютами и эхина. Волюты, или завитки подушки, образующие по бокам капители два вала, называемые балюстрами, являются характерной особенностью ионической капители. Абака и эхин ионической капители обычно покрыты богатой порезкой.

Ионическая капитель первоначально была сильно вытянута в пане, благодаря чему её конструктивная роль приближалась к роли подбалки. В деревянных конструкциях сооружений Малой Азии это было особенно заметно. К концу VI в. до н.э. ионическая капитель в плане уже приближается к квадрату.

Вследствие того, что ионическая капитель имела резко отличавшиеся один от другого главный и боковой фасады, капители угловых колонн требовали специального решения, которое впервые встречается только в памятниках 2-й половины V века в Афинах, после чего получает повсеместное распространение. В установившейся форме угловой капители угловая волюта располагалась под углом 45 к обоим фасадам.

Антаблемент основного (малоазийского) варианта ионического ордер состоял из двух частей: архитрава и карниза. Архитрав зрительно легче дорического. Небольшие горизонтальные уступы разделяют его на три гладкие, чуть нависающие одна над другой полосы. Между архитравом и карнизом располагался пояс зубчиков, или «сухариков». Венчающая часть — сила украшалась очень богатой орнаментальной порезкой.

Ионические храмы часто возводились на довольно высоких, многоступенчатых стереобатах, иногда с лестницей только со стороны главного фасада и с отвесными стенками с трех прочих сторон. Такое основание, получившее позже широкое распространение в римском зодчестве, называется обычно латинским термином «подий».

Аттический ионический ордер

Второй важнейший вариант ионического ордера появился около 525 г. до н.э. на территории греческой метрополии, в Дельфах, и получил дальнейшее развитие в Аттике, во 2-й половине V в. до н.э.

Он отличается от малоазийского не только менее сложной и потому более выразительной базой (её обычно называют аттической), но, что гораздо важнее, трехчастным антаблементом и двухскатной кровлей, а вместе с ней и фронтоном.

Аттический ионический ордер в Дельфах

Так называемая аттическая база, первый незрелый образец которой появился в Дельфах, в стое афинян, датируемой началом V в. до н.э. обладала исключительной четкостью формы. Она состояла из двух торусов, разделенных одной скоцией, которая расширялась книзу и подчеркивала расширение книзу всей базы, связанное с её образным выражением передачи давления основанию. В аттической базе плинт также не являлся обязательным элементом, он отсутствовал в лучших ионических сооружениях V в. до н.э. в Афинах.

Колонны второго варианта ионического ордера не отличались от малоазийского, однако в некоторых небольших ионических постройках (типа храма в антах) колонны заменялись скульптурами девушек в длинных, богато украшенных одеждах. Подобные опоры в виде женских фигур, называемые кариатидами, чрезвычайно характерны для свойственного ионике стремления к скульптурным украшениям и нарядности.

Антаблемент второго варианта ионического ордера делился не на две, а на три части: над архитравом (иногда остававшимся гладким, без членений на фасции) проходил непрерывный фриз, обычно украшенный лентой барельефа. Пояс зубчиков и фриз до IV в. до н.э. не применялись одновременно в одном антаблементе.

Кровля построек ионического ордера не отличалась от дорических. Фронтоны, появлявшиеся лишь в постройках второго варианта ионического ордера, повторяли элементы карниза на продольных сторонах.

Обломы

Элементы, из которых складываются профили (очертания поперечного сечения) главных частей ордера, а также горизонтальных тяг и наличников, называются обломами, или мулюрами.

В эллинском зодчестве все разнообразие архитектурных профилей сводилось к небольшому числу основных обломов простейшего очертания.

  1. Полочки (плинт) или (в случае больших размеров) плита;
  2. Полувал или вал (торус) и четвертной вал, сечение которых являлось частью окружности (сюда же следует отнести сходные с полувалом обломы, образуемые многоцентренными или параболическими кривыми):;
  3. «дорический» ястребиный клюв» или слезник; дорического клюва, которой нередко предавали выпуклую кривизну;
  4. Гусек (дорический киматий) — прямой и обратный;
  5. Каблучок (лесбийский киматий) — прямой и обратный
  6. Выкружка — вогнутый профиль, образуемый частью окружности;
  7. Скоция — схожий с выкружкой облом, образуемый более сложными кривыми, и наконец
  8. Астрагал — валик с подводящими к нему снизу полочкой и выкружкой

Поскольку те же профили придавались тягам или поясам, разделявшим и вместе с тем связывавшим поддерживающие, несущие и несомые части постройки, они получали исключительно важное значение в общей композиции сооружения. Некоторые из профилей (например, каблучок или четвертной вал) особенно хорошо служили для поддержки — они завершали сверху несущие элементы постройки: другие (например, гусек) применялись исключительно для венчающих тяг. Малейшее изменение в кривизне облома и степени его выноса зрительно подчеркивало усилие или крепость несущей части, грузность или легкость несомой.

Обычно каждый из перечисленных обломов украшался типичным для него орнаментом, живописным в дорическом ордере и рельефным в ионическом. Так, дорический киматий украшался обычно простым лиственным орнаментом, гусек — орнаментом, состоящим из мотивов лотоса и пальметты, каблучок — сердечкообразными листочками с язычками или стрелками между ними, четвертной вал, обращенный выпуклостью книзу, и другие выпуклые профили — иониками (яйцеобразным орнаментом), астрагал — бусами (жемчужником).

Все написанное о дорическом и ионическом ордерах относится к их применению в храмовом зодчестве из камня и мрамора. Однако наряду с этим величавыми, нередко грандиозными зданиями существовали как в архаическую эпоху, так и позднее более легкие, меньшие по размеру постройки (небольшие культовые здания, жилища и пр.) в которых также применялся ордер или легкие деревянные конструкции, с середины VI в. до н.э. уже отражавшие влияние ордеров.

Другие ордерные постройки

Об этих сооружениях известно значительно меньше, чем о храмовой архитектуре. Но на основании доступных данных в частности рисунков на греческих вазах, можно заключить, что этому ордеру были свойственны более легкие пропорции. Колонны с тонкими стволами и сильно развитыми по горизонтали капителями, легкие антаблементы создавали ощущение интимности, характерное для частного жилища и как бы противопоставлявшиеся величию больших храмов — мест государственных культов.

Эллинскому ордеру с самого начала его развития было свойственно широкое применение цвета.

Традиционная покраска различных частей ордера установилась не сразу. О полихромии в эпоху архаики можно судить по керамическим облицовочным деталям антаблемента и украшениям кровли, применявшимся как в ещё до ордерных каменных сооружениях. Эти облицовки были окрашены в свойственные греческой керамике оранжевый, желтый, черный, красный и белый тона.

Постройки из пористого камня обычно затирались сверху тончайшим слоем известковой, а позднее мраморной штукатурки и оживлялись покраской. Колонны, архитравы и фасадная плоскость карнизной плиты оставлялись светлыми или чуть тонировались для уменьшения блеска, а элементы ордерного декора оживлялись покраской. Так, синяя покраска триглифов, регул и мутул подчеркивала ритм дорического фриза, а основные плоскости метоп и тимпана окрашивались в красный цвет для лучшего выявления скульптурного декора. Нижние поверхности тении и карнизной плиты, а также «ремешки», разделявшие ствол колонны и капитель, были красными. Применялись и другие цвета — черный, желтый, темно-коричневый и позолота главным образом для выделения отдельных деталей (например, гутт), декора, украшавшего некоторые профили, а также для подцветки скульптурных фигур во фронтонах и на метопах (например, складок платья).

Покраска производилась методом энкаустики, т.е. восковыми красками, наносившимися, по-видимому, в горячем виде на поверхность соответствующих частей здания.

Происхождение ионического ордера

Поскольку дорический и ионический ордера сформировались в разных областях греческого мира, строительство в которых имело локальные различия, происхождение каждого из них должно быть рассмотрено в отдельности.

Если дорический ордер сложился как изображение в камне дерево-сырцового народного зодчества и местных традиционных конструкций материковой Греции, то формирование ионического ордера связано с народным зодчеством Малоазийского побережья Эгейского моря и его островов. Сказались в нём и конструктивные традиции, сложившиеся в постройках соседствующих с этими территориями народов. Формы ионического ордера также связаны с деревянной стоечно-балочной конструкцией, характер которой, однако, был несколько иной, т.к. определялся другим наличным строительным материалом, а именно более мелким лесом. В условиях менее сурового климата, чем в горных районах материковой Греции, не было необходимости и в устройстве скатной кровли. Широкое распространение здесь имела плоская земляная кровля по горизонтальному настилу из мелкого леса, уложенного непосредственно на главные балки, — конструкция, сохранившаяся до наших дней в народном зодчестве многих районов Передней и Средней Азии.

Ионический ордер (антаблемент, капитель)

Ионический ордер (фрагменты антаблемента и плафона)

Подобный горизонтальный настил, служивший основой для земляной кровли, торцы которого были выпущены за пределы стен или главной балки, перекрывавшей портик дерево-сырцовой или деревянной постройки, явился прототипом верхних частей ионического антаблемента — его карниза с зубчиками. В поисках средств монументализации строительства борт этой кровли стал укрепляться терракотовой симой, получавшей значительную высоту (из-за большой толщины земляного слоя на кровле) и богатую орнаментальную обработку.

Главная несущая балка местной деревянной конструкции, очевидно, состояла из нескольких нетолстых брусьев, уложенных один поверх другого. Отсюда, надо думать, произошли характерные для каменного ионического архитрава фасции.

И если формирование дорического ордера укладывается в короткий период творчества одного поколения строителей, то создание ионического ордера должно быть отнесено к деятельности определённых мастеров, имена которых упоминаются в античных источниках в связи с первыми храмами ионического ордера в его малоазийском варианте — огромными мраморными диптерами на о. Самосе и в Эфесе (560—550 гг. до н.э.). возможно даже, что создание ионического ордера связано с творчеством одного из этих мастеров — Феодора из Самоса, замечательного строителя и изобретателя токарного станка, на котором обтачивались базы колонн. Он принимал участие в сооружении обоих диптеров, бывал и даже строил в греческой метрополии, и нет сомнения, что изобретение ионического ордера было подсказано и облегчено знакомством с уже сложившимся дорическим ордером.

Ионический ордер с антаблементом без фриза, но с зубчиками, господствовавший на своей родине (Малой Азии) почти до конца IV в. до н.э. можно рассматривать в качестве основного варианта этого ордера. Именно к нему относятся большие диптеры на о. Самосе и в Эфесе. Более сложный вариант ионического ордера с трехчастным антаблементом, включавшим архитрав, непрерывный скульптурный фриз и карниз, сложился позднее основного, уже на почве греческой метрополии, и отразил взаимодействие с господствовавшей здесь дорикой. Примерами второго варианта являются ионические сокровищницы в Дельфах. Их ордер явно отображал раздельно существовавшие потолок по крупным балкам, подразумевавшийся за полосой рельефного фриза, и скатную крышу, скрытую за фронтоном. Фриз и зубчики под карнизом, являющиеся своего рода архитектурно-декоративным варваризмом, появились уже в IV в. до н.э.

Антаблемент и капитель ионического ордера из трактата Виньолы (лист XVIIII)

В то время как в дорическом ордере наибольшую трудность для объяснения представляло происхождение триглифно-метопного фриза, в ионическом ордере наиболее сложным оказалось установить связь и последовательность разрабатывавшихся в различных местностях вариантов и элементов капители. В развитии её было два конструктивных прототипа, сложившихся в одно и то же время (середина VII в. до н.э.) и ставших типическими для деревянной стоечно-балочной конструкции на двух различных территориях. Тип опирания балки на стойку с развилкой был распространен в северо-западной части Малой Азии, в Эолии. Тип завершения опоры подбалкой, укрепляющей прогон перекрытия, применялся в портиках сиро-хеттских дворцов. Декоративной обработкой высеченной в камне эолийской капители стали расходящиеся вверх и в стороны волюты, которые вообще являлись довольно распространённым декоративным мотивом в странах Переднего Востока и на Кипре. Главный фасад эолийской капители был ориентирован поперек прогона и обращен в сторону входа в помещение, тогда как деревянная подбалка была ориентирована главной фасадной стороной вдоль прогона.

Капитель, ставшая характерной чертой каменного ионического ордера, явилась, по-видимому, результатом сознательного творчества, объединившего черты различных одновременно существовавших прототипов, результатом применения системы декора, принятой в одном типе завершения опоры, и конструкции, свойственной другому типу.

Последний, характерный для ионического ордера элемент — его база, в основном своем варианте состоящая из высокого цилиндрического блока со слегка вогнутой поверхностью и крупного полувала, украшенных горизонтальными желобками, — также, по-видимому, обязан своим происхождением взаимодействию с архитектурными традициями соседних территорий. В V в. до н.э. появился ещё один, развитый в Аттике и потому названный аттическим, тип базы, состоящий из плинта и двух полувалов, разделенных более или менее глубокой и высокой скоцией, который затем в известной мере оказал и обратное воздействие на типы малоазийских баз, применявшихся в IV—II вв. до н.э.

База колонны и пьедестал ионического ордера из трактата Виньолы (лист XVIIII)

Ионический ордер стал первым сложным ордером. О его происхождении Витрувий в своих «Десяти книгах об архитектуре» пишет следующее: «Впоследствии они (греки) построили в честь Дианы (Артемиды) храм нового ордера; при этом, изыскивая его внешнее отличие, они … придали ему грациозность женщины: прежде всего толщину колонны они сделали в восьмую часть её высоты, чтобы она была на вид более высокой. В основании колонны они положили вместо подошвы базис; на капители они приделали с правой и с левой стороны завитки, свисающие, как на прическе завитые кудри; лицевую сторону они украсили расположенными наподобие воин резным украшением и свисающими фестонами, а по всему стволу колонны спустили каннелюры, словно складки на столах, носимых женщинами. Таким образом, они изобрели … (колонну) по своему украшению и соразмерности напоминающую изящную женщину…»

Автор ионического ордера известен. Это зодчий Херсифрон, создатель третьего «чуда света» — храма Артемиды в Эфесе (сер. VI в. до н.э.).

У Виньолы этот ордер стал более утонченным по сравнению со своим античным прототипом. Диаметр колонны составляет 1/9 её высоты.

Способы построения ионической волюты по Виньоле

Первый способ построения ионической волюты

  1. Найти центр глазка волюты — точку О. Она лежит на линии стыка ствола и капители, между четвертным валом и валиком. Расстояние от оси колонны до него — 1 модуль (18 парт). Расстояние от верха канала волюты (или от основания каблука) — 9 парт.
  2. В центре глазка построить вертикальную и горизонтальную оси. Начертить окружность глазка диаметром 2 парты. Последовательно соединив концы осей на окружности, получим вписанный в глазок квадрат.
  3. Из центра глазка О опустить на стороны квадрата перпендикуляры (апофемы). Основания апофем на сторонах квадрата обозначить числами 1,2,3 и 4 против часовой стрелки.
  4. Отрезки О-1, О-2. О-3 и О-4 разделить на три равные части. Ближайшие к точкам 1-4 засечки последовательно обозначить цифрами 5,6,7 и 8, а ближайшие к центру О-цифрами 9,10,11 и 12.
  5. Установить ножку циркуля в точку 1 и радиусом в 9 парт провести из точки 1’ (начало волюты) четверть окружности до пересечения с горизонтальной осью глазка (точкой 2’). При этом расстояние 0-2’ будет равняться 8 партами.
  6. Установить ножку циркуля в точку 2 и радиусом в 8 парт провести из точки 2’ дугу в четверть окружности до пересечения с вертикальной осью глазка (точка 3’). Расстояние 0-3’ при этом будет равняться 7 партам.
  7. Последовательно устанавливая ножку циркуля в точки 3-12, завершаем внешнюю линию спирали волюты на окружности глазка. Половина работы выполнена. Осталось провести внутреннюю линию спирали.

Внутреннюю линию спирали проводим следующим образом.

  1. Делим отрезок 1-5 на три равные части. В точку, ближайшую к точке 1 (назовем её условно 1-а), устанавливаем ножку циркуля – отсюда начнётся построение.
  2. От точки 1’ откладываем вниз отрезок 1’-1”, равный 1 парте. Точка 1” — начало внутренней линии спирали.
  3. Соединив циркулем точки 1а и 1”, проводим четверть дуги до пересечения с горизонтальной осью глазка (точка 2”). Начало внутренней линии спирали положено.
  4. Дальнейшие построения совершаются аналогично. Хороший результат получается лишь при очень точном и аккуратном черчении.

Второй способ построения ионической волюты

Построение глазка ионической волюты как и в первом способе.

  1. Провести через центр глазка четыре оси — вертикальную, горизонтальную и две диагональных.
  2. Построить прямоугольный треугольник АВС (АВ = 9 парт, АС = 7 парт). Из точки С провести дугу окружности СЕ радиусом в 7 парт. Вокруг точки А описать окружность радиусом в 1 парту. Провести линию CD, касательную к окружности. Дугу DE разделить на 24 равные части. Полученные точки соединить с центром C и продолжить до пересечения с АВ. Постепенно уменьшающиеся отрезки А-1, А-2,…А-25 — искомые расстояния от центра глазка до внешней линии будущей спирали.
  3. От центра глазка О откладываем на все лучи против часовой стрелки отрезки А-1, А-2,…А-25, нумеруем их. Это отправные точки внешней линии спирали.
  4. Ставим ножку циркуля в точку 2 на оси 2-6. Радиусом в 9 парт делаем засечку на оси 3-7 и переносим ножку циркуля в полученную точку. Дугой радиусом в 9 парт соединяем точки 1 и 2. Таким методом строится внешняя грань спирали волюты. Нельзя забывать, что угол между точками 2, 0 и 7, в пределах которого велись построения на первом этапе, все время остается равным 135На каждом последующем этапе построений он будет лишь поворачиваться против часовой стрелки на 45.
  5. Начальная ширина спирали равна 1 парте или отрезку 1-3’. Расстояние А-3 нужно перенести из точки О в точку 3’ на оси 1-5, расстояние А-4 — из точки О в точку 4’ на оси 2-6 и т.д. Получаем отправные точки внутренней линии спирали.

Дальнейшие действия — как и при построении внешней линии спирали.

Построение по Михайловскому

Ионический ордер по Палладио

Всемирная история архитектуры, Том II

Е.Н. Поляков «Архитектурные ордера по Виньоле» Учебное пособие.

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

Рисунок на стене в ванной: достоинства и недостатки + фото

Множество владельцев хотят сделать интерьер своих комнат уникальным. Кроме жилых комнат и зала, которые должны выделяться, требуется провести такие работы внутри ванной. Хороший вариант – роспись стен или рисунки. Есть много стилей, которые используются. В зависимости от пожеланий владельца декорируют ванную комнату под разные виды. Простые методы, разнообразие видов красок помогут это сделать.

Роспись стен

Роспись стен

Виды росписи

На текущий момент выделяют три категории настенных рисунков, которые действуют на рельеф комнаты:

  1. Не затрагивающие целостность поверхностей: разные фрески (обыкновенная и буон). Они использовались для росписи богатых домов, соборов. Разница видов фрески заключается в степени смешивания красящего пигмента. Рисуют по влажной штукатурке водными красками. После высыхания состава на стене будет сформирована плотная пленка, защищающая от повреждений.
  2. Методика нанесения краски алсекко и энкаустика имеют главное различие в сухой основе для нанесения состава. Для техники алсекко применяют красящие составы на основе растительного клея, для второго метода – на основе воска. Это популярные варианты росписи. Отличаются тем, что предварительно рисуется полотно, которое затем фиксируется на стене. Так наносится аэрография, которая отличается точностью, достоверностью передачи деталей.
  3. Методика граффито состоит в выскабливании канавок – основы для заполнения красками. В качестве первичного слоя выступает разноцветная штукатурка. Методика позволяет создавать трехмерные картины с множеством полутонов. Популярны барельефы, которыми часто украшали дома в викторианском стиле.

Если нужно, методики комбинируют для улучшения результата.

Плюсы и минусы росписи

У художественной росписи стен есть преимущества и недостатки.

  1. Уникальное оформление.
  2. Визуальное изменение размеров комнаты, сделав её больше или меньше.

К минусам причисляют:

  1. Сложность исполнения. Нанести сложный рисунок без профильных навыков трудно.
  2. Если рисунок с изменением рельефа сделан с ошибками, его трудно скрыть не срывая штукатурку.

Способы выполнения

Поскольку высокая сложность рисунка требует наличие навыков, разработан упрощённый метод. Результат будет лучше, но затраты средств – выше.

Цветочные мотивы

Цветочные мотивы

Простой метод

Предполагает вызов специалистов для оформления рисунка. При работе они помогут выбрать изображение, чтобы оно соответствовало стилю квартиры или дома. Проконсультируют, как расположить роспись на стенах ванной.

Советы полезны, если нет опыта в нанесении рисунков. Есть много деталей, начиная со стиля изображения, заканчивая выбором цветов, способом освещения.

Цена работы профессиональных декораторов высока. В крупных городах, есть студии, занимающиеся нанесением рисунков на стены и потолки. Это позволяет не искать дизайнера, декоратора и маляра по отдельности.

Архитектурная тематика

Архитектурная тематика

Сложный метод

Если недостаточно средств на вызов специалистов, разрешается самостоятельно выбрать рисунок, вырезать трафареты, нанести на стену. Требуются хорошие строительные и дизайнерские навыки.

Сначала нужно подготовить материалы, инструменты, смешать краски с дополнительными пастами. При этом следует учитывать высокую сложность работ.

Подготовка к самостоятельной покраске

Если решено нанести роспись в ванной своими руками, требуется последовательно пройти все стадии. Первый шаг – подготовка строительных материалов, их закупка.

Предварительно стоит подготовить стену. Полностью очистить её от штукатурки. Места, поражённые грибком обработать антисептическим составом. Затем нанести грунтовку, оштукатурить поверхность. Грунтовочный состав должен быть водоотталкивающим, поскольку большинство красящих пигментов смешиваются с водой.

Трафарет

Трафарет

Краска

Подходящие краски выпускаются в баллончиках, для техники аэрографии или банках, для работы кистью. Для ванной лучший вариант – акриловые красители. Они устойчивы к влаге. Краску берут белую, затем дополняют колером, чтобы получить нужный оттенок или покупают сразу нужный.

Подбирая краски требуется ориентироваться на устойчивость к влаге. Чтобы не допустить появления колоний патогенной микрофлоры берите составы, содержащие фунгициды.

Акриловая краска

Акриловая краска

Инструменты для покраски

Инвентарь включает: валики, емкости для хранения. Их приобретают в строительных магазинах.

Покупка кистей потребует пристального внимания. Нужно выбирать натуральные изделия. Потребуется поролоновый инструмент с деревянной рукоятью для создания пейзажных элементов. При работе с листьями или лепестками это упростит работу.

Кисти для стен нужно выбирать широкие. Если при нанесении рисунка в ванной или туалете предполагается формировать тонкие контуры, используя узкую кисть. Она должна быть хорошего качества. Иначе будут проблемы с оформлением настенного рисунка.

Использование трафарета

Шаблоны делают самостоятельно или заказывают у специалистов. Второй способ быстрее и точнее, если хотите выполнить работу своими силами, потребуется принтер, плотная бумага, не пропускающая влагу, канцелярский нож. Напечатав или нанеся эскиз на бумагу, он вырезается канцелярским ножом. Это более простой метод.

Чтобы прикрепить трафарет к стене используют малярную ленту. Скотч оставляет следы, которые повреждают поверхность отделки.

При работе с шаблонами нельзя допускать попадания краски за его пределы. Это приведёт к размытию картины. Важно обеспечить ровные границы картины. Поэтому тщательно работайте над ними.

При достаточных навыках в рисовании ванну делают привлекательной без бумажных шаблонов. Для новичков их использование обязательно.

Рекомендации по подготовке рисунков для стен

Если планируется задействовать большую площадь, шаблон распечатайте, вырежьте, затем приложите к стене. Перенесите контуры на поверхность. Для работ желательно выбрать время, когда нет отвлекающих факторов. Если слишком часто отвлекаться, появятся ошибки.

Нанесение рисунка

Выбор рисунка, его нанесение проводится после подготовительных работ. На стену клеятся трафареты, подготавливаются краски. После этого аккуратно начинается нанесение. Нельзя допускать брызг. Рисунок наносится сверху вниз. Краска набирается и заливается в ванночку дозировано. Не стоит допускать высыхания красящего состава. После застывания, его нельзя повторно смешать с водой. Работать нужно быстро или в несколько этапов. После завершения рисования и высыхания краски на стену наносится лак, с водоотталкивающими свойствами.

Источники:

https://media-inform.com/82379/1/enkaustika.html
https://avangardhm.ru/vyazanie/enkaustika-dlya-nachinayushchih-master-klass.html
https://mylo.by/recipes/mylo-s-nulya/mylo-s-nulya-chast-6-goryachiy-sposob.html
http://yuliyakelidi.com/%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B5%D1%80-%D0%B8-%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82/
https://gipsohouse.ru/walls/dekor/12037-kak-sdelat-risunok-na-poverxnosti-sten-v-vannoj-dostoinstva-i-nedostatki-instrukciya-po-vypolneniyu.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *