Как украсить портсигар

История и ценность серебряных портсигаров

Изделия из серебра всегда пользовались популярностью. Благородный драгоценный металл отличается красотой, блеском, магическими свойствами. Из серебра делают не только украшения, но и посуду, ложки, зеркала, а также портсигары. Серебряный портсигар подчеркивает статус своего обладателя, является стильным табачным аксессуаром.

История возникновения

Впервые портсигары появились в XVII веке, в это время Петр I снял запрет на курение в России. Для того чтобы уберечь сигары от влаги, высыхания и ломкости, придумали коробочку, которую назвали портсигаром. Название переводится «носить сигары». Первыми начали курить сигары люди, которые обладали властью и богатством, а портсигар из серебра был предметом роскоши. Их делали на заказ, поэтому одинаковых изделий практически не встречалось. Позже портсигары стали распространенными, люди собирались покурить, пообщаться.

портсигар серебряный

Для удобства их сделали более легкими, карманными.

В Первую мировую войну портсигары для солдат делали из стали и алюминия, они были устойчивы к полевым условиям, отлично сохраняли табак. А серебряный портсигар с именными надписями вручали офицерам за боевые заслуги. Они были выполнены в разных стилях, техниках: литье, штамповка, ковка, резанье.

Серебро из Италии было в то время очень дорогим, русское серебро ценилось меньше и было дешевле.

В Германии работали крупные ювелирные центры, а портсигары отличались качеством и красотой. На изделиях изображали разнообразные сюжеты, росписи, дублировали картины художников. Некоторые предпочитали черненое серебро, для того чтобы подчеркнуть свой статус или подобрать аксессуар под стиль.

Серебряный портсигар от ювелирного дома Фаберже был самым ценным. Изделия были украшены разными рисунками, мотивами, надписями, камнями, эксклюзивными росписями, узорами, орнаментами. Выполнялись в стилях модерн, рококо, неоклассицизма. Работы Карла Фаберже легко узнаваемы. Изделия от этого дома дарились императорам, царям, офицерам, которые отличились боевыми заслугами.

В пятидесятых годах XX века органы безопасности использовали портсигар как оружие. В него вмонтировали стволы, которые не имели звука, пламени и убивали человека мгновенно.

В современном мире

В наше время портсигар серебряный не так популярен. В конце двадцатого века их вытеснили пачки из картона для сигарет. Сейчас портсигары являются признаком солидности, аристократизма и снова стали элитными. Антикварные изделия ценятся коллекционерами, так как являются предметом роскоши. Старинные портсигары донесли до нашего времени частицу истории.

Их разделяют на несколько групп:

  • Фирменные портсигары выпускались ограниченной группой, на них ставили клеймо мастера или название фабрики.
  • Эксклюзивные. Эти портсигары делались на заказ, часто были именными, фамильными. Многие из них выпускались ограниченным тиражом, были редкими и дорогими.
  • Ручная работа. Самодельные портсигары встречаются редко и высоко ценятся.

Портсигары существуют не только для мужчин, но и для женщин. Они отличаются изяществом, нежностью узоров, орнаментов, резьбой, изысканностью форм, рассчитаны на тонкие сигареты. Являются дорогим аксессуаром и пользуются популярностью.

Можно сказать, что портсигар выполняет сразу несколько функций:

  • Практичная. Портсигары удобны для хранения сигар, сигарет, защищают их от негативных факторов.
  • Статусная. Портсигар из драгоценного металла подчеркивал статус владельца.
  • Подарочная. Портсигар серебро является престижным подарком, их дарили царям, офицерам. Изделия скупаются коллекционерами и ценителями старины. Сейчас такой подарок не менее ценен, с его помощью можно выразить любовь, благодарность, показать хорошее отношение к человеку.

Конструкция портсигара отличается простотой и совершенством. Это небольшая коробка, в которую помещается несколько сигарет. Изделия не поменяли своей формы на протяжении нескольких столетий.

Важную роль имеет внешний вид портсигара. Его цвет, дизайн должны подходить под другие аксессуары владельца, например, к часам, запонкам. Он должен подчеркнуть стиль мужчины или женщины. Если вы хотите сделать подарок человеку, учитывайте, какой длины сигареты он курит.

Где приобрести?

На сегодняшний день портсигар из драгоценного металла можно приобрести в ювелирном магазине. Его можно также изготовить на заказ, с учетом ваших пожеланий. Кроме того, существует масса интернет-магазинов, которые занимаются продажами портсигаров. Старинные портсигары покупают на аукционах, в интернет-магазинах, а также на антикварном рынке, где можно найти эксклюзивные изделия.

Существует множество интересных рисунков у портсигаров, сделанных из серебра, изображение тройки пользовались популярностью, а также рисунок старейшины, Санкт-Петербурга. Часто изображали памятники, архитектуру, древнерусские города. Портсигары для дам украшали нежные узоры, орнаменты, цветы, птицы, лица известных людей.

Серебряные портсигары подчеркнут статусность, индивидуальность, положение в обществе своего обладателя. Они станут прекрасным подарком вашим близким и друзьям.

С рисунками и без. Что мастерили в окопах солдаты Великой Отечественной войны

Об этом «Белгородским известиям» рассказал член поискового отряда «Огненная дуга» Александр Дворяцких

С рисунками и без. Что мастерили в окопах солдаты Великой Отечественной войныГвардии старшина работает с выкройкой в походном ателье (1944–1945) Фото: Юрий Губанов waralbum.ru

Самая страшная война, унёсшая миллионы жизней, запомнилась страхом, кровью, жестокостью и невероятными лишениями. Однако даже на передовой солдаты, каждый день идущие на смерть, находили место для прекрасного: создавали в свободное время поделки, вкладывая в незамысловатое творчество душу.

Баннер телеграм Белпрессы

Для души, для быта, для войны

Поисковики зачастую разделяют окопное творчество на три больших блока. Первый – это поделки, не несущие большой практической необходимости. Это, к примеру, вазы, рюмки. Второй – это вещи, сделанные для быта: портсигары, пепельницы, ложки, зажигалки и так далее. И, наконец, те, что создавались для войны: улучшенные штык-ножи, обычные ножи и даже кастеты для ближнего боя.

27-я гвардейская танковая бригада, 1943 год. Фото из музея-диорамы

Александр Дворяцких считает, что разделение это зачастую условно, размыто, ведь вещи для быта иногда делали будто в музей:

«Однажды мы откопали котелок, на котором настоящая картина выгравирована: дом, озеро, деревья. Художник либо свой дом нарисовал, либо место, где хотел бы жить. Это невероятно красиво и необычно».

Портсигары

Особое место занимают портсигары. Часто их делали из алюминия со сбитых самолётов. Курящих было много, потому портсигары пользовались большой популярностью. Их делали как подарок знакомым или командирам с дарственными надписями. Были портсигары с советской символикой и надписью «Смерть фашистским оккупантам». Были и шутливые: поисковики обнаружили портсигар, на крышке которого красовалась надпись «Кури свой!» (имелся в виду табак).

Пепельницы

Довольно распространённым видом окопного творчества были пепельницы. Их чаще всего делали из снарядных гильз. По бокам – лепестки для сигарет. Они могли быть простыми или с украшениями: встречаются такие, в центре которых есть подставка для карандаша или железный цветок. Фронтовые умельцы не сдерживали свою фантазию.

Самодельные шахматыСамодельные шахматы / Фото: предоставил Александр Дворяцких

Кольца и браслеты

Солдаты делали их из подручных материалов, из гильз от снарядов и патронов. В зависимости от того, кто делал украшения: советские или немецкие солдаты, – отличались и узоры. У красноармейцев это были звёзды или советская символика, у солдатов вермахта – орлы либо кресты.

Солдатские пряжки

Экспериментировали фронтовые умельцы и с элементами обмундирования. Часто поисковики находят неуставные пряжки, переделанные солдатами, в виде звёзд, якорей и орлов. На них напаивали и вырезали различные узоры, фигурки танков, самолётов, кораблей.

Рисунок бойца Николая Сычёва в письме роднымРисунок бойца Николая Сычёва в письме родным

Зажигалки и лампы

Распространены были и самодельные зажигалки. Нехитрую конструкцию делали из патрона: в гильзу вставляли фитиль и заливали керосин. Зажигалась она от кремневого камешка, припаянного сбоку.

По этому же принципу делали лампы, в народе коптилки. Только гильза была крупнее, как правило от снаряда. Их ещё долго использовали и после войны. Работали они по принципу церковных лампад.

Вазы и рюмки

Делали фронтовые умельцы рюмки и даже кувшины. Кувшины из артиллерийских снарядов получались шедевральными. Один из них, найденный белгородским поисковиком Александром Дворяцких, хранится в губкинском музее. Венгерский умелец из снарядной гильзы сумел сделать настоящее произведение искусства.

Рюмки, как правило, делали из зенитных гильз. Их обрезали, а сверху расширяли. Получались симпатичные латунные стаканчики.

Самодельная ложкаСамодельная ложка / Фото: предоставил Александр Дворяцких

Кухонная утварь

Много делали подсвечников и подстаканников. Подстаканники – из части гильзы, к которой припаивали ручку. Подсвечники были одиночными (под одну свечу) или в виде канделябров.

А сколько находили самодельных ножей, ложек, вилок и даже котелков! Солдаты украшали уставные предметы надписями и рисунками, писали свои фамилии и название фронта.

Перекуём мечи на орала

Интересно, что вещи сугубо военные, смертельные окопный люд часто переделывал в красивые и безобидные. При этом в качестве инструмента что только не использовали. Например, для чеканки – зубья пилы, штык-ножи, гильзы и так далее. В окопах умудрялись плавить металл, придавать ему пластичную форму. В короткие передышки самой жестокой войны солдаты с обеих сторон тянулись к мирной жизни и буквально перековывали мечи на орала.

Обзор портсигаров времен СССР

Портсигар — это стильный мужской аксессуар, предназначенный для хранения сигарет и папирос. Табачную продукцию держат в специальном плоском футляре, который отличается по дизайну. Ценный мужской аксессуар выделяет хозяина из общей массы. Изделия не выходят из моды уже более 400 лет. Портсигары времен СССР сегодня пользуются спросом среди коллекционеров не только в России, но и за ее пределами.

История изделия

С момента знакомства европейцев с табаком появилась необходимость найти для него место хранения. Нюхательный табак клали в красивые коробки небольшого размера, они должны были легко помещаться в кармане. Изделие с оригинальным дизайном показывали при выходе в свет. Чем дороже была отделка и изысканней вещь, тем был выше статус обладателя.

Портсигары СССР

Предшественниками изделия выступили табакерки и надежные кисеты. Последние отличались крепостью материала. В качестве основы использовали плотную кожу. Выбор был обусловлен экстремальными условиями, в которых оказывались владельцы изделия. Длительные путешествия верхом на лошадях в любых погодных условиях в то время были привычным делом даже для представителей знати. Для защиты табачной продукции от дождя, пыли и грязи требовались надежные и крепкие материалы. Отличительной чертой каждого изделия была отделка и элементы вышивки.

Новый этап в истории портсигара начался с момента выпуска сигар. С этого времени изделие получило свое название. Первоначально такие вещи выполняли только в богатой отделке. Но постепенно они стали более доступными, и приобрести их могли все слои населения. Новые требования стали причиной появления особенностей. Теперь для хранения хрупких сигарет требовалось твердое и плоское изделие, что и было воплощено в портсигаре нового поколения.

Портсигар в России

Мужской аксессуар появился в России во время правления Петра Великого. В начале XX века все представители знати имели по изысканному портсигару в кармане. В военные годы он приобретал не только эстетическую привлекательность, но и практическое значение. В суровых фронтовых условиях надежный защитник сигарет от погодных неурядиц был просто необходим.

Декоративный характер изделия значительно изменился в советский период. Декор был заметно политизирован. Лицевая сторона портсигара приобрела агитационный характер. Футляры для сигарет, сохранившиеся с 1920-х годов, украшены индустриальными изображениями. На них представлены композиции из военной техники: танки, самолеты — а также рабочие и корпуса заводов, красноармейцы, эмблемы Советского Союза серп и молот. Начиная с 1930-х годов, на изделии часто встречается фигура Сталина — выдающегося политического деятеля и революционера. Лицевая сторона мужского аксессуара стала своеобразным отражением событий эпохи.

Отдельно находились портсигары-подарки. В советский период наградные изделия вручались в честь важных событий и считались своеобразным символом признания заслуг перед отечеством. Изделия периода Великой Отечественной войны отличались особой гравировкой, но не были выполнены из благородных металлов.

Известные модели портсигаров времен СССР

Советские портсигары сегодня пользуются популярностью среди коллекционеров. Большой спрос на изделия из серебра. Одной из желанных моделей стал наградной футляр, врученный членам революционного движения и руководителям страны. Первоначально на лицевой стороне помещена была женская фигура, символ свободной страны, в дальнейшем композицию дополнили красные звезды. Среди востребованных экземпляров находятся:

  1. Портсигар с кавказским рисунком и гербом СССР на обратной стороне, все надписи выполнены на кириллице.
  2. Серебряный футляр для сигарет с изображением церкви.
  3. Кожаные модели с серебряной вставкой, изделие выполнено в память о Ленине.

Стоимость изделий

Цена на коллекционный товар складывается из материала, количества выпущенных изделий, обладателя портсигара и степени сохранности. Приобрести продукцию советского периода можно на аукционе, в специализированном магазине или у владельца. Стоимость на товар различна:

  1. Портсигар 60-х годов выпуска, Киев — от 1500 рублей.
  2. Портсигар 1980 года, в честь олимпиады — 5000 рублей.
  3. Серебряное изделие времен Первой мировой войны — 185 000 рублей.
  4. Винтажный вариант из посеребренного мельхиора, 30-го года выпуска — 35 000 рублей.

Стоимость отдельных товаров превышает 200 000 рублей.

Но всегда можно найти на развалах приемлемый по цене портсигар, если уж очень хочется избавиться от тривиальной сигаретной пачки «как у всех».

«Cartier: Продолжая историю…»: гид по главной ювелирной выставке сезона в Эрмитаже

21 февраля в Пикетном зале Эрмитажа представят итоги совместного реставрационного проекта Государственного Эрмитажа и французского ювелирного Дома Cartier. Выставка — не только отличный повод познакомиться с уникальными предметами из коллекции Эрмитажа, но и узнать больше о Cartier, а главное – проследить связи между мастерами разных эпох и стран.

Что покажут на выставке

За последние пять лет, благодаря французскому Дому, выступившему в качестве мецената, было отреставрировано пять редких произведений декоративно-прикладного искусства из коллекции Эрмитажа. Их покажут вместе с историческими изделиями марки из богатейшего собрания Cartier Collection, подобранными по принципу общности материала, стиля или техники. Вот эти пять предметов и их прекрасное окружение.

Редчайшая, едва ли не единственная в мире, хрустальная лампа, выполненная средневековыми арабскими мастерами и украшенная позже искусными ювелирами итальянского Возрождения.

Египет, вторая половина X в. (камень); Италия, конец XVI в. (оправа). Горный хрусталь, золото, эмаль; резьба, шлифовка, полировка, роспись. Поступил в 1846 г. из собрания Д.П. Татищева, упомянута в инвентаре 1859 г., затем в Галерее драгоценностей. Фото: Сергей Соловьев/Государственный Эрмитаж, 2020

Рядом с ней можно будет увидеть произведения на основе горного хрусталя, в частности подвеску 1912 года, украшенную двумя сапфировыми кабошонами в окружении бриллиантов и резного горного хрусталя и брошь-бант.

Cartier, Париж, специальный заказ, 1913 г. Платина; круглые бриллианты старинной огранки и огранки ≪роза≫; резной горный хрусталь; бриллиантовая обсыпка; съемная подвеска. Фото: Marian Gérard, Collection Cartier © Cartier

Cartier, Париж, 1912 г. Платина; круглые бриллианты огранки «роза» и старинной огранки; кабошоны из двух звездчатых сапфиров (13,45 и 1,98 карата), натуральный жемчуг круглой и каплевидной формы; резной горный хрусталь; бриллиантовая обсыпка; черный шелковый шнур. Провенанс: мистер и миссис Стивен Сильвер. Фото: Marian Gérard, Collection Cartier © Cartier

Cartier, Париж, 1925 г. Горный хрусталь; золото, платина; красная и синяя эмаль; бриллианты огранки «роза»; хлопковый шнур. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Таинственные часы «Модель А»

Cartier, Париж, 1918 г. Платина, золото; горный хрусталь; нефрит (подставка); четыре сапфировых кабошона; бриллианты огранки «роза»; белая эмаль. Подставка с монограммой Ольги Константиновны «О» и короной. Фото: Marian Gérard, Collection Cartier © Cartier

Восстановленная золотая ароматница, подаренная иранским шахом русским императорам в XVIII веке.

Северная Индия (могольский период), XVII в. Золото, серебро; алмазы, изумруды, рубины, жемчуг, мастика; гравировка, огранка, инкрустация в технике кундан. Поступил из основного собрания Эрмитажа. Дар посольства Надир-шаха Анне Леопольдовне. Фото: Сергей Соловьев/Государственный Эрмитаж, 2020

Характерную красно-зеленую гамму спустя века использовали мастера Cartier. Мы увидим, например, ожерелье 1928 года в индийском стиле с резными рубинами, изумрудами и нефритом, браслет и серьги конца 1920-х из коллекции Tutti Frutti.

Колье в индийском стиле с подвеской

Cartier, Париж, специальный заказ, 1928 г. Золото; портретные бриллианты, один квадратный бриллиант, один бриллиант огранки «роза»; рубиновые кабошоны, гравированные рубины; резные изумруды, одна изумрудная бусина; натуральный жемчуг, одна каплевидная жемчужина; резной и инкрустированный белый нефрит; разноцветная эмаль; шелковый шнур Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Пара брошей в индийском стиле

Cartier, Лондон, 1939 г. Золото; бриллианты портретной огранки; рубиновые и изумрудные кабошоны; натуральный жемчуг. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Браслет Tutti Frutti

Cartier, Нью-Йорк, специальный заказ, 1928 г. Платина; бриллианты старинной и одинарной огранки; резные рубины, рубиновые кабошоны; рифленые или гладкие изумрудные и сапфировые бусины, окруженные бриллиантами; черная эмаль. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Возрожденный ларец Ядвиги Ягеллонки — чрезвычайно важный предмет для истории развития европейского ювелирного дела. Это буквально энциклопедия средневекового искусства.

Ларец Ядвиги Ягеллонки

Германия, Нюрнберг, 1533 г. Клейма: Нюрнберга; выгравирован год 1533. Серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, эмаль; литье, чеканка. Происхождение: в xviii в. Находился в Зимнем дворце, с середины XIX в. — в Галерее драгоценностей Эрмитажа. Фото: Сергей Соловьев/Государственный Эрмитаж, 2020

Достойную компанию ему составят вещи в стиле фьюжн, сочетающие элементы разного времени: в том числе удивительная подвеска в форме готического пинакля 1900 года и портсигар 1947 года, украшенный рубинами, сапфирами и изумрудами.

Cartier, Париж, специальный заказ, 1936 г. Золото, позолоченное серебро; серый нефрит; бриллианты огранки «роза»; рубины, изумруды, цветные камни, жемчуг. Провенанс: Дейзи Феллоуз, дочь герцога Жана Деказа и Изабель Зингер. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Cartier, Лондон, 1947 г. Золото; сапфиры одинарной огранки и калиброванные, два сапфировых кабошона. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Cartier, Париж, около 1860 г. Золотая чеканная и полированная оправа камеи. Фото: Vincent Wulveryck, Collection Cartier © Cartier

Отреставрированный фельдмаршальский жезл Александра II, созданный известным петербургским ювелиром Юлиусом Кейбелем.

Россия, Санкт-Петербург. Мастерская Юлиуса Кейбеля, 1878–1879 гг. Клейма: Keibel, 72-я пробаЗолото, серебро; изумруды, бриллианты, алмазы-розы; эмаль; золочение, чеканка, гравировка.Передан в коллекцию Эрмитажа президентом России В.В. Путиным во время официального визита в октябре 2018 г.. Фото: Сергей Соловьев/Государственный Эрмитаж, 2020

Монаршее украшение будут сопровождать предметы, рассказывающие о военных триумфах. В их числе портсигар из розового и желтого золота и пудреница с бриллиантами, украшенные эмалями и орлами.

Футляр для драгоценных камней

Cartier, Нью-Йорк, 1932 г. Полированное и чеканное золото. На крышке изображен герб Российской империи. Продан мистеру Линкольну Элсуорту. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Cartier, Париж, 1911 г.Золото, серебро; полупрозрачная опаловая розовая эмаль по гильошированному фону, белая эмаль; бриллианты огранки «роза». В центре — герб Российской империи. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Cartier, Париж, 1912 г. Розовое и желтое золото; сапфировый кабошон на кнопке. В центре — герб Российской империи. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Орден Почетного Легиона

Cartier, Париж, 1920 г. Золото, платина; бриллианты огранки «роза»; зеленая и синяя эмаль. Фото: Nick Welsh, Cartier Collection © Cartier

Кабинетец работы немецкого мастера Геверса с часами с указателями дня и ночи, изготовленный в начале XVIII века, попал в Эрмитаж из дворца Строгановых. Посетители выставки будут первыми, кто увидит эту уникальную вещь после реставрации.

Кабинет с часами

Германия, Аугсбург, 1700–1705 гг. Клейма: Аугсбурга, мастера Иоганна Валентина Геверса. Дерево, серебро, черепаховый панцирь, слоновая кость, бронза, металлические сплавы; литье, резьба, чеканка, раскраска, масляная живопись. Поступил в 1925 г. Из собрания графов Строгановых. Фото: Александр Кокшаров/Государственный Эрмитаж, 2021

Рядом на выставке расположатся декоративные часы, часы с рамкой для фотографий, купленные королевой Александрой, женой Эдварда VII, парюра с гребнем, украшенная аметистами, и другие прекрасные произведения.

Cartier, Париж, около 1850 г. Золото; аметисты овальной и грушевидной формы. Фото: Vincent Wulveryck, Collection Cartier © Cartier

Настольные часы с термометром

Cartier, Париж, 1908 г. Платина, золото, серебро, позолота; бриллианты огранки «роза»; полупрозрачная розово-лиловая эмаль по гильошированному фону проданы королю Португалии. Фото: Nick Welsh, Cartier Collection © Cartier

Настольные часы с рамкой для фотографии

Cartier, Париж, 1907 г. Розовое золото, серебро; полупрозрачная розово-лиловая эмаль по гильошированному фону, бело-синяя эмаль; бриллианты огранки «роза», кабошоны из лунного камня фотография королевы Англии Александры. Проданы королеве Александре, супруге короля Англии Эдуарда VII. Фото: Nils Herrmann, Collection Cartier © Cartier

Каждая из пяти глав выставки рассказывает о том, как ювелиры Cartier смогли сберечь мастерство прошлых веков. Это огромный источник вдохновения и для профессионалов — художников и архитекторов, и просто радость для зрителей, которые могут познакомиться ближе с историей Дома.

Ювелир королей и король ювелиров

Свадебная тиара Ирины Юсуповой
1911. Выполнена из резного горного хрусталя и бриллиантов. Бриллиант в центре весит 3.66 карат. Продана княгине Юсуповой
Фото: Archives Cartier Paris © Cartier

Дом Cartier был основан в 1847 году, и за 20 лет слава о мастерах-ювелирах распространилась далеко за пределы Франции и достигла России. Первым покупателем еще в 1860-м году стал коллекционер Петр Салтыков, а с начала века великие князья сделали бутик на Рю де ла Пэ самым модным русским местом в Париже.

Первый визит Пьера Cartier в Россию (1904-1905)

Фото: Cartier Archives © Cartier

Свидетельство от императора Николая II об официальном назначении Cartier поставщиком императорского двора, 1907
Фото: Cartier Archives © Cartier

Рисунок Бруно Монар бутика Cartier в С. Петербурге

В 1907 году вдовствующая императрица Мария Федоровна, возвращаясь со своего традиционного отдыха в Биаррице, проезжала через Париж. Там она посетила бутик Cartier на Рю де ла Пэ, купила несколько безделушек, а по приезде в Россию рассказала о своем визите Николаю II и Александре Федоровне. Скоро Cartier получили царскую аудиенцию. Императорская чета выбрала для себя одну-единственную булавку, но для Cartier эта покупка оказалась решающей. В том же году марка получила статус официального поставщика двора.

Портрет Марии Павловны в жемчужном колье-ошейнике, созданном Cartier в 1900 году

© Collection C. Boulay

Браслет Romanov
Платина, один цейлонский сапфир формы ‘кушон’ огранки ‘роза’ весом 197,80 карат, бриллианты, резной горный хрусталь. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Фоторамка
Cartier Париж, примерно 1910. Золото, серебро, нефрит, белая эмаль. Портрет Марии Павловны, жены великого князя Владимира Александровича. Cartier Collection Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

После 1907 года имя Cartier в полной мере стало синонимом императорской роскоши. Дом начал регулярно показываться Санкт-Петербурге, участвуя в выставках-продажах в Гранд Отеле Европа. Картье завоевал сердца самых известных и влиятельных русских клиентов на первой же из них: каждому из 562 гостей было послано личное приглашение со специальным курьером, каждому продемонстрировали, что он самый желанный гость французских ювелиров.

Не удивительно, что «посмотреть Cartier» на Пасху или Рождество стало у аристократов хорошим тоном. Во время этих визитов заводились полезные знакомства, обсуждались важные политические новости. Дружбой с Cartier дорожили, ею гордились.

В 1908 году постоянная покупательница великая княгиня Мария Павловна предложила Луи Картье помещение на Дворцовой набережной 28, рядом со своим Владимирским дворцом. И долгое время на стенах здания по адресу Дворцовая набережная, 28, красовалась такая же табличка, как на Рю де ла Пэ в Париже.

Булавка для вуали
Платина, круглые бриллианты старой огранки, алмазы огранки роза, натуральный жемчуг. Закрепка millegrain (фаден гризантная). Булавка была приобретена князем Феликсом Юсуповым для своей жены княгини Зинаиды Юсуповой
Cartier Париж, 1913 год. Фото: Vincent Wulveryck, Collection Cartier © Cartier

Князь Юсупов и княгиня Ирина Александровна, племянница императора Николая II

Свадьба пары состоялась в 1914 году. После революции 1917 года князь Юсупов обратился в Дом Cartier, который помог ему в продаже семейных драгоценностей, среди которых также был знаменитый бриллиант Tete de Bélier (Голова барана). Розовый бриллиант весом 17.27 карат изображен здесь в оправе кольца, которое было в последствии приобретено Дэйзи Феллоу в 1927 году. Фото: Jean-Marie del Moral © Cartier

Кокошник, Русские сезоны и Cartier

Французский Дом не только сам оказывал влияние на русскую культуру: вклад России в развитие марки оказался не менее значимым. С начала ХХ века русский след присутствует в стиле, дизайне, цвете и технике Cartier. И это привлекает не только любимых русских клиентов, но и европейских, которых находят в русских национальных мотивах модную в те годы эстетику.

«Русскостью» обогащаются палитра, формы и материалы и даже словарь ювелиров. Так, на рубеже веков в книгах Cartier появляется название «kokochnik». Украшение традиционного праздничного женского костюма становится частью многих коллекций Cartier, но изобретательные мастера не просто копируют форму, но, используя возможности платины, создают на ее основе принципиально новое украшение: более легкое, воздушное, почти прозрачное.

Портсигар
Золото, серебро.Полупрозрачная синяя эмаль на гильошированной поверхности, белая и зеленая эмаль, бриллианты огранки роза. Cartier Париж, 1907. Cartier Collection. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Тиара ‘Кокошник’
Платина, бриллианты, натуральный жемчуг. Cartier Париж, 1908. Cartier Collection. Фото: Vincent Wulveryck, Cartier Collection © Cartier

Программка седьмого сезона Ballets Russes в 1912 году с изображением афиши Клода Дебюсси к балету ‘Послеполуденный отдых фавна’ с Вацловом Нижинским в главной роли
© Bibliotheque des Arts Decoratifs, Paris, France Archives Charmet/Bridgeman Images

Парфюмерный флакон
Cartier Париж, 1907. Позолота серебра, авантюрин, сапфировые кабошоны, прозрачная синяя эмаль на гильошированной поверхности, белая эмаль. Cartier Collection. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Декоративные фигурки животных работы русского мастера Карла Фаберже вдохновляют ювелиров Cartier обратиться к анималистическим мотивам.

Горячая, или гильошированная, эмаль также вошла в обиход французских мастеров не без влияния Фаберже, который активно использовал ее в своих работах. Но, конечно, Cartier никогда никого не копировали, а преображали технику. Наряду с характерными для русского мастера яркими цветами, в палитре эмалей появляются более нежные бархатистые оттенки: розовый, лиловый, золотисто-желтый, светло-зеленый.

Значимое влияние на стиль Cartier оказали балеты «Русских сезонов». Во многом благодаря им, складывается стиль ар-деко, в котором мастера Дома нашли источники для нового развития, а затем надолго стали лидерами направления в ювелирном искусстве. Стоило дождаться выпуска балета «Шахерезада», чтобы открыть то идеально «павлинье» сочетание синего с зеленым, о котором мечтал еще Луи Картье. А затем уже смело миксовать фиолетовый и пурпурный с ярко-зеленым, красный с черным, свободно обращаясь с типично крупными формами ар-деко и его геометричным декором.

Источники:

https://dedpodaril.com/serebro/info/serebryanyy-portsigar.html
https://www.belpressa.ru/society/drugoe/32197.html
https://dedantikvar.com/interesnoe/obzor-portsigarov-vremen-sssr
https://www.sobaka.ru/entertainment/art/123540

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *