Как украсить булавы

Художественная гимнастика с булавами: допуск к турниру, правила, судейство, оценивание

Практически каждая девочка в детстве мечтала быть гимнасткой. Многие даже занимались художественной гимнастикой на любительском или профессиональном уровне, однако далеко не всем удавалось преодолеть себя и не сдаться, столкнувшись с трудностями.

Художественная гимнастика – невероятно красивый вид спорта. Его суть заключается в выполнении различных спортивных и хореографических элементов под музыку. Очень часто в своих выступлениях гимнастки и гимнасты используют особые предметы – ленты, обручи, скакалки, мячи и так далее. Но, пожалуй, наиболее тяжелым (во всех смыслах) «дополнением» к номеру являются булавы.

Что представляет собой булава?

Булава – предмет, используемый в выступлениях гимнасток. Раньше они изготавливались из дерева, теперь же им на смену пришли пластиковые и каучуковые модели. Ручки очень часто обиваются бархатом, дабы препятствовать их выскальзыванию из рук спортсменок. Размеры булав варьируются от 40 до 60 см, однако наиболее часто встречающаяся длина – 52 см. Минимальный вес одной булавы – 0,15 кг. Важно уточнить, что булавы всегда две, причем они должны быть абсолютно идентичными по длине, цвету и массе, так как внимание акцентируется на одинаковой нагрузке для обеих рук. Строго запрещается выступать с одной или тремя и более булавами.

Интересный факт: очень часто спортсменки перекрашивают свои булавы так, чтобы они сочетались с костюмом. Многие также украшают их цветным скотчем, специально для этого предназначенным.

Виды булав для гимнастики

Существует огромное множество разновидностей булав, но основных всего 4:

  • Индийские (главная особенность данной разновидности – небольшой вес, по этой причине именно их чаще всего используют на тренировках, особенно, если гимнастка только начинает осваивать этот снаряд);
  • Иранские (тоже относительно легкие, но чуть длиннее и тяжелее индийских);
  • Дубины (отличительная черта этой разновидности – длинная рукоятка (вплоть до 1,20 м) и достаточно большой вес, помогающий развивать мышцы кора);
  • Молоты (наиболее крупный и тяжелый вид булав, используемый крайне редко).

Индийские и иранские булавы являются наиболее распространенными среди гимнасток по причине своей легкости и относительно небольшого размера. Именно с ними чаще всего выступают спортсменки.

Правила соревнований

Описанные ниже правила являются обязательными для всех официальных мероприятий, в том числе различных чемпионатов, турниров и соревнований по художественной гимнастике на территории России.

Допуск к соревнованиям

Всего существует 10 возрастных категорий. Важно: если спортсменка собирается принимать участие в категории 6 – 7 лет, она должна достичь этого возраста к моменту начала мероприятия.

В остальных случаях категория определяется по возрасту, которого участница достигла или достигнет в этом календарном году.

  • 6 лет;
  • 6 – 7 лет;
  • 7 лет;
  • 8 лет;
  • 9 лет;
  • 10 лет;
  • 11 – 12 лет;
  • 13 – 15 лет;
  • 17 – 25 лет;
  • От 26 лет.

Если участница, подавшая заявку на участие, вынуждена прервать свое выступление по состоянию здоровья, ей может быть предоставлено право на повторное выступление (при одобрении главного судьи и медицинского работника, присутствующего на мероприятии).

Состав судейской комиссии

На официальных спортивных мероприятиях регионального или местного уровня судейская бригада состоит из главного судьи, его заместителя, главного секретаря и его помощника.

На национальных мероприятиях судейская комиссия делится на две составляющие – группа «D» (трудность) и группа «Е» (исполнение).

  • Группа «D», оценивающая трудность выполняемых участницей упражнений, состоит из первой и второй подгрупп, по два члена в каждой.

Судьи первой подгруппы фиксируют содержание выступления участницы с помощью определенных символов и выставляют свою независимую оценку.

Вторая подгруппа делает то же самое, после чего результаты суммируются и выставляется общая оценка.

Кроме того, члены группы «D» предоставляют записи выступлений главному судье после окончания соревнований и, при необходимости, предоставляют всю информацию, касающуюся участницы и ее упражнений.

  • Группа «Е» также делится на две чуть более крупные подгруппы, состоящие из 3 судей каждая. Первая подгруппа фиксирует Артистичные ошибки, тогда как вторая – Технические.

Обе группы определяют сбавки за ошибки, после чего получившиеся числа складываются и итог вычитается из 10 баллов. Также членами судейской комиссии являются судьи-хронометристы (фиксируют время и предоставляют судье-координатору записи о решениях подгруппы «Е»), судьи на линии (следят, чтобы спортсменка каким-либо образом не выходила за границы площадки) и секретари (вносят всю информацию о мероприятии, очередности и результатах в базу данных).

Дисциплина гимнасток

Все участницы должны выходить на площадку только после того, как были вызваны судьей-координатором. Если гимнастка появляется на площадке до того, как ее имя было названо или спустя более чем полминуты, судья назначает сбавку в полбалла. Участницам групповых соревнований запрещается разговаривать между собой непосредственно во время выступления. В случае нарушения также назначается сбавка в полбалла.

Гимнастки должны быстро и эстетически приятно выходить на площадку, и незамедлительно принимать стартовое положение. В случае неаккуратного выхода или задержки судья назначает сбавку в полбалла.

Требования к гимнастическим булавам и их особенности

Кроме того, что было указано ранее, булавы должны быть полностью идентичными, обладать одинаковыми размерами и массой. Существуют некоторые требования к длине, основанные на возрасте спортсменки:

  • Для девочек 5-7 лет длина булавы не должна превышать 36 см;
  • Для спортсменок 7-11 лет рекомендуются булавы длиной до 41 см;
  • Гимнастки 12-16 лет должны использовать снаряд размером до 45 см;
  • Спортсменки от 17 и старше обязаны использовать булавы, длина которых составляет 45,5 см.

Важно: если планируется участие в официальных спортивных мероприятиях, необходимо, чтобы булавы были одобрены Международной федерацией гимнастики. Это снаряды от фирм «Chacott», «Sasaki» и «Pastorelli». Также важно, чтобы цвет снарядов сочетался с цветом костюма.

Особенности выбора булавы для гимнастики

Очень важно правильно подобрать булавы, основываясь на уровне физической подготовки гимнастки и упражнений, выполнение которых запланировано. Разумеется, булавы подбираются индивидуально, так как они должны доходить гимнастке примерно до середины плеча. Также необходимо обратить особое внимание на материал, из которого изготовлен реквизит – булавы не должны выскальзывать из рук. В данном случае подбор материала лучше обсудить с тренером. Например, пластиковые булавы (наиболее популярные) легче, кроме того, при падении на пол они не отскакивают, а, следовательно, не мешают остальным гимнасткам. Резиновые же удобны тем, что не скользят и являются более безопасными.

Хронометраж

Время засекается с момента первого движения, сделанного гимнасткой (или членом команды) и до момента завершения гимнасткой (или последним членом команды) программы. Небольшое музыкальное вступление разрешено, но только в случае, если гимнастка неподвижна не более чем в течение 4 секунд. В случае нарушения назначается сбавка, равная 0,30 балла.

Музыка

Абсолютно любые выступления должны иметь музыкальное сопровождение, причем это должна быть цельная композиция – строго запрещено использование нескольких «склеенных» фрагментов. Запрещается использование так называемых «шумовых» звуков – имеется в виду лай собаки, автомобильные сигналы и так далее. В случае нарушения требований судьей назначается сбавка в 0,50 балла. Музыку со словами можно использовать не более одного раза в командных соревнованиях и не более двух – в личных. При этом композиции, в которых голос выступает в роли музыкального инструмента, разрешается использовать сколько угодно раз.

В случае, если по какой-либо причине включена музыка, не соответствующая заявленной, гимнастка должна сразу прекратить выступление и сообщить судейской коллегии об ошибке, после чего начать заново под верную композицию.

Для выступления музыка записывается на CD, при этом на диске должны быть указаны имя и фамилия спортсменки, субъект, который она представляет, продолжительность выступления и авторы музыкальной композиции. Также на диске должен быть особый символ, означающий, что в выступлении используются булавы.

Требования к купальнику

Костюм – неотъемлемая часть выступления, поэтому к нему имеются определенные требования:

  • Купальник не должен быть вульгарным, под полупрозрачными элементами должна быть специальная подкладка;
  • Вырез на спине должен быть не ниже лопаток, а декольте не слишком глубокое;
  • Костюм может иметь короткие рукава или не иметь их вовсе, но строго запрещены купальники с тонкими лямками;
  • Костюм должен быть достаточно длинным, чтобы закрывать нижнее белье;
  • Разрешены декоративные вставки;
  • Костюм должен полностью облегать тело спортсменки, чтобы облегчить оценивание.

Разрешается использование удлиненного купальника (комбинезона), длинных колготок (важно, чтобы узор и цвет на обеих ногах были идентичными), небольшой юбочки и специальных гимнастических тапочек (их еще называют «полупальцы»).

Важно: если по состоянию здоровья гимнастке необходимо использование бинта или бандажа, данный перевязочный материал может быть исключительно телесного цвета. Несоответствие купальника вышеизложенным требованиям наказывается сбавкой в 0,30 балла.

Регламент выступления

Как уже было упомянуто, выступают гимнастки под выбранную ими музыку, чаще всего это оркестровая фонограмма. Максимальная длительность выступления в личных соревнованиях – 90 секунд, в командных – 180. Упражнения выполняются на особом квадратном ковре для гимнастики, длина стороны которого составляет 13 м.

Спортсменки могут принимать участие как в личных, так и в командных видах, выступать в классическом многоборье (состоит из 4 упражнений) или соревноваться в каждом упражнении отдельно.

Основные упражнения с булавой

Несмотря на то что булава является одной из самых опасных разновидностей инвентаря для гимнастики, она все еще является самой популярной, поэтому упражнений с булавами довольно много. Основными же являются:

  • Как малые, так и большие или средние круги, которые также бывают параллельными и последовательными;
  • Жесткие (булава неподвижна) и свободные (булава продолжает движение) хваты;
  • Мельница – особое сочетание определенного количества малых кругов;
  • Последовательные (работают обе руки, но по разным схемам) и одновременные (руки двигаются синхронно) броски;
  • Разнообразные перекаты (по кругу, дуге, ноге, руке, туловищу).

Для выполнения данных упражнений требуется хорошая координация движений, высокая скорость реакции и внимательность, так как уследить сразу за двумя объектами довольно сложно.

Система сбавок

Сбавка в полбалла назначается за:

  • несоответствие музыкальной композиции требованиям;
  • несоответствие используемого инвентаря требованиям;
  • превышение установленного количества запасных предметов;
  • задержку;
  • несогласованный с судейской коллегией возврат инвентаря;
  • использование запасного инвентаря, когда предыдущий все еще не находится за пределами площадки;
  • несоответствие купальника требованиям;
  • несвоевременный выход спортсменки на площадку;
  • выполнение разминки вне отведенной для этого зоны;
  • переговоры участницы с руководителем во время непосредственного выполнения упражнения.

Сбавка в 0,30 балла назначается за:

  • выход какой-либо частью тела гимнастки или инвентарем за границу площадки;
  • несоответствие перевязочного материала или эмблемы на купальнике требованиям;
  • уход одной из спортсменок с площадки во время командного выступления.

Сбавка, равная 1 баллу, назначается, если превышено разрешенное число музыкальных композиций со словами. Сбавка в 0,05 балла назначается за каждую секунду, из-за которой длительность музыкальной композиции не соответствует стандартам.

Подсчет окончательных оценок

До 2001 года на всех официальных соревнованиях использовалась 10-балльная система оценивания. В 2009 году данная система была изменена на 30-балльную. С того момента подсчет окончательного количества баллов выполняется по установленной формуле: (D1 + D2) / 2 + А + Е

D1 – баллы за технику выполнения упражнения;

D2 – баллы за технику взаимодействия с булавами;

А – баллы за артистизм;

Е – общая оценка с учетом сбавок.

Единственное изменение, введенное в 2015 году – не выставляются оценки за соответствие выступления гимнастки заявленной программе.

Действия в ситуациях, когда снаряд ломается или зацепил потолок

В ситуации, когда булава касается потолка или же выходит из строя, спортсменкам строго запрещено начинать выступление заново. В этом случае необходимо либо прекратить выполнение упражнения вовсе (в таком случае оно оцениваться не будет), либо, избавившись от сломанного инвентаря, взять запасной и возобновить выступление (наилучший вариант, так как за него сбавки не назначаются).

Из соображений безопасности запрещается продолжать выполнение упражнения со сломанной булавой, так как это может привести к травме. В случае нарушения данного правила выступление также не оценивается. Если поломка происходит во время выполнения последнего движения, то есть фактически под конец выступления, и гимнастка вынуждена завершить упражнение со сломанным инвентарем, назначается сбавка, равная 1 баллу.

Важное замечание: сбавки и другие наказания назначаются не за сам факт поломки инвентаря или касания потолка, а исключительно за неверные действия гимнастки после происшествия.

Протесты

Устный протест должен быть незамедлительно (в течение минуты после объявления оценок) подан аккредитованным тренером, представляющим интересы участницы и находящимся в соревновательной зоне. В течение 4 минут устный протест должен быть подтвержден письменно.

Если протест подан в соответствии со всеми требованиями, Главная судейская коллегия обязана рассмотреть его и вынести вердикт (данное решение нельзя обжаловать) до следующего объявления оценок. В случае, если соревнования являются финальными, решение должно быть принято до окончания последнего выступления данного потока.

Наиболее популярные соревнования

Художественная гимнастика – невероятно популярный вид спорта, следовательно, по нему регулярно проводится огромное количество соревнований различных уровней – от местных до международных.

  • Очевидно, самыми известными соревнованиями являются Олимпийские игры. Данный вид спорта включен в программу с 1984 года, причем, как мужской, так и женский вид;
  • Чемпионат мира по художественной гимнастике проводится ежегодно с 1963 года, исключение составляют лишь года Олимпийских игр;
  • Чемпионат Европы также является весьма масштабным событием. Проводится ежегодно, начиная с 1978 года;
  • Гран-при – очень важное событие для всех гимнасток. Это ежегодные соревнования, состоящие из определенного числа чуть менее крупных турниров;

Кроме того, ежегодно проводятся разнообразные Кубки мира, Кубки Европы и национальные турниры.

Федерации

Существует огромное множество различных объединений по такому виду спорта как художественная гимнастика. Наиболее крупными являются:

  • Всероссийская Федерация Художественной Гимнастики – самая крупная организация, занимающаяся проведением различных соревнований, чемпионатов и турниров по художественной гимнастике в Российской Федерации;
  • Международная Федерация Художественной Гимнастики (FIG) – самое крупное в мире объединение, занимающееся популяризацией художественной гимнастики и ее развитием как вида спорта.

Разумеется, практически в каждом крупном городе имеются свои федерации, специализирующиеся на организации мероприятий по художественной гимнастике.

История развития

История развития художественной гимнастики началась в XIX-м веке в Париже, когда ученый Жорж Демени, создав комплекс упражнений, на данный момент являющихся основными, объяснил их значимость и доказал пользу для организма. Некоторое время спустя еще один французский ученый по фамилии Дельмарт провел исследование, в ходе которого выяснил, что определенная комбинация движений способна вызывать некоторые эмоции у зрителей. Дельмарт назвал это теорией о выразительном движении.

Большую роль в развитии гимнастики сыграла всемирно известная танцовщица и жена Сергея Есенина Айседора Дункан. Она отказалась от классического понимания термина «танец» и сделала упор на импровизацию и свободу движений. В 1913 году в России открылась первая Академия Художественного Движения. В 1949 году был проведен первый в истории Кубок мира по художественной гимнастике.

В период с 1946 по 1962 г в СССР художественная гимнастика продолжала активно развиваться. По большей части ее использовали как способ физической подготовки граждан. С 1954 года были введены особые показатели, необходимые для получения звания Мастера спорта по художественной гимнастике. В 1963 году, после того как была основана Техническая комиссия, у советских гимнасток появилась возможность принимать участие в международных чемпионатах. В 1980 году было принято решение об официальном включении художественной гимнастики в программу Олимпийских игр.

Книги

Так как этот вид спорта пользуется большой популярностью, существует огромное множество разнообразных книг на данную тематику. Ниже приведены наиболее популярные.

  • Вера Иванова – «Королева гимнастики или дорога к победе»

Как ни странно, именно художественных книг про гимнастику не так уж и много. Однако те, что есть, очень интересны, так как в них описывается весь процесс становления настоящей гимнастки, причем не только тренировки и соревнования, но и эмоции и переживания. Книга будет интересна не только начинающим спортсменкам, но и опытным гимнасткам;

  • Ляйсан Утяшева – «Несломленная»

Автобиография одной из самых знаменитых российских гимнасток, позволяющая посмотреть на большой спорт изнутри. Ляйсан Утяшева рассказывает обо всех трудностях, которые ей пришлось преодолеть, чтобы достичь таких высот. Безусловно, история не только о спорте, но и о настоящей дружбе, любви и силе воли.

Разумеется, существует неисчисляемое количество пособий и учебников о художественной гимнастике, но именно художественные книги и автобиографии позволяют прочувствовать всю тяжесть профессионального спорта.

Занятия художественной гимнастикой (а особенно тренировки с булавами) очень полезны для организма. Положительное влияние оказывается на иммунную систему, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Развивается выносливость, координация, ловкость и быстрота реакции. Очень полезны такие тренировки для правильной осанки и вестибулярного аппарата. Таким образом, данный вид спорта является не только эстетически приятным, но и, несмотря на свою сложность, очень полезным для здоровья спортсменок.

Как выбрать булавы для гимнастики: Pastorelli или Chacott?

В этом материале подробно разберём плюсы и минусы этих марок булав. Конкретно популярные модели: итальянские двухцветные Pastorelli MASHA и японские Chacott Rubber.

Почему эти две марки, ведь на рынке присутствуют также предметы SASAKI, Venturelli и Indigo? Ответ прост: много часов посвящено тестам именно этих булав. На вопрос о таком сравнении мы отвечаем каждый день в нашем магазине Берегуша.
Приступим!

Размер булав

В серии PASTORELLI MASHA три размера: 36 cм, 40,5 см и 45,2 см
У Булав Chacott Rubber такие размеры: 365 мм, 410 мм и 455 мм.
То есть булавы Чакотт длиннее на 4-5 мм. Учитывайте эту разницу при подборе по размеру.

Как подобрать размер булав

Материал

Предметы обоих производителей изготовлены по схожему принципу: головка из мягкого эластомера, ручка из пластика. Разница в шарике. В модели Chacott Rubber он наполовину мягкий, а у Pastorelli полностью пластиковый.

Степень отскока от ковра

На сайтах производителей встречаются такие формулировки как «минимальная сила отскока» у Пасторелли и «контролируемая сила отскока» у Чакотт. На практике же только десятки часов тренировок на ковре прольют свет на этот вопрос и выявят разницу. Кстати, с булавами Pastorelli MASHA легендарная Яна Кудрявцева исполнила сложнейший элемент: отбив предмета от пола в прыжке и ловлей в другую руку.

Яна Кудрявцева

Цвета

Обе серии включают большой выбор сочетаний цветов и не уступают друг другу по яркости.
Подробнее с палитрой цветов можно ознакомиться в разделе БУЛАВЫ

Маркировка FIG

Логотип FIG Approved получают только предметы длиной от 40 см и массой от 150 гр. каждый. Соответственно, юниорский размер 36 см не имеет маркировки FIG.

Логотип FIG Approved на булавах

Принцип вставления булав одна в другую

В этом пункте кроются большие различия. У Chacott булавы держатся за счёт плотного прилегания шарика к стенкам головки. Со временем шарик перестаёт плотно прилегать и булавы уже не держатся. В этом случае шарик обматывается тканевым лейкопластырем и перематывается по мере износа.
Также, применение лейкопластыря на шариках позволяет булавам не выскальзывать из ладони при вращении.
У Pastorelli в головке есть специальный замок (зубчики). Шарик фиксируется до щелчка. Применение лейкопластыря не требуется. Из минусов такого решения — для вставки булав требуется большее усилие.

Замок булав Pastorelli

По цене с большим преимуществом выигрывают булавы Pastorelli, но на решение о выборе влияют все перечисленные выше факторы.

Надеемся, что данный материал помог разобраться, что выбрать: булавы Chacott или булавы Pastorelli.

Как украсить булавы

В художественной гимнастике есть два предмета, которые можно украшать в соответствии с костюмом и музыкой – это обруч и булавы. Обычно их украшают специальной яркой и блестящей обмоткой на самоклеящейся основе, хотя иногда может использоваться обычная оберточная бумага, но она менее долговечна, ее сложнее наматывать на обруч и обязательно нужно обматывать сверху скотчем для прочности.

Для обклейки одного обруча можно использовать несколько разных цветов обмотки сразу, комбинируя их и создавая тем самым затейливые узоры и переплетения.

обмотка булав для художественной гимнастики как обмотать обруч

А клеить такую обмотку для обруча очень просто: нужно нарезать ее полосками, ширину которых Вы определяете сами, затем начинаем клеить примерно под углом 45о, при этом витки должны накладываться друг на друга, чтобы не был виден сам обруч. Обматывать нужно туго, не допуская складок и неровностей. Есть узкая (

1 см шириной) обмотка в катушках также на самоклеящейся основе, например фирмы Sasaki, которая не нуждается в нарезке и клеить ее нужно также, как описано выше.

Если используются разные цвета, то лучше заранее продумать, через какой промежуток они будут чередоваться и какой узор должен получиться в итоге.

Как контрастно обмотать обруч для гимнастики

Последние международные соревнования по художественной гимнастике показали нам следующие тенденции. Обруч можно расклеивать двумя цветами, но так, чтобы внешняя сторона обруча была одного цвета, а внутренняя – контрастного цвета с ним. Обе сестры Аверины выступают с такими обручами. Этот способ расклейки достаточно сложный. Однако его можно упростить, если оставить внешнюю сторону обруча нетронутой, а выклеить только внутреннюю сторону яркой контрастной полосой.

контрастная обмотка обруча с внешней и внутренней стороны контрастная обмотка обруча

Как обмотать обруч для гимнастики в полосочку

Также все столь же популярен стиль «в полосочку», когда чередуются два равнозначных цвета. Для чередования можно выбрать один из двух способов: сначала полностью обклеить обруч одним цветом, а потом полосками создавать узор другого цвета либо сразу чередовать полоски разных цветов. При создании комбинаций из лент и полосок можно не ограничивать себя в творчестве. Главное – выбрать цвета, которые будут сочетаться с купальником.

как обмотать обруч в полосочку

Как обмотать обруч для гимнастики одним цветом

Гимнастки, выступающие в возрастной группе «Сеньорки» стабильно предпочитают расклеивать обруч однотонными блестящими (голограммное золото или серебро). Этот способ наиболее прост, а образ от обруча получается выдержанным и элегантным. При таком способе можно просто обклеивать обруч той техникой, которая наиболее удобна – спиралью по кругу или отрезными полосками.

Важно помнить — когда обруч полностью обмотан, желательно сверху дополнительно обмотать его скотчем. Это придаст обручу дополнительный вес для лучшей балансировки и дольше сохранит яркость и блеск обмотки и внешний вид обруча в целом.

А заказать яркую цветную голографическую обмотку прямо сейчас Вы можете в нашем магазине в разделе «Обмотка для обруча».

Булава

Различные типы индо-иранских булав

Булава является тупым типом оружия, напоминающим дубинку или жезл, с тяжелой набалдашиной на конце рукояти, которая служит для нанесения мощных дробящих ударов. Булава как правило состоит из прочной, утяжелённой, деревянной или металлической рукояти, часто армированной металлом. Набалдашины изготавливались из камня, меди, бронзы, железа или стали.

Головка военной булавы может быть сконструирована с применением особой формы фланцев или отростков, сделано это для обеспечения лучшей пробивной способности тяжёлых доспехов. Длина булавы может варьироваться в значительных пределах. Пехотинцами обычно применялись образцы довольно короткие (от 60 до 90 сантиметров). Булавы для кавалеристов изготавливали более длинными и, следовательно, они уже лучше подходили для ударов, наносимых конниками сверху. Размеры двуручных булав могли быть очень значительными.

Сегодня булавы редко используются в реальных боях, но большое количество правительственных органов (например, Британской палаты общин и Конгресса США), университетов и других учреждений имеют церемониальные булавы, которые повсеместно демонстрируются их как символы власти. Они часто являются сопутствующими атрибутами в академических, парламентских или гражданских ритуалах и шествиях.

Предыстория

Булава получила своё развитие из обычной дубинки приблизительно во времена Позднего палеолита. Судя по современным исследованиям именно тогда к дубинкам стали присоединять острые шипы из кремния или обсидиана.

В Европе искусно вырезанная церемониальная набалдашина кремневой булавы является одним из важных исторических артефактов, обнаруженных при раскопках неолитического кургана Ноут в Ирландии. В аналогах археологии бронзового века так же существует большое количество находок, встречающих разные формы головок булав.

На территории современной Украины каменные навершия для булавы впервые использовались почти восемь тысячелетий назад. Другие известные находки представляли собой диски с хаотично сформированными на них отростками, установленными перпендикулярно к рукояти. Палетка Нармера (алевролитовая пластина культового назначения, датированная 4 тысячелетием до н.э.) показывает фараона, размахивающего булавой. В древнем Египте у фараонов были свои украшенные булавы с надписями имён.

Каменная булава бронзового века

Проблемы с первыми булавами заключалась в хрупкости их каменных головок, которые легко раскалывались от сильных ударов, кроме того, в те времена было сложно надежно прикрепить каменную набалдашину к деревянной ручке. В преддинастический период (около 3850–3650 гг. До н.э.) египтяне пытались придать навершиям булав форму диска, чтобы улучшить их пробивное воздействие и даже обеспечить некоторые режущее свойства, однако, похоже, эти эксперименты ни к чему не привели.

Дисковидное навершие булавы, Древний Египет

Округлая форма головки булавы, известная как «грушевидная форма», заменила дисковую булаву в период додинастического Верхнего Египта во времена культурного периода Негада II (3600–3250 до н.э.) и использовалась так же в течение всего культурного периода Негада III (3250–3100 до н.э.). Подобные головки булав также использовались в Месопотамии приблизительно с 2450г. по 1900г. до н.э. На шумерской глиняной табличке, написанной писцом Гаром Ама, титулованным владельцем булавы указан человек, живший в 3100 году до нашей эры. Ассирийцы стали использовать булавы в своих походах примерно в девятнадцатом веке до н.э. Булавы эти обычно делались из камня или мрамора, а так же инкрустировались золотом или другими металлами, однако они редко использовались в бою, в основном только если сражение велось с пехотой в тяжелых доспехах.

Важным более поздним развитием набалдашин булав стало изготовление их из металла. С появлением цельных медных головок булав они становятся более прочными и перестают разбиваться. Кроме того была достигнута возможность лучше подогнать деревянную рукоять любой формы, а так же придать головке булавы форму конуса.

Шарданы, или воины из Сардинии, которые воевали на стороне Рамзеса II против Хиттити, были вооружены булавами, состоящими из деревянных рукоятей с бронзовыми навершиями. Многие бронзовые статуэтки того времени показывают сардинских воинов с мечами, луками и оригинальными булавами.

Античные времена

Персы широко использовали разнообразные булавы и выставляли в боях большое число тяжело бронированной и вооруженной конницы. Качественно вооруженный персидский воин использовал булаву так же эффективно, как меч или боевой топор. В персидской книге царей «Шахнаме» много упоминаний о всадниках и пехотинцах в тяжелых доспехах, противостоящих друг другу с помощью булав, топоров и мечей. Зачарованная говорящая и даже способная принимать форму крылатого льва булава «Шарур» впервые появилась в шумерской / аккадской мифологиях во время эпоса древнего месопотамского бога Нинурта.

В индийских эпосах «Рамаяна» и « Махабхарата» широкое использование Гады (булавы) в древнеиндийской войне описывается как гада-йуддха или «битва на булавах».

В древнем Риме булавы не получили широкого распространения, вероятно в основном из-за отсутствия у противников тяжёлых доспехов, а также из-за характера ведения боя римской пехотой. Римляне куда чаще использовали пилум (копье) и гладиус (короткий меч для нанесения колющих ударов). Применение тяжелого оружия, для которого был необходим широкий размах, в хорошо дисциплинированных тесных построениях римской пехоты не было бы практичным. Однако вспомогательные силы из Сирии и Палестины вооружались дубинками и булавами в битвах при Имме и Эмесе в 272 году нашей эры. Булавы оказались очень эффективным оружием против тяжело бронированных всадников Пальмиры.

Европейское средневековье

В средние века металлические доспехи, такие как кольчуга, защищали от ударов оружия режущего и рубящего типа. Цельные металлические булавы и боевые молоты могли нанести особенно серьёзный урон слабобронированным воинам, поскольку сила удара булавой достаточно велика, чтобы серьёзно поразить соперника, даже если броня не была пробита. Хотя железо получало все более широкое распространение, медь и бронза также использовались в производстве булав, особенно в районах, где железо было дефицитным.

Одним из особых примеров вида булавы, способной проникать в броню, является так называемая «фланцевая булава». Фланцы, или отростки, которые прикрепляли по бокам набалдашины позволяют вдавливать или пробивать даже толстые доспехи. Фланцевые булавы не были широко распространены до тех пор, пока материалом производства данного типа оружия не стал металл. Хотя есть некоторые ссылки на фланцевые булавы (бардукион) еще в Византии 900 гг. Общепризнанно, что фланцевая булава не была популярной в Европе до 12-го века. Развитие данного оружия шло одновременно как в России, так и на Среднем Западе Азии.

Простые в изготовлении и дешевые булавы были довольно распространенным оружием. Примеры булав времени Средневековья, выставленные в музеях, зачастую разнообразно украшены.

Принято считать, что духовенство использовало булаву для ведения войны, чтобы избежать пролития крови (sine effusione sanguinis). Доказательства данного утверждения редки и, по-видимому, получены почти полностью из описания епископа Одо из Байе, владевшего булавоподобной дубиной в битве при Гастингсе, изображённого на гобелене Байе. Идея в том, что епископ Одо использует тупое оружие вроде булавы чтобы избежать проливания чужой крови или чтобы не брать в руки «военное» оружие.

Восточная европа

Перначи и шестоперы

Булавы были очень распространены в Восточной Европе, особенно в средневековой Польше и на Украине. Восточно-европейские булавы часто имели грушевидные набалдашины. Подобного вида булавы также использовались молдавским королем Стефаном Великим в некоторых его войнах.

Булава также является излюбленным оружием князя Марко, героя южнославянской эпической поэзии.

Пернач является типом фланцевой булавы, разработанной в 12 веке в районе Киевской Руси, а затем широко распространившейся по всей Европе. Название этого вида булавы происходит от славянского слова «перо», отражающего форму фланцев пернача, напоминающих оперение стрелы. Благодаря своей особенной структуре пернач был первой булавой, получившей широкое применение. Подобная форма фланцев хорошо подходила для пробития тяжёлой брони и нанесения серьёзных повреждений соперникам в кольчугах. В более поздние времена своеобразные перначи часто использовалось как символ власти военачальников Восточной Европы.

Доколумбовая Америка

В культуре доколумбовой Америки широко использовались булавы и дубинки. Воины государства Моче и империи инков использовали булавы с костяными, каменными или медными набалдашинами и деревянными рукоятками.

Булавы в Азии чаще всего были стальные со сферической головкой. Они применялись, в основном, в Южной и Восточной Азии. В Индии булавы использовалась бойцами для тренировки рук и плечей.

В эпоху Великих Моголов персидская булава была завезена в Южную Азию. Термин «шишпар» происходит от индо-иранского слова, используемого для обозначения шипов с острыми краями в Гиндукуше. Шишпары получили широкое распространения со времён правления Делийского Султаната и, далее, использовалась в плоть до 18-ого столетия.

Современная эра

Окопная дубинка, 1 Мировая война

Окопные дубины, которые использовали во время Первой мировой войны, по сути являлись современными вариациями средневековой булавы. Это было самодельное оружие, которое использовалось как союзниками, так и центральными державами. Окопные дубины использовались во время ночных рейдов, для тихого и эффективного способа убийства или нейтрализации вражеских солдат.

В 1980-х годах у некоторых футбольных хулиганов были обнаружены подобные булавы.

Церемониальные булавы

Парламентские булавы

Церемониальные булавы являются важными артефактами во многих английских парламентах, назначенных после Вестминстерской системы. Часто их несут сержанты-гвардейцы. В другом случае булавы выставляют их на столе клерков, пока идет заседание парламента, чтобы показать, что парламент полностью сформирован. После окончания сессия эти церемониальные булавы убирают со стола. Булава также убирается со стола, когда избирается новый спикер, чтобы показать, что парламент не готов вести дела.

Церковные булавы

Церковные церемониальные булавы бывают только короткими. Их богато орнаментированные части часто изготавливают из серебра, верхняя часть набалдашины снабжается религиозным символом, крестом или украшается гербом. Церемониальные булавы в различных обрядах обычно использовались выдающимися деятелями церкви, магистратами и академическими органами, а так же в качестве знака и символа юрисдикции.

Парадные булавы

Булавы также используются не только в качестве инструмента войны, но и как элемент парадного атрибута, особенно в военных показах. Определенные движения булавы, от ведущего барабанщиков, сигнализируют конкретные приказы группе, которую он возглавляет. Булава может сигнализировать различные команды: начало движения и остановку группы, начало и окончание игры на барабанах.

Университетские булавы

Университетские булавы используют таким же образом, как и парламентские булавы. Они символизируют авторитет и независимость дипломированного университета и полномочия, которыми наделен проректор. Обычно, их торжественно несут в начале церемонии созыва, зачастую их длинна менее полуметра.

Геральдическое использование

Как и многие виды оружия феодальных времен, булавы использовались в геральдических гербах как эмблема на щите или другом предмете, или как внешнее украшение.

Источники:

http://alvin-almazov.ru/rules/xudozhestvennaya-gimnastika-s-bulavami-dopusk-k-turniru-pravila-sudejstvo-ocenivanie/
https://www.beregusha.com/articles/kak-vibrat-bulavy/
https://www.danceplus.ru/articles/kak-obmotat-obruch-dlya-gimnastiki/
https://bsmith.ru/articles/mace

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *