Как украсить икону

«Древняя» икона своими руками. Как сделать уникальный подарок к Рождеству

Если осветить декупажную работу, она станет иконой в привычном для нас смысле.

Техника декупажа известна из глубины веков. Сначала её применяли для украшения мебели. Пик его популярности пришёлся на 17 век. Венецианцы искусно инкрустировали мебель в восточном стиле. Мастера вырезали картинки и наклеивали на поверхность и закрепляли 30-40 слоями лака. Относительно тех времен особенно недорогое удовольствие.

После Германии и Франции декупаж завоевал Англию, а во время войны Америку. В викторианской Англии почти в каждой семье был альбом для вырезания с пасторальными картинками, ангелочками. Юные мисс украшали свой дом в этом стиле.

Пора задуматься о подготовке к самому главному празднику года.

Сегодня эта техника снова пользуется большой популярностью. В ней оформляют всё, что угодно. Чаще всего этот способ используют при украшении подарков. Обычная бутылка может превратиться в красивую вазу, а старая обшарпанная шкатулка в образец утонченности.

Почему, в таком случае, при подготовке подарка, к примеру, на Рождество или Новый год, не обратиться именно к этой технике? Предлагаем вам вместе с нами попробовать сделать картину-икону в стиле декупажа.

Нам потребуются:

2. отпечатанный рисунок,

6. платок или любая ткань.

Процесс:

1. Выбираем изображение для нанесения на дерево. Редактируем его в любом иллюстраторе, увеличиваем контраст для печати. Отразите картинку по горизонтали – чтобы получилось зеркальное отображение. Распечатывайте картинку на хорошей глянцевой бумаге.

Важно: отразить по горизонтали, распечатать на глянцевой фотобумаге.

2. Выбираем поверхность нужного формата. Дерево можно выпилить самому, в таком случае, не забудьте «ошкурить» доску, чтобы защитить ее от неровностей.

3. Наносим равномерно тонким слоем клей ПВА на доску и размазываем кисточкой.

4. Прикладываем к доске распечатанный рисунок. Приглаживаем тканью.

5. Выдавливаем воздух. Для этого подойдет шпатель или другой твердый предмет. За неимением шпателя, мы используем плоскую деревянную расческу.

Важно: если вы плохо выдавите воздух, изображение не закрепится на доске.

Кладем на доску груз. Через десять часов снимаем и приступаем к последнему этапу работы.

6. Отрываем приклеенный рисунок. Если слой бумаги останется на доске, аккуратно отслаивайте пальцем его от изображения, возможно, придется увлажнить поверхность слегка (!) намоченной тряпкой.

Смотрим на результат. Изображение полностью не отразилось на поверхности, вероятно, мы недостаточно хорошо выдавили воздух. Но, тем не менее, декупаж удался, получилась старинная икона.

Разумеется, этим способом вы можете сделать не только икону, но и любую другую картину.

Кстати, в средние века в православной Церкви украшали иконы с помощью декупажа. В иконописи эта техника называется аппликацией на деревянную основу: изображения, вырезанные из дерева, кожи, ткани, бумаги наклеивались или прикреплялись на икону. В России такой декупаж стали использовать с 17 века, когда эту технику передали мастерам Оружейной палаты западные художники.

Было принято в Новый год тушить все старые огни, и зажигать их вновь. Как символ возрождения и обновления.

Декупаж салфетками

Приведем пример еще одного способа декупажа – салфетками.

  1. Зашкурьте сначала грубой наждачной бумагой, а потом мягкой деревянную поверхность, стеклянную — обезжирьте спиртом. Если ваша основа из металла – очистите ее от ржавчины и протрите спиртом.
  2. Задекорируйте основу белой акриловой краской. Это не только спрячет прежний, возможно, неприглядный фон, но и сделает вашу поделку более яркой.
  3. Выберите салфетки с нужным рисунком. Вырежьте изображение. Если вам лень мучиться с неудобной салфеткой и ножницами, просто промокните влажной кисточкой контур рисунка и вырвите из него изображение.
  4. Промокните рисунок в воде, отсоединяя два нижних белых слоя.
  5. Покройте поверхность клеем и приложите рисунок. Либо, наоборот, приложите сначала рисунок, а сверху покройте его клеем. Не спешите расправлять намокшую под клеем салфетку. Выдавите воздух чуть позже.
  6. Когда рисунок высохнет, покройте его несколькими слоями лака. Если ваша работа будет выставляться на улице, выберите лак на водной основе.

Все эти советы весьма просты, зато результат впечатляет. Творите, друзья. Дарите радость себе и близким, украшая то, что вас окружает.

Как освятить икону в церкви и дома

Если не все, то почти все православные христиане слышали, что есть иконы чудотворные, простые и освящённые. И если чудотворную икону приобрести для домашнего использования нельзя, то вот иметь освящённую желает каждый второй. Освящение иконы в церкви и дома — тема этой статьи.

Раньше не требовалось освящать иконы

Наши предки не задумывались о том, как освятить икону. В церкви или при монастыре имелись люди, иконописцы. Это не просто художники, а те, чьё призвание — писать христианские образы.

Создание иконы — не только ремесло и творческий процесс, но ещё и духовное действо. К нему допускали не каждого. Требовался человек благочестивый, который не только трепетно подходил к своему делу, но ещё и.следовал Закону Божьему.

Священник кропит икону святой водой. Это важный момент при освящении образа. Так ему передаётся благодать Святого Духа.

Священник кропит икону святой водой. Это важный момент при освящении образа. Так ему передаётся благодать Святого Духа. Фото: spirovo.ortox.ru

Все инструменты часто изготавливали поблизости, с использованием святой воды. Так и получалось, что в итоге рождался не просто образ — а образ освящённый уже за счёт того, из чего и кем он сделан.

Нужно было ли освящать такие иконы? Вовсе нет.

Раньше иконы были штучными изделиями, но сейчас из-за коммерции их может сделать кто угодно

Но со временем православие на Руси приобрело колоссальные масштабы. Число верующих увеличилось, а сама религия стала трансформироваться. Если прежде церковь служила местом, где люди общались с Богом и между собой, то впоследствии стали больше внимания уделять атрибутике.

Хорошо это? Плохо? Честно говоря, всегда лучше, когда человек смотрит в суть. Надо жить по религии, а не ограничиваться культом предметов.

Нет, в самом желании иметь при себе образ святого ничего зазорного нет. Напротив, это способ сосредоточенно молиться, плюс всегда есть пример духовности перед глазами.

Но вся беда в том, когда икона превращается в предмет некого культа, когда человек мнит, что обладание каким-либо образом уже делает его благочестивым христианином.

К XVII веку спрос на иконы увеличился. Мастера остались, но ясно, что далеко не они смогли удовлетворить спрос на иконы среди верующих.

Рисовали их уже не благочестивые художники, а люди, которые просто зарабатывали этим на жизнь.

Затем и вовсе появились заводские иконы. Так что нет ничего удивительного в том, что верующие хотят вернуться к традиции и приобрести в дом не просто изображение, а освящённую икону.

Образ для освящения должен соответствовать канонам

Вопрос об освящении икон впервые подняли в Западной Церкви. Удивляться тут нечему, ибо там всегда подобные процессы происходили динамичнее. Да и западный прогресс всегда опережал то, что происходило на Руси.

Однако и до нас докатились эти тенденции.

К тому же ситуация усложнилась тем, что многие люди сами стали писать иконы в домашних условиях. Подчас это были образы, которые сильно отходили от канонических.

А что такое канон в иконописи? Это строгая символика, внутренняя суть изображения. Отступишь от него — и уже перед нами не икона, а картинка. Примечательно, что в Русской православной Церкви к канону особенно внимательны. Это наследие византийского подхода.

А вот католический мир чуть вольнее обходится с образами святых. Но там и иконы почитают немного иначе. У нас они ценятся больше.

Икону следует также освящать, если образ осквернён или если его происхождение не ясно

Но не только самодельные и производственные иконы священники рекомендуют освещать, бывают разные обстоятельства:

  • икону осквернили;
  • икону реставрировали;
  • икону подарили, и мы понятия не знаем, была ли она освящена раньше;
  • икону нашли.

В каждом из этих случаев мы имеем дело как бы с уже новой иконой, в которую через обряд должна войти благодать Святого Духа.

Антикварные иконы вроде этого образа Казанской Божией Матери часто переживают длинную цепочку перепродаж. Узнать, была ли такая икона освящена, обычно невозможно. Священники рекомендуют их освящать

Антикварная икона Казанской Божией Матери. Узнать, была ли такая икона освящена, обычно невозможно. Священники рекомендуют их освящать

Чтобы освятить икону, нужно обратиться к работнику церкви или священнику

Бережное отношение к канону способствует тому, что далеко не каждое изображение святого можно освятить. Святой Дух, как принято считать, пожелает войти исключительно в те образы, которые написаны по всем устоявшимся правилам.

Решение о том, можно ли освятить икону в церкви, принимает священник. Всем желающим воспользоваться такой услугой, стоит придерживаться следующего порядка действий:

  1. В церкви обратиться к тому, кто принимает заказы на требы. Обычно этот человек работает у входа. С ним мы договариваемся о том, когда будет удобно пообщаться со священником.
  2. Если выпала возможность лично встретить священника, то первым пунктом можно пренебречь.
  3. Дальше уже обо всём договариваетесь в индивидуальном порядке. Нет каких-то правил, чего и как делать.
  4. Что касается оплаты, то церковь не должна устанавливать тарифы на свои услуги. Вознаграждение — это действие добровольное, а его размер определяет сам человек. К сожалению, встречаются и другие прецеденты. Но это уже вопрос о порядочности отдельных священнослужителей.

Для освящения батюшка читает молитву и кропит икону святой водой

Иконы освящают святой водой — не окунают, конечно же, а кропят. Также кадят ладаном. При этом батюшка читает молитву.

Какую именно? Это сильно зависит от того, что за святой образ перед ним. По обстоятельствам, могут быть выбраны самые разные чины. В том числе есть чин освящения разных икон.

Независимо от избранной молитвы, икона будет освещена.

Некоторые иконы не освящают из-за их содержания. Например, «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», некогда выставленная в храме святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, демонстрирует не приемлемый для христиан сюжет. После шквала критики на этот образ вряд ли хоть один священник возьмётся освятить икону на ту же тему.

Некоторые иконы не освящают из-за их содержания. Например, «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», некогда выставленная в храме святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, демонстрирует не приемлемый для христиан сюжет. После шквала критики на этот образ вряд ли хоть один священник возьмётся освятить икону на ту же тему. Фото: cs.pikabu.ru

Иконы, купленные при церкви, уже освящены

Иконы, которые продают при церкви, освещать не требуется. Подразумевается, что любые церковные товары уже заблаговременно освящены перед тем, как их выставили на продажу.

Если же какая-то церковь к общей стоимости предлагает за дополнительную плату «услугу» освящения, то есть смысл обратиться с жалобой в епархию, потому что это уже спекуляция, которая порочит образ Русской православной церкви.

Икону можно освятить в домашних условиях

Бывает, что нужно освятить икону дома. Она может быть дорогой антикварной вещью, которую опасно носить по улицам, а может, возникли какие-то другие обстоятельства. Мало ли что.

Для Русской православной церкви это не препятствие. Распространена практика, когда священника приглашают в дом, чтобы он освятил тот или иной образ.

Процедура ничем не отличается от обычного церковного освящения.

Самостоятельно освятить икону способен только священник

В интернете полно инструкций о том, как освящать икону в домашних условиях. «Заготовьте святую воду», «возьмите крестик», «прочтите молитву».

Для Русской православной церкви это нонсенс. Освящать иконы способен только официальный представитель Церкви Христовой — священник. У него есть на то духовные полномочия.

Мирянину же следует интересоваться, как освятить икону в церкви или дома с помощью священника.

Всё остальное — чуждая православному христианству практика.

Подобные наборы для вышивки очень популярны среди верующих. Но шанс, что готовое изделие освятит священник, не велик. В настоящую икону вкладывают душу, а такие изображения часто требуют только усидчивости и ничего больше

Икона вышитая самостоятельно в раме Фото: tonus-stroy.net.ru

Подобные наборы для вышивки очень популярны среди верующих. Но шанс, что готовое изделие освятит священник, не велик. В настоящую икону вкладывают душу, а такие изображения часто требуют только усидчивости и ничего больше.

Даже если икона не освящена, она заслуживает почтения

А если икона не освящена, что же это — безделица? Конечно, нет. Хотя Церковь указывает на важность освящения, даже без него икона остаётся благодатным образом, который для верующих является объектом почитания.

В истории Русской православной церкви известны случаи, когда неосвящённые иконы даже мироточили. Так что важно не то, через какие обряды мы провели образ, а то, как мы к нему относимся.

Но в то же время не стоит забывать, что почитаем мы не икону, а святого человека, который на ней изображён. А молимся мы не ему, а Богу, просто при этом просим святого присоединиться к нашей молитве.

Икону из бисера или вышитую тоже можно освятить в церкви, если образ каноничен и сделан с душой

Как освятить икону из бисера? В церкви. Как же ещё? Не важно, каким инструментом или на чём создан образ. Важно, сколько в нём души и как он соответствует церковным канонам. Но важный вопрос — не «можно ли освятить икону из бисера?», а «нужно ли?».

В самом деле, у человека есть увлечение рукоделием. Это прекрасно. Он сделал изделие на религиозную тематику. Тоже хорошо. Но почему обязательно нужно освящение?

Икона из бисера вполне может стать объектом интерьера, который будет напоминать об образе жизни благочестивого христианина. Почему нет?

То же касается и вопроса о том, как освятить вышитую икону в церкви. Святой образ из любого материала можно освятить. Но не всякий образ для этого подходит. Красиво — да, соответствует ли канонам — вопрос.

Протоиерей Александр (Салтыков) так комментирует эту ситуацию:

«Чтобы понимать, какие изображения можно освящать, как иконы, а какие нельзя — священнику надо учиться. Надо учиться православной догматике и православному благочестию.

Тогда ему будет ясно, что, например, интерпретации Святого семейства, изображающие объятия праведного Иосифа и Девы Марии — не только недопустимы, но и имеют еще кощунственный элемент. Надо учиться, тогда будут понятны границы допустимого.

Вообще, творчество — это хорошая вещь, но всё должно иметь своё место и своё пространство. Если человек, преподносящий картину, как икону, обижается, то его нужно учить православной вере. Нужно объяснить, на том же примере, что Иосиф — это не муж Девы Марии, он не ее светский поклонник, это кощунственно.

Если они огорчаются, значит мы плохо им объясняем, плохо за них молимся. Если отвечать кратко, то, конечно, освящать самодельные иконы, в том числе и вышитые и из бисера, можно, но здесь главный критерий для священника — благочестие, каноны и церковная культура. Чтобы все это понимать нужно учиться, учиться и еще раз учиться».

Так что стоит быть готовыми к тому, что священник откажет в освящении того или иного образа. Это не приговор. У нас вокруг достаточно икон для молитв. А ценность изделия от освящения никак не зависит.

Протоиерей Владимир (Головин) на видео говорит, что вопрос о том, освящать вышитую икону или нет, нужно решать в индивидуальном порядке.

Икону человек должен делать с душой. Если это видно, то образ стоит освящать, в противном случае будет только картинка:


Можно ли самостоятельно вышивать иконы? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

Домашний иконостас — как правильно устроить красный угол

В доме православного христианина обязательно должны быть иконы. Ведь в доме, являющемся продолжением храма, звучит келейная молитва. Православный верующий, который устраивает домашний иконостас, соблюдает некоторые правила, не всегда понятные для тех, кто только начал жить церковной жизнью. Мы постараемся их объяснить.

Какие иконы нужно иметь дома

Важно помнить, что

  • Не количество икон определяет степень благочестия жизни человека.
  • Иконы нельзя «коллекционировать» и собирать, как предметы быта.
  • Нужно помнить о молитвенном предназначении иконы.

Где разместить домашний иконостас

Наши предки выбирали для расположения икон наиболее просматриваемое в доме место и называли его «красным углом». Там же помещались предметы, имеющие отношение к церковным праздникам — пасхальное яичко, веточка вербы с Прощеного воскресенья, веточка березы с праздника Святой Троицы.

Домашний иконостас находился на восточной стороне. Это место было самым светлым, так как угол дома, где располагались иконы был оборудован двумя стенами с окнами. В настоящее время при устройстве домашнего иконостаса не всегда удается расположить иконы на восточной стороне комнаты. Поэтому можно использовать любую стену вашего дома.

При этом важно предусмотреть свободный доступ к иконостасу, чтобы при молитве не чувствовалось тесноты и неудобства.

Выбирая место для домашнего иконостаса, проследите, чтобы

  • Иконы не соседствовали с бытовой техникой, предметами декоративного убранства,
  • С книгами, содержание которых противоречит православному вероучению.
  • Изображения святых, их фотопортреты также следует поместить в другом месте.

По давно существующей традиции домашний иконостас украшают лишь вышитыми полотенцами, а рядом с иконами могут находиться церковные свечи, лампадки и освященные масла.

Лампадки зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам.

Существуют традиции, которые обязательны к соблюдению. Так, например, необходимо знать, как правильно располагать иконы.

В каком порядке расположить иконы

  1. Над всеми иконами находится православный Крест.
  2. Центральное место в иконостасе занимает икона Спасителя (поясное изображение).
  3. Над этой иконой размещают образ Святой Троицы.
  4. Справа от иконы Спасителя ставят икону Божией Матери. Чаще всего в домашнем иконостасе можно увидеть икону Богородицы «Умиление» и «Одигитрия».
  5. Образы Святых размещают по бокам от икон Спасителя и Богородицы. Можно расположить их и выше.
  6. В русском православии особо почитают святителя Николая Чудотворца. Его икону можно увидеть в любом домашнем иконостасе. Часто встречаются иконы пророка Илии, первоцерковных апостолов Петра и Павла, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика и целителя Пантелеймона.
  7. Хорошо, если в доме есть образы святых Евангелистов, Святого Иоанна Предтечи, Архангелов Гавриила и Михаила, а также иконы церковных праздников.
  8. Выбор икон может быть индивидуальным, в домашнем иконостасе часто размещают святых покровителей семьи, имена которых носят домашние.

С выбором икон всегда поможет определиться священник. Главное — не превратить домашний иконостас в бесцельное собирательство икон, к которым потом не обращаются с молитвой.

как устроить домашний иконостас

Протоиерей Андрей Ефанов о размещении икон в доме

«Келлия устава не знает» — есть такая монашеская поговорка. И, хотя она не вполне соответствует действительности, доля правды в этом есть. Свой молитвенный уголок христианин обустраивает так, как ему удобно. Есть лишь несколько замечаний, которые, как мне кажется, важны:

1. Иконы должны быть расположены там, где человеку привычно молиться. Но при этом очень хорошо, если, заходя в дом, есть образ, на который можно перекреститься.

2. Не стоит размещать иконы рядом с телевизором или на стене за ним. Все же молитва и просмотр телевизора это разные действия и если между местом молитвы и местом развлечений будет разделение — хорошо.

3. Центральной иконой должна быть икона Христа. Но вполне допустимо, если это будет и икона Богородицы с Младенцем.

4. Не стоит размещать у себя иконы святых, которым вы не собираетесь молиться. Вряд ли человек будет держать в семейном альбоме портрет незнакомого человека. Не всех святых мы почитаем одинаково. Так зачем размещать икону святого, которого мы не почитаем, жития которого не знаем и молиться которому не собираемся у себя в молитвенном уголке

5. Нехорошо рядом с иконами или даже вместе с ними размещать фотографии родственников, чтимых подвижников, даже прижизненные портреты святых. Икона — окно в потусторонний, духовный мир а портреты и фотографиями таковыми не являются. Молиться же перед прижизненными портретами — неправильная духовная практика.

6. Хорошо, когда перед иконами есть лампада. Плохо, когда в доме висит много лампад, помимо того, что дом это не храм, продукты горения лампадного масла не улучшают микроклимат жилища. По этой же причине не стоит оставлять лампаду постоянно горящей. Или же использовать натуральное растительное масло.

7. Иконы нужны не для антуража. Если вы не планируете молиться перед иконами, не стоит их вешать в доме. Лучше сначала стать христианином, воцерковиться и лишь тогда повесить икону для регулярной перед ней молитвы.

8. Иконы не принято размещать в бане, ванной комнате или уборной. В кладовке, чулане или в крытом дворе дома им тоже не место.

9. Икона сама по себе не освящает место, освящает жилище христианина Бог Своей благодатью в ответ на добродетельную жизнь и молитву.

10. Икона — не оберег. «Нерушимая стена» не спасет от воров а «Неопалимая купина» не избавит от пожара просто по факту того, что их повесили на стену. Чудеса бывают в жизни христианина, но это именно чудеса, нарушение привычного хода жизни в ответ на глубокую веру христианина. А амулетов и оберегов в христианстве нет, христианство — это живая вера и живое общение человека с Богом и Его святыми.

Молитвы перед домашним иконостасом

Молитва Смоленской иконе Божией Матери

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

домашний иконостас - икона "Умиление"

О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.

Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Грех ли — вышивать иконы?

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:

Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.

Протоиерей Александр Салтыков

Протоиерей Александр Салтыков

Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.

Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.

А ошибки – кто их не допускает?

Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.

То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

Ирина Языкова

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.

Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.

Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.

Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.

Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.

Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так. Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.

И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.

И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.

Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?

Отличить настоящее искусство от китча

Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Священник Андрей Давыдов

Священник Андрей Давыдов

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Сначалаучиться

Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

Протоиерей Николай Чернышев

Протоиерей Николай Чернышев

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

Фото: masterclassy.ru

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

Александр Лавданский

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое

Александр Соколов, иконописец

Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.

Александр Соколов

Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.

В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…

Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?

Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.

Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.

Храмовая флористика — искусство украшения храма

Декоративно-прикладное искусство развивается в разных направлениях. Одно из них – храмовая флористика. Для специалистов, работающих в этой отрасли, важно сочетать профессиональные навыки и умения с духовными усилиями. Недостаточно просто взять в руки список допустимых в храме цветов и изучить правила сохранения их свежести на продолжительный срок. Эта работа должна выполняться с молитвой и любовью.

храмовая флористика

Главная задача

Церковная флористика ставит перед собой множество задач, но главная из них – гармония цветочного декора с архитектурными особенностями, храмовой росписью и резьбой. Важно учитывать, что культовые святыни украшают не только цветы, но и богатые оклады, многочисленные драпировки, вышитые ризы и платы.

Необходимо, чтобы храмовая флористика подчеркивала взаимосвязь человека и природы. Она должна раскрывать красоту мира, сотворенного Творцом, и подводить к мысли, что человек часть этого мира.

Живой материал или искусственный

Никаких запретов на декорирование храмов искусственными цветами не существует. Если нет возможности или средств использовать живые растения, то букеты и гирлянды могут быть составлены из тканевых или бумажных цветов. Но все-таки предпочтение следует отдавать живому, поскольку один живой цветочек наделен большей благодатью, чем целая охапка искусственных украшений.

церковная флористика

Что используется для составления храмовых композиций

Храмовая флористика – это не только букеты в вазах. Украшения выполняются в виде венков, гирлянд, живых цветущих стен и арок. В качестве основы обычно используют флористические оазисы. Для плетения гирлянд берут зелень рускуса, аспарагуса, туи или еловые лапы. Каркасы для гирлянд и арок выполняют из проволоки различной толщины и жесткости.

Виды цветов

Флористы никогда не используют в композициях ядовитые цветы и растения с сильным дурманящим запахом. Это правило соблюдается неукоснительно. Также воздерживаются от колючих растений. При использовании в украшениях роз, у них полностью удаляют шипы. Принято воздерживаться от использования экзотических видов, таких как протея и антуриум.

Храмовая флористика отдает предпочтение розам, тюльпанам, лизиантусам, аммарилисам, не пахнущим лилиям, нарциссам, герберам, онитогалуму, дендробиуму, ирисам, гладиолусам, гипсофиле, хризантемам.

Цветочные композиции часто дополняют ягодами рябины или калины — как живыми, так и засушенными. В большом количестве используются ветви различных деревьев.

украшение цветами храмовая флористика

Какие места в храме принято украшать цветами

Православная церковь, в отличие от протестантской и католической, не приветствует слишком обильные и пышные цветочные украшения. Поэтому украшение цветами (храмовая флористика) обязана соблюдать баланс между скромностью и потребностью выразить праздничное настроение. По традиции цветами украшают не только сам храм, но и территорию вокруг него.

Перед началом работы всегда советуются со священником храма. Он объясняет предпочтения в выборе материала, цветовой гаммы и мест для декорирования. Цветочные украшения размещают вокруг наиболее почитаемых икон, украшают выносной крест, потолочные и настенные светильники и подсвечники. Кроме того, не забывают про плащаницу, двери и дверные проемы, входы и арки. Всегда уделяется внимание Раке со святыми мощами, аналою и Царским вратам.

храмовая флористика вербное воскресенье

Украшение храма к святым праздникам: Рождество

Все святые праздники имеют устоявшиеся особенности, которые соблюдает церковная флористика. К Рождественским праздникам, например, в храмах обязательно ставят пышную ель. А в оформлении используют большое количество еловых ветвей и небольшие деревца в вазонах. Допустимо заменить молодые деревца конусообразными цветочными композициями. Цветы в композициях желтого или белого цвета. Они должны символизировать чистоту и создавать атмосферу чуда. Все праздничные украшения выполняют в едином стиле, создавая общую композицию внешнего и внутреннего убранства.

Вербное воскресение

В этот день также активно задействуется храмовая флористика. Вербное воскресенье отмечается за 7 дней до Пасхи. Оно символизирует вход Господень в Иерусалим. В праздничном убранстве используются пальмовые ветви и пушистая верба. В этот праздник веточки вербы освящаются, и прихожане уносят их домой. Вербные букетики не выбрасывают, а засушивают и сохраняют. Часто в воде веточки выпускают корни, тогда вербу высаживают в удобном месте.

храмовая флористика

Пасха

На Пасху храмы украшают особенно тщательно. Используют пышные композиции в белой или красно-белой цветовой гамме. Часто букеты дополняют оранжевыми цветами. Флорист должен выразить в ярком убранстве храма всенародное ликование, наполнившее сердца христиан.

Часто с обеих сторон от Царских врат располагают композиции в форме яйца, которое является основным символом праздника. Вход в храм украшают приветствием «Христос Воскресе!», которое составляют из живых цветов, закрепленных во флористическом оазисе.

Троица

Традиционно на Троицу в убранстве храмов преобладает зеленый цвет. Используются зеленые ветви березы, луговые травы и полевые цветы. Праздничное убранство храма выглядит пышным и многоцветным, создавая ощущение свежести.

Богородичные праздники

Украшение на все праздники Богородицы выдерживаются в бело-сине-голубой гамме. Это связано с тем, что облачение священнослужителей в этот день состоит из этих же тонов. Плащаница украшается синими цветами, подчеркивая возвышенность и сердечность отношения к Царице Небесной. Цветком непорочной Богородицы считают лилию. Флористы дополняют композиции белыми розами, гипсофилой, хризантемами и фрезией.

церковная флористика

Соответствие внутреннего убранства храма с цветовой гаммой облачения священнослужителей – одно из основных правил храмовой флористики. Это первое, о чем рассказывают новичкам в этой отрасли. Украшение также зависит от финансовых возможностей прихожан. Флористам приходится учитывать, какую сумму может потратить храм на декорирование. В маленьких церквях большую часть зеленых украшений (ветвей лиственных и хвойных деревьев) прихожане собирают самостоятельно.

Источники:

https://oren.aif.ru/ny/drevnyaya_ikona_svoimi_rukami_kak_sdelat_unikalnyy_podarok_k_rozhdestvu
https://hranitel.club/493-kak-osvyatit-ikonu
https://www.pravmir.ru/domashniy-ikonostas/
https://www.pravmir.ru/a-ne-vyishit-li-mne-ikonu/
https://fb.ru/article/314940/hramovaya-floristika—iskusstvo-ukrasheniya-hrama

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *