Рисунок утюгом в технике энкаустика

Мастер-класс «Рисование утюгом. Техника рисования Энкаустика. Мастер-класс Что такое энкаустика

Мастер-класс с пошаговым фото. Рисунок в технике энкаустика.

Этапы работы:
Для работы необходимо подготовить рабочую поверхность под картон,чтобы не запачкать вокруг расплавленным воском и необходимый материал.Стелим материал в два слоя,затем газеты,ну а на газеты кладём картон.

Регулятор температуры ставим на «шёлк»или «шерсть».Есть утюги с точками.Ставим между одной и двумя точками.

В энкаустике существует пять основных приёмов работы с утюгом.
Первый приём-это разглаживание
Наносим на подошву утюга определённый цвет восковым мелком

Гладим картон с одной стороны края до другого не останавливаясь.Нарисовали небо.

Вытираем остатки мелков с подошвы утюга бумажными салфетками.

Снова наносим восковые мелки на подошву утюга

Проглаживаем нижнюю часть картона.Нарисовали землю.

Получился основной фон работы.Меняем подложку из газет на чистую.

Второй приём рисования — оттиск.
Утюг прикладываем к работе,а потом резко приподнимаем.Получились прожилки.

Оттиск можно выполнить следующим образом:на кончике утюга расплавляем восковой мелок нужного цвета.Затем утюг прикладываем к работе и резко поднимаем- получается кустик.

Третий приём- работа ребром утюга.
Утюг ставим ребром на работу с готовым фоном и ведём вверх.Так получаются белые
линии(трава,кусты)

На этом фото хорошо видны приёмы оттиск кончиком утюга и ребром.

Четвёртый приём- рисование носиком утюга
С помощью этого приёма можно рисовать мелкие детали(цветы,птицы)

На носик утюга восковым мелком ставим точку и переносим на рисунок.Из точки рисуем галочку- птица.

Пятый приём- рисование подошвой вверх.
Сверху на утюг кладём работу,когда картон нагреется можно рисовать детали восковыми мелками.

Нафото хорошо видно этот приём рисования(тёмные цветы вдалеке,жёлтые цветы,в верхнем правом углу- птица)

Готовый рисунок натираем мягкой тряпочкой или бумажной салфеткой до блеска.
Рисунок станет ярким.

Спасибо за внимание!

А вы знали, что утюгом можно не только гладить белье?

Сегодня мы представляем урок по энкаустике, с помощью которого вы научитесь рисовать потрясающие картины своими руками.

Энкаустика довольно таки новое направление в искусстве. Проще говоря, энкаустика — это рисование утюгом и восковыми карандашами . Техника рисования достаточно проста и может быть под силу даже школьнику. Для того, чтобы создать настоящий шедевр, нужно всего лишь вооружиться обычным утюгом без функции отпаривания, то есть с плоской подошвой (без дырочек), восковыми карандашами (их свободно можно приобрести в любом магазине канцелярских товаров), глянцевым картоном, который тоже можно купить в магазине.

Картины, нарисованные в данном стиле, могут быть прекрасным подарком или сувениром . Их можно подарить своим родственникам, друзьям, знакомым или украсить ими стены вашего дома. Кроме того, рисование утюгом хорошо снимает нервное напряжение. Даже если Вы не умеете рисовать красками, работы, нарисованные с помощью утюга, у Вас всегда получатся яркими и красочными. Небольшое примечание, картины в стиле энкаустика нужно рисовать сверху вниз.

Итак, для того чтобы начать творческую работу нам понадобится:

1. восковые карандаши , глянцевый картон .

2. утюг без функции отпаривания, то есть с ровной плоской подошвой.

3. старые журналы или газета для подложки. Это делается для того, чтобы не испортить поверхность стола;
4. бумажные салфетки . Они понадобятся для снятия лишнего воска с подошвы утюга.

Ну, вот, пожалуй, и все. Теперь можно приступить непосредственно к рисованию.

1. Для начала застилаем рабочую поверхность газетой или старыми журналами.

Затем разогреваем утюг. Температура поверхности должна быть такой, чтобы восковые карандаши свободно плавились, но не растекались.

2. Для того, чтобы нарисовать небо, мы берем карандаш светло синего цвета и смешиваем его с белым.

3. Плавным движением проводим по верхней части листа.

4. На кончик подошвы утюга наносим серый цвет.

Плавным движением двигаем утюг сначала вверх, потом вниз, тем самым получая горы.

5. На край подошвы утюга наносим коричневый карандаш и аналогично небу рисуем земляную поверхность.

6. Затем тем же способом, используя зеленый и желтый цвета, рисуем поля.

7. На край подошвы наносим зеленый цвет более темного оттенка и делаем оттиски на листе.

Тем самым получаем некую растительность, которая растет на берегу озера.
8. С помощью синего цвета рисуем непосредственно озеро, применяя ту же технологию плавного скольжения по листу.

9. Ниже аналогичным образом зеленым цветом рисуем второй берег озера.

10. Затем кончиком утюга начитаем рисовать траву, деревья, кустарники и другие элементы, которые вам подсказывает ваша фантазия.

Картины нарисованные утюгом. не пробовали так рисовать? Мастер- класс.

Чем бы таким творческим заняться? Этот вопрос для кого-то остается риторическим. Ну и находятся те, кто не побоялся «белого листа» бумаги, а взял в руки утюг, мелки и свечку и начал рисовать.

И таким поступком отважные «сумасшедшие» вовсе не изобрели ничего нового — техника живописи, в которой главным связующим элементом становится воск, была известна предкам-египтянам как энкаустика или искусство выжигания. Одни из самых известных образцов этой техники — «погребальные фаюмские портреты» и раннехристианские иконы.

Делать роспись горячим воском на самом деле не сложно, особенно после того, как технический прогресс «подарил» миру утюг. Однако поучиться все равно есть чему. В основном творческому порыву и смелости, желанию самовыразиться и творчески «оформить» свою жизнь.

материал kulturmultur.com
Материалы все вам известны, и найти их не составит труда:цветные восковые мелки или масляная пастель, восковая свечка, белый картон с глянцевой поверхностью, утюг (тот, который не очень жалко), салфетки обыкновенные, бумажные


Рисовать мы будем пейзаж на небольшом, формата А5 картоне, чтобы получилась открытка. Мало ли поводов ее подарить?

Этапов всего два: нанести мазками мелки на горячий утюг и затем перенести на картон.

Теперь подробнее и со всеми тонкостями.

Для начала разогреваем утюг, но не до максимальной температуры. Обычно на утюгах есть такие отметины, как две точки, или надпись Wool. Вот примерно на них и ориентируемся.

Первым делом мы нарисуем небо, однако в природе оно у нас прозрачнее, чем цвета мелков. Чтобы добиться «небесного эффекта», прежде чем нанести мелки на поверхность утюга, мы как бы «протрем» ее восковой свечкой.

Затем самый ответственный момент перенесения красок на картон. Делаем это так: «проглаживаем» лист в том месте, где у нас должно быть небо, с одного края бумаги до другого одним движением.

Можно немного менять направление в ходе движения утюга, чтобы получить интересные эффекты. Краска буквально тут же высыхает.

Теперь мы «идем» к горе. У нас их будет несколько. Здесь уже можно не смазывать дополнительно утюг воском. Горы должны быть яркими, если захотите, конечно. Наносим красками примерную форму горы на утюг. Можно добавлять разных цветов, белые вершины например.

Прикладываем утюг к бумаге и ведем его немного вниз, а затем в сторону и снова вверх, обозначая вторую вершину. Так можно делать неограниченное число раз.

Для того чтобы получить растительность на горах, просто приложим утюг с красками нужного цвета к поверхности и потом аккуратно его уберем. Получается такой вот отпечаток.

Все ненужное можно удалить, протерев «картину» сухой салфеткой.

Для того чтобы нарисовать озеро, лучше предварительно смазать утюг свечкой, как мы это уже делали, и затем нанести все «водные» цвета.

Таким же образом рисуем берег.

На берег опять же добавим растительности.

Для того чтобы не отпечатывался край утюга, прикладывать его лучше на весу, держа картон в руке, так чтобы не вся поверхность соприкасалась с бумагой.

Теперь нарисуем стебли камыша. Для этого смажем мелками край утюга. И прорисуем снизу вверх, начиная с нижнего края утюга.

Энкаустика — это рисование восковыми мелками, растопленными на поверхности горячего утюга. Такое нехитрое приспособление поможет создать удивительные картины, освоить интересное рукоделие.

Что такое энкаустика?

Данное искусство подразумевает создание картин при помощи расплавленного воска различных цветов. Такие работы до сих пор находят на раскопках Древней Греции. Раннехристианские картины и ныне сохраняют свои яркие краски.

Для работы понадобится всего лишь:

  • бумага;
  • утюг;
  • восковой карандаш.

Рисование воском: необходимое оборудование и материалы для энкаустики

Изображать можно всё что угодно. Если вы начинающий художник, тогда вам будут под силу абстрактные картины. Если вы имеете опыт в создании полотен, тогда сможете изобразить чёткие пейзажи.

Главный материал, который требуется в работе, это художественный воск с цветными пигментами. Он продается в специализированных художественных магазинах. Если нет возможности приобрести такой воск, тогда используйте мелки для рисования и восковые карандаши. Их можно приобрести в магазине канцтоваров.

Также вам потребуется:

  • глянцевый плотный картон;
  • мягкая тряпочка для полирования;
  • подкладка на рабочий стол, чтобы он в процессе работы оставался чистым.

Если такой возможности нет, тогда используйте обычный бытовой утюг, но он должен быть небольшого размера, иметь подошву без отверстий и регулятор температуры.

Вам потребуются туалетная бумага и салфетки либо тряпочка, этими материалами нужно очищать подошву утюга, чтобы поменять цвет воска на новый.

Если у вас имеется фен, в котором можно регулировать температуру, тогда можно применять его. Тогда в качестве материалов используйте восковые карандаши.

Если энкаустика станет вашим постоянным хобби или даже источником дохода, тогда нужно будет купить специальный нагревательный стержень который имеет название каусария. Он поможет изображать небольшие детали и витиеватые узоры.

Энкаустика для начинающих

Тем, кто только решил освоить эту интересную технику, будет полезно узнать, какие можно использовать приемы при работе, это:

  • разглаживание;
  • работа ребром;
  • оттиск;
  • работа носом.

Когда материал приобретет такую консистенцию, нужно будет провести утюгом по поверхности бумаги, но сильно не нажимая на неё, чтобы не сжечь. На листе должен будет остаться след желаемой формы.

Работа ребром позволяет создавать различные полоски. Такой прием используется для того, чтобы рисовать траву, цветы. Сначала нужно действовать так же, как в случае, когда вы наносили оттиск в технике разглаживания. Теперь поставьте на этот рисунок утюг ребром, чтобы получить полоску нужной длины. Излишки воска уберите при помощи мягкой тряпочки.

Чтобы, используя технику энкаустика, сделать на рисунке прожилки, нужно нанести краску на бумажную основу, а затем положить на неё на несколько секунд подошву утюга. При этом он должен лежать, как влитой, им нельзя ёрзать.

Чтобы создать мелкие детали картины, нужно обмакнуть кончик утюга в расплавленный воск, а затем приложить его к полотну в нужном месте.

Энкаустика — мастер-класс с фото

Теперь, когда вы познали азы этого искусства, пора переходить к практическому занятию. Оно будет лёгким, под силу начинающим.

  • восковые карандаши;
  • белый лист плотного картона;
  • клей;
  • фен, в котором можно регулировать температуру.

Карандаши должны быть одинакового размера, если какие-то из них длиннее, подрежьте их с обратной от стержня стороны, чтобы сравнять с другими.

Намажьте верхнюю часть листа клеем, прикрепите сюда восковые заготовки плотно друг к другу острием вниз. Когда клей высохнет, поднесите фен к кончикам восковых карандашей, включив его на самую сильную мощность. При этом заготовки должны будут начать плавиться, и воск будет постепенно стекать вниз.

Если вам нужны строгие вертикальные линии, тогда держите лист картона в привычном положении. Если вы хотите добиться интересных спецэффектов, тогда поворачивайте его из стороны в стороную.

Если вы удовлетворены получившимся результатом, то положите работу на горизонтальную поверхность и дождитесь застывания своего шедевра.

Такой арт-объект украсит жилище или станет необычным подарком на Новый год или к другому празднику.

Следующий мастер-класс позволит создать красивую абстрактную картину.

Для осуществления задуманного потребуются:

  • плотная бумага;
  • маленький утюжок без дырочек на подошве;
  • восковые карандаши;
  • бумага, которой можно застелить рабочую поверхность.

Теперь поднесите утюжок к бумажному листу и начинайте продвигать его горизонтально в одну и в другую сторону. Старайтесь, чтобы при этом цветные полосы как можно меньше пересекали друг друга и смешивались друг с другом.

Как вы поняли, был применён принцип разглаживания. Теперь нужно использовать метод оттиска. Для этого прижимайте утюг к поверхности, чтобы оставлять на ней неравномерные отпечатки. Вы можете на каждом сделать ещё несколько оттисков, чтобы добиться интересного эффекта.

Подождите, пока картина в технике энкаустика немного остынет и примерно через минуту отполируйте ее поверхность мягкой тряпочкой.

Неискушенный зрители вряд ли поймет, из чего вы сделали данную работу, красивую и очень эффектную. После того, как вы потренируйтесь на простых образцах, можете переходить к более сложным.

Энкаустика — мастер-класс для опытных

Если у вас есть все необходимые инструменты, тогда работа не должна показаться слишком сложной даже мастерам с небольшим опытом. Вот что вам потребуется:

  • варочная поверхность;
  • утюг;
  • бумага;
  • поролон;
  • ткань.

Чтобы нарисовать пейзаж, возьмите восковой мелок или карандаш синего цвета и начинайте растушевывать его в верхней части листа. Так как картонная основа будет нагретой, сделать это будет несложно.

Далее рисуются горы. Для этого положите мелок коричневого цвета на подошву утюга, переверните инструмент, нагрейте его.

Затем приложите утюжок к поверхности листа, изображайте остроконечные вершины и систему гор, используя некоторые приемы энкаустики.

Если нужно растушевать краску, примените для этого кусочек ткани или губку. Чтобы горы окружала зелень, изобразите ее при помощи мелка такого цвета. Нарисуйте другие элементы картины, после чего можно окантовать её в рамку.

Техника рисования воском на бумаге

Техника энкаустика позволяет получать очень красивые пейзажи. В этом вы сейчас убедитесь. Посмотрите, какие чудесные картины создают мастерицы.

  • утюжок для энкаустики или обычный дорожный небольшого размера без отверстий;
  • глянцевый картон, подойдёт толстая фотобумага для принтеров, на которой печатают фотографии;
  • цветные мелки;
  • салфетки;
  • мягкая тряпочка.

Когда они станут мягкими, можно их использовать, но не дожидаясь, пока воск начнёт стекать с поверхности утюга вниз.

Приложите расплавленный воск к глянцевому картону, проведите движением слева направо. При этом утюгом делайте небольшой полукруг.

Осторожно, чтобы не обжечься, сотрите с поверхности утюга воск салфетками и положите сюда мелки другого цвета. Когда они расплавятся, поставьте утюжок на правую часть листа и проведите налево, затем в обратную сторону и еще раз налево.

Теперь нужно убрать салфеткой этот воск с утюга и расплавить на нём коричневый. Подготовленным раствором делайте так называемые отлипы. При этом нужно прикладывать утюг к бумаге и быстро поднимать его. Так делают несколько раз.

Осталось обозначить мелкие детали. Для этого используются перечисленные ранее приемы. Проведите ребром, а затем кончиком утюга по рисунку, чтобы изобразить кустик.

Посмотрите, какая красота получилась. Так как картина выполнена восковыми красками, она будет очаровательно блестеть.

Техника энкаустика хорошо ещё тем, что можно придумывать сюжет для картины прямо на ходу. Делая несколько движений утюгом, расположив воск в произвольном порядке, вы можете обнаружить, что нарисовали незадуманное ранее.

Мастерица из следующего мастер-класса именно так изобразила птицу на своём шедевре. Но обо всём по порядку.

Сначала она взяла:

  • термостойкий глянцевый картон;
  • немецкие и российские восковые мелки;
  • утюжок;
  • полотенце;
  • салфетку.

Теперь надо положить белые и синие мелки на теплый утюг, начать рисовать ими.

Поверните лист картона и покройте его воском при помощи утюга с другой стороны. Теперь нужно нарисовать рёбрами утюга облака.

Если это требуется, иногда вытирайте подошву своего инструмента салфеткой. Но если вы используете одни и те же цвета, тогда можно этого не делать.

Приглядевшись, мастерица увидела, что на полотне появилась птица, правда, немного странная. Было решено дорисовать ей перья кончиком утюга.

Можно сделать корректировку, используя зубочистку или остроносую деревянную шпажку. При помощи неё вы уберите лишнее, что-то дорисуете, что-то почистите.

Теперь нужно сделать оттиски, чтобы изобразить траву, кустики. Для этого на утюг положите зеленый и коричневый мелок, прикладывайте их к нужной части рисунка.

Кроны деревьев изображают так. Нанесите немного коричневого или зелёного воска на носик утюга и рисуйте эту деталь картины этой частью инструмента.

Применяя технику оттиска, нарисуйте на стволе и ветках листики, а шпажкой нанесите корректировку.

Первая птица героине не понравилась, поэтому она нарисовала на этом месте крону дерева. Но затем решила нарисовать чайку белого цвета. Для этого нужно пропоцарапать контур птички острием деревянной палочки. Окуните его в расплавленный воск и дорисуйте детали.

Останется отполировать шедевр мягкой салфеткой и можно вешать картину или подарить ее к любому празднику.

Как рисовать утюгом — техника для начинающих

Следующий мастер-класс позволит создать картину в красно-жёлтых тонах с темными вкраплениями.

  • глянцевый картон формата А5;
  • восковые детские мелки;
  • утюг без отверстий на подошве с терморегулятором, который предназначен для сухой глажки.

Температура утюга должна быть минимальной, поэтому поставьте терморегулятор в положение разглаживания шерсти или шелка. Расположите мелки на подошве этого инструмента так, чтобы желтый оказался внизу, оранжевый под ним, красный ещё ниже, дальше идет темно-розовый и бордовый.

Нарисуйте этой цветной радугой яркое небо, применяя прием разглаживания. Для этого просто водите утюгом по поверхности бумаги так, будто вы гладите справа налево и наоборот.

Вытрите салфеткой излишки воска на тёплой поверхности утюга и положите сюда мелки другого окраса. Какие, видно на следующей фотографии.

Также нужно прогладить лист по горизонтали движениями туда-сюда. Таким образом вы сделаете основной фон.

Чтобы рисовать утюгом далее, нужно на его кончике растворить мелок чёрного цвета. Используйте эту часть рабочей поверхности утюга, делая его кончиком оттиск на бумаге.

Далее, при помощи этой техники произведите оттиски внизу листа и создайте сказочную растительность.

Чтобы рисовать воском далее, используйте боковые стороны утюга. Ставьте его на ребро на нанесенный фон, чтобы получились вертикальные линии, например, трава.

После того, как вы сделали оттиск черным воском, на кончике утюге у вас останется определенный рисунок. Не вытирайте это покрытие, делайте отпечатки далее, получится эффектный результат.

Такая энкаустика подойдёт и для начинающих, так как не требует особых навыков.

Теперь рисуйте кончиком утюга, для этого носиком утюга нужно подцепить немножко воска и водить им на рисунке, создавая здесь черные цветы и листочки.

Посмотрите, как рисовать воском птиц. Для этого поставьте на нужной части картины кончиком утюга точку. Затем ребрами нарисуйте по два крыла для каждой птицы.

Заключительный аккорд — полирование изображения мягкой тряпочкой. Оно получится лучезарным и блестящим.

Когда вы потренируетесь на таких работах, то сможете создавать в данной технике шедевры с более мелкими чертами.

  • черный картон;
  • белый маркер;
  • восковые мелки;
  • утюжок;
  • мягкую тряпочку.

Держите утюг в правой руке, а в левую возьмите зелёный мелок. Прислоните его кончик к утюгу, чтобы воск слегка оплавился.

Если вы лучше владеете левой рукой, тогда держите инструмент и мелок так, как удобно именно вам.

Начинайте заполнять сначала одну половину листа, двигая утюг вверх и вниз. Не отрывайте его от картона, чтобы получился сплошной слой. Теперь точно так же заполните вторую половину листа.

Возьмите розовый мелок, расплавьте его на кончике утюга и начинайте воссоздавать розовый лепесток.

Таким же образом выполните все элементы цветка. Те лепестки, которые находятся ближе к зрителю, нужно заполнять последними, чтобы создать объём.

Нанесите на кончик утюга коричневой краски и сделайте веточку. Из жёлтой и коричневой сформируйте тычинки.

Чтобы цветок выглядел более реалистичным, нужно слегка поцарапать специальным инструментом от сердцевины к началу лепестков. Для этого можно использовать заостренную деревянную палочку.

При помощи этого же приспособления вы можете сцарапать воск там, где он не нужен, чтобы сделать контуры лепестков и цветков более ровными.

Если элементы картины уже застыли, можно положить полотно на нагревательную поверхность, чтобы воск слегка размягчился и убрать лишнее или нарисовать прожилки на листах. После финальной шлифовки картины мягкой тряпочкой можно с гордостью полюбоваться итогом работы.

Да, если постараться, то и утюг станет инструментом талантливого художника.

Представленные работы больше по силам взрослым, и маленьким детям нельзя давать для работы даже тёплые утюги. Поэтому ознакомьтесь с разновидностью данной техники, которой с удовольствием занимаются малыши.

Техника энкаустика для детей

Предложите ребятам заняться энкаустикой в стиле пуантилизма. Следующий мастер-класс поможет вам освоить это рукоделие самим и научить ему детей.

На листе бумаги нужно нарисовать простым карандашом очертания будущего шедевра. Например, это петушок.

Чтобы вы смогли изобразить его, предлагаем приложить лист бумаги к представленному шаблону и просто перерисовать.

Так как энкаустика всё равно подразумевает нагревание воска, поэтому находитесь вместе с ребенком во время занятия. Поместите свечу в удобную емкость, зажгите ее. Пусть ребёнок держит восковой мелок над пламенем свечи, пока не образуется капля. После чего ее нужно быстро перенести на определённый участок рисунка.

Работа требует терпения, аккуратности, но зато результат получится изумительным. Такая объемная картина станет предметом гордости родителей за своего ребёнка.

Если дети совсем маленькие, тогда не нужно показывать им методику сотворения картины горящей свечой, а лучше научить их тому, как можно создавать шедевры в технике пуантилизма, используя безопасный для них холодный метод.

Зимние рисунки придутся сейчас как нельзя кстати. Чтобы сделать их, дайте детям:

  • листы черного картона;
  • ватные палочки;
  • краски.

Взрослые или ребятишки старшего возраста могут использовать белые восковые карандаши, нагревая которые, создадут работы, освоив тем самым искусство энкаустики.

Чтобы закрепить изученный материал, посмотрите видеосюжет, который поможет начинающим и детям старшего возраста еще лучше освоить рисование горячим воском.

Если вы уже достаточно потренировались, тогда попытайтесь создать живописный пейзаж вместе с автором следующего видео.

Искусство живописи расплавленным воском называется энкаустика. Горячий воск начал применяться с давних времен для реставрации икон. Раньше ее техника была доступна только монахам, но некоторое время назад она приобрела повсеместную популярность из-за распространения цветного воска в бытовой химии. Современный цветной воск позволяет создавать картины очень насыщенного и яркого цвета. В домашних условиях подобная живопись делается с помощью утюга. Во время работы с современными утюгами, у которых есть отверстия на подошве, воск затекает внутрь прибора и при следующей глажке портит ткань. Поэтому для живописи воском следует приобрести самый простой дешевый утюг, который вы не будете применять для глажки обычных вещей. Лучше всего если это будет старый советский утюг с чугунной подошвой. Сейчас его можно найти примерно за 1500 рублей. Если вы будете использовать современный утюг с переключателем режимов, поставьте «шелк» или «шерсть».

Для получения цветного воска обычно растапливают детские цветные карандаши прямо в процессе, намазывая их руками на сильно раскаленную подошву утюга. Выбирайте нетоксичные карандаши с насыщенной цветовой гаммой. Чем более мягкий на ощупь карандаш, тем более вероятность того, что он нормально расплавится. Можно приобрести и специальный воск для живописи. Это обойдется дороже и его палитра не так насыщенна, но он лучше ложится на бумагу.

Обычные альбомные листы не выдержат напряжение от горячего воска и деформируются. Для рисования понадобится более плотная бумага, лучше всего подходит картон с глянцевой поверхностью. Изображение создается с помощью нанесения фигурных отпечатков на расплавленный воск. Мелкие детали вроде прожилок листьев или крыльев стрекоз можно процарапывать карандашом или дорисовать в конце традиционным способом. Существует специальный инструмент для восковой живописи под названием каутерий. Это ручка с нагревающимся наконечником, которая проводит тонкую линию и одновременно плавит воск под ней.

Несколько приемов рисования

Разглаживание. Этот прием похож на обычное гладящее действие утюгом и служит для создания фона картины. Обычно фоном является живописная река или небо, занимающее половину листа. Включите утюг на минимальную температуру и держите его подошвой вверх. Поднесите к подошве карандаши и начните рисовать на ней, закрашивая поверхность утюга. Пока воск не высох, сделайте отпечаток на бумаге.

Оттиск. Приложите утюг к поверхности бумаги и слегка приподнимите его. В пространство между ними направится воздух и на восковой поверхности появятся прожилки.

Работа ребром. Используйте боковую сторону утюга для получения белых линий. Сначала нанесите на бумагу воск с помощью разглаживания. Поставьте утюг так, чтобы ребро скользило по воску. Так создаются линии травы и деревьев.

Хорошо рисовать в стиле энкаустики довольно сложно для начинающих. Это вид творчества, который состоит из сложных приемов, которым нужно натренироваться. Можно сравнить энкаустику с живописью тушью: научится основам трудно, но зато когда приемы освоены, дело идет как по маслу и сложные картины можно создать в течение получаса.

Как нарисовать утюг


Этот бытовой предмет есть в каждом доме, и его хоть раз в жизни держал в руках любой человек. История возникновения утюга уходит корнями в далекое прошлое, когда хозяйки плиссировали одежду раскаленными прутами или булыжниками. В музеях можно увидеть угольные изделия без шнура. Они были тяжелыми и неуклюжими. Сейчас все знают, как выглядит и как нарисовать утюг. Давайте попробуем вдохнуть жизнь в несколько таких рисунков.

Содержание статьи:

Современный утюг

Перед тем как нарисовать утюг карандашом, да? и перед любым рисунком, человек должен представить себе будущее изображение. Затем нужно мысленно разбить всю работу на этапы и определить последовательность действий. Этот рисунок начнем с верхней части утюга.

Носик изделия будет направлен в правую сторону, поэтому на заднем плане рисуем ручку в виде неровного прямоугольника. Чем ближе фигура, тем шире ее делаем. К себе продолжаем ее и оформляем объемную кнопку, от которой рисуем две полосы (другие кнопки).

Теперь продолжаем изделие вниз. Для этого с середины ручки ведем полосу, на которой находятся кнопки, вниз и немного сгибаем под углом. Конец области должен быть острым. За двумя последними кнопками рисуем еще одну выпуклость, а чуть ниже треугольную маленькую фигуру.

Дорисовываем ручку и переднюю часть утюга: от переднего края вниз делаем полукруг, от заостренного края зоны кнопок отводим вниз линию и загибаем ее в сторону ручки. Заводим эту линию до середины ручки и немного выше рисуем круг (это колесо режимов глажки). От него до изгиба ведем прямую. Теперь соединяем конец с колесиком.

Удлиняем изделие. От задней части ручки следует вывести еще одну ее часть, направив вниз. Соединяем ее и носик одной общей зоной, но нижнюю часть описываем кривой. Аналогично рисуем еще одну такую зону вниз, доходя уже до конца ручки, а в нижней части делаем резкий изгиб внутрь. Последний штрих – тоненькая часть подошвы, которая повторяет все изгибы предыдущей области.

Можно приступать к добавлению оттенков и прорисовывания объемного шнура, который делаем темным. Добавляем тень по краям кнопок и возле колеса режимов, на средней части ручки и в ее изгибе. Закрашиваем темным цветом зону под носиком панели кнопок и колесика. То же самое проделываем с подошвой утюга. Добавляем поверхность стола.

Дешевый вариант утюга

Рассмотрим более простую конструкцию изделия и попробуем разобраться, как нарисовать утюг поэтапно. Начнем с подошвы: рисуем нижнюю часть эллипса, слева добавляем еще один изгиб. Немного правее центра полученной кривой оформляем фигуру, которая напоминает окошко. Еще выше, но немного дальше этой начинаем прямую, направляя ее в правую сторону. Дойдя до края окна, огибаем его вниз и соединяем с эллипсом.

Добавляем аналогичную кривую снизу, которая полностью повторит предыдущую. В окошке рисуем нижнюю поверхность и боковую правую, а посередине располагаем колесо режима. На переднюю часть добавляем зону с одной кнопкой и отверстием для воды. С правой стороны дорисовываем шнур, на конце которого делаем вилку.

Утюг будет розовым, а кнопка – синей с голубым, шнур закрашиваем желтым цветом.

Детский вариант

Пришел черед порадовать маленьких художников, ведь в этой части рассмотрим, как нарисовать утюг ребенку. Начинаем с перевернутой трапеции, сверху которой располагаем узкий и длинный прямоугольник, но поменьше. Теперь охватываем их в фигуру, похожую на шапку гнома, вытягивая кончик в верхний правый угол.

Немного отступив от внешних краев, огибаем эту шапку. Плавно повторяя все изгибы, но кончик делаем не острым, а тупым. Под полученной фигурой рисуем узкий прямоугольник, но его длина будет немного меньше. Под ним делаем два таких же пласта, увеличивая длину каждого.

На передней части добавляем полукруг, и две кнопки разной формы. С тупого кончика оформляем шнур.

Оранжевым зарисовываем кнопки, шнур и колесико. Желтым делаем корпус утюга, а салатовым – полукруг и первый прямоугольник. Два последних пласта будут голубыми.

Старинное изделие

Напоследок рассмотрим, как нарисовать старинный утюг. Он выглядит намного проще своих братьев. Рисуем два концентрических параллелограмма.

С нижней части этих фигур вытягиваем вниз и влево острие в виде лезвия ножа.

Под ним рисуем полосу побольше, которая полностью повторяет его, а под ней — узенькую линию подошвы. На средней полосе добавляем два вертикальных отрезка, а справа вытянутую половинку эллипса. В ручке оформляем колесико, а чуть дальше рисуем прямоугольник.

Ручку с колесом окрашиваем в голубой цвет, не забывая о бликах, а все остальное – в серый, но среднюю полосу делаем чуть темнее.

Техники росписи ткани

Стены, обтянутые тканью, двери и окна, имитирующие раздвижные японские перегородки «фусума», помогут придать обыкновенной городской квартире атмосферу страны восходящего солнца.

Занавеси с легким набивным рисунком, лоскутное покрывало, подушки, половички и большие абажуры напомнят о теплых летних днях в загородном доме.

Умело подобранная драпировка стен, обивка мебели тканью разной фактуры и рисунка в гостиной и спальне, разнообразное оформление окон и дверей — все это позволит воссоздать черты античности, ампира, барокко, модерна и других стилей.

Чтобы правильно подобрать ткань для росписи, обязательно надо руководствоваться видом будущего изделия. Для абажуров, люстр в восточном стиле, занавесей подойдет тонкая, полупрозрачная ткань, а постельное белье, покрывала, декоративные подушки, портьеры, обивка мебели и стен требуют более плотного материала.

Огромное значение при выборе краски для росписи имеет исходный цвет материала и то, какое переплетение нитей использовалось при изготовлении ткани: полотняное, саржевое, трикотажное, жаккардовое или парчовое. Прежде чем приступить к работе, проверьте на маленьком пробном лоскуте, как краска впитывается и расплывается на выбранной вами ткани. Так вы сможете подобрать оптимальную технику росписи и рисунок для вашего изделия.

ВАЖНО! Ткань перед работой необходимо выстирать с использованием моющих средств для удаления аппрета (вещества, используемого при окончательной отделке тканей на фабриках). Это необходимо для лучшего прокрашивания ткани. Предварительно замачивать ткань со стиральным порошком не следует, так как он, как правило, имеет отбеливающий эффект.

Закрепление ткани на раме

Техники росписи тканиПеред натяжкой ткани оклейте раму скотчем. Затем прикрепите ткань к незакрепленной раме с противоположных сторон Техники росписи тканиЧтобы избежать образования канавок, булавки на противоположных краях ткани следует смещать по отношению друг к другу Техники росписи тканиЗатем раздвиньте раму, натягивая ткань, и закрепите болтами Техники росписи тканиПосле этого прикрепите две оставшиеся стороны ткани

Выбор техники

Техники росписи тканиСухую ткань туго перевязывают веревкой или ниткой. Внутрь узелков можно поместить пуговицы Техники росписи тканиПосле окрашивания получаются стилизованные изображения цветов

Существует множество техник ручной росписи ткани, каждая из которых имеет свою специфику. Если вы впервые решили попробовать себя в этом искусстве, мы рекомендуем начать с наиболее древнего и простого способа. Он имеет много названий: банд-хни, тритик, планки, а наиболее распространенное — узелковая техника. При всей красоте и необычности получаемых эффектов, техника исполнения весьма проста. Перед крашением определенные места на сухой ткани туго перевязывают тонкой веревкой, шнуром, лентой или просто завязывают узлом. При окраске на этих участках сохраняется первоначальный цвет фона. Рисунок зависит от системы завязывания: можно получить круги, окружности, вертикальные или горизонтальные полосы, их сочетания. Ткань может быть перевязана таким образом, что после окрашивания распущенные узелки превращаются в рисунок стилизованного цветка, листа и т. п. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы — пуговицы, камешки или другие фасонные детали, получая в результате окрашивания узор в виде пробелов определенной конфигурации. Ткань полностью погружается в раствор соли или содовой золы, кипятится в нем затем туда же добавляется краска. Дальнейшие операции проводятся по инструкции на упаковке краски. Современные красители позволяют производить окраску ткани в стиральных машинах при температуре 60 С. Затем ткань промывается без развязывания узлов и краска закрепляется. Высушенная ткань может повторно окрашиваться в другой цвет.

ВАЖНО! Окрашивание ведется от более светлых тонов к более темным. Не следует делать более трех цветовых перекрытий. Без знания колористики вы рискуете вместо оригинального изделия получить «нечто» неопределенно-грязного цвета и навсегда потерять желание заниматься этим видом творчества.

Для выполнения следующих техник росписи требуется специальная подготовка ткани, которую необходимо натянуть на раму и перенести на нее рисунок. При этом удобно пользоваться булавками, чтобы не повредить материал.

Мотивом для росписи может послужить любой понравившийся вам рисунок. Его следует сначала перенести на кальку, а затем черными чернилами или тушью — на белую плотную бумагу. Готовый шаблон подкладывают под ткань, натянутую на раму, закрепляют клейкой лентой, затем переводят контуры рисунка на расписываемую поверхность. Если ткань плотная и непрозрачная, под раму подводят лампу и освещают шаблон снизу. В продаже имеются готовые мотивы для рисунков, которые переводятся на ткань проглаживанием утюгом.

ВАЖНО! В любом случае рисунок следует переводить на уже натянутую на раму ткань и после этого снимать ее с рамы нельзя.

Контурная роспись

Техники росписи тканиРисунок лучше прикрепить скотчем, это поможет избежать смещения при его переводе на ткань Техники росписи тканиПри переводе рисунка на ткань с помощью фантомного фломастера можно не опасаться ошибок, линии исчезают при воздействии воды Техники росписи тканиРезервирующий состав нанесите контурным рисовальщиком Техники росписи тканиЗаливку пространства внутри контура краской следует начинать с самых светлых оттенков, а затем переходить к более темным

ВАЖНО! Перед нанесением краски необходимо проверить качество наведения резерва на изнаночной стороне образца, капнув вовнутрь каждой формы воды. Если в каком-либо месте вода пробивает резерв, этот участок образца следует просушить и навести резерв вторично, но уже по изнаночной стороне. После этого снова проверьте качество линии.

В начале линии и на участках, где рука движется медленнее, обычно получаются капли. Чтобы этого избежать, следует как можно более равномерно вести трубочку или наконечник тюбика по ткани, а в начале работы — либо быстро опускать конец трубочки на поверхность, либо начинать нанесение резервирующего состава непосредственно с листа бумаги, предварительно наложенного на рабочую поверхность ткани.

Начинать заливку цветом следует с самых светлых тонов, чтобы легче было перекрыть более темным тоном нежелательный брак. При этом не следует забывать, что участки рисунка необходимо равномерно насыщать краской, чтобы не образовывались разводы и ореолы.

Набойка

Техники росписи тканиПеред тем как нанести оттиск на ткань, сделайте его на бумаге, удалив таким образом со штампа лишнюю краску Набойка выполняется с использованием штампов. Работу необходимо вести на столе с ровной поверхностью. Можно использовать чертежную доску, обтянутую байковым одеялом.

Раму с натянутой тканью положите на стол. Штампик опустите в приготовленную печатную краску, сделайте пробный оттиск на бумаге, удалив при этом лишнюю краску, и только после этого сделайте оттиск на ткани. Операцию повторите несколько раз. После окончания работы штампики надо промыть и просушить.

Свободная роспись

Техники росписи тканиПри работе в технике свободной росписи ткань пропитывают водой для лучшей растекаемости краски Техники росписи тканиНанесите краску свободными мазками толстой кистью Способ свободной росписи, которая производится без применения резервирующего состава, существенным образом отличается от контурного и узелкового, как методом работы, так и внешним видом готового изделия. Эта техника близка к акварельной живописи. Здесь возможны мягкие, живописные переходы тона без резких очертаний формы. роспись выявляет своеобразие авторского почерка и придает изделиям индивидуальность, свойственную ручному труду.

Ткань натяните на раму. Подберите гамму цветов в соответствии с задуманным образом. Обработайте ткань красками в произвольной живописной манере, используя не конкретный изобразительный мотив, а какой-либо ассоциативный образ: осенний, зимний, весенний пейзаж, раннее утро, сумерки, туман и т. п. В соответствии с замыслом необходимо подобрать и гамму цветов. Рисунок наносят на ткань свободными мазками и только окончательная отделка иногда производится с помощью холодного резервирующего состава.

Свободная акварельная роспись

Техники росписи тканиПосле нанесения на ткань акварельного грунта или раствора соли, можно рисовать на ней как на бумаге

Техники росписи ткани

Свободная роспись с использованием кристаллов соли

Еще один способ свободной росписи ткани основан на использовании кристаллов соли или мочевины. Ткань натягивается на раму и обрабатывается жидкими красителями. Затем на еще мокрую ткань, в соответствии с замыслом рисунка, насыпаются кристаллы соли, которые активно притягивают к себе краситель, тем самым утемняя те участки ткани, на которые они наносятся. Получаемый эффект во многом зависит от размера кристаллов. После высыхания на ткани соль удаляется. Эффект, достигаемый с помощью сухой мочевины, подобен солевому. Однако если соль, притягивая к себе краситель, концентрирует его на ткани, то мочевина, наоборот, выбеливает окрашенную ткань. Этот способ очень прост и доступен, а главное — дает широкий простор для экспериментов. Более мягкий эффект можно получить, применяя не сухую мочевину, а ее концентрированный раствор (1 чайная ложка мочевины на 50 мл воды), в который обмакивают кисть и наносят на ткань рисунок в манере точечной или штриховой графики.

Техники росписи тканиКристаллы соли или мочевины наносятся на мокрую поверхность ткани Техники росписи тканиПока работа не высохла, можно корректировать рисунок, затемняя или выбеливая определенные участки специальными средствами Техники росписи тканиДля ускорения процесса высыхания можно воспользоваться феном Техники росписи тканиСоль или мочевину после высыхания ткани смахивают щеточкой или широкой кистью

Способ выдувания красителя на ткань через трубочку

Используя данный способ, можно получать множество разнообразных пестрых фактур. Интересные эффекты дает напыление красителя нескольких цветов. Наносят краску каплей исключительно на сухую ткань, затем через трубочку осторожно раздувают ее на определенные участки ткани. В результате получают интересный эффект, который может быть использован в качестве живописной первоосновы при создании мотива букета или одиночного растения.

Свободная роспись способом аэрографии

Техники росписи тканиПри работе в технике смещения необязательно натягивать ткань на раму, складки и изломы дают в результате дополнительные оригинальные эффекты Техники росписи тканиРазместите трафареты на ткани. После каждого этапа нанесения краски ткань следует просушивать Техники росписи тканиКомпозицию можно украсить, используя трафареты-«маски». Для этого подойдут сухие растения, кружева, пуговицы, бусы Техники росписи тканиСнимать трафареты-«маски» можно только после полного высыхания ткани Аэрография стоит как бы посередине между ручным и машинным способами росписи. В тех случаях, когда необходимо получить ровно окрашенные поверхности, она незаменима. В работе, помимо аэрографов и пульверизаторов, заправляющихся жидкой краской, могут быть использованы всевозможные красители в аэрозольной упаковке. Практика работы с аэрографом имеет множество приемов. Техника смещения основана на набрызгивании красителя путем манипулирования пистолетом-пульверизатором. Струя аэрографа в этом случае работает в руках как кисть, предоставляя возможность получения полутонов и переходов цвета. Техникой распыления получают изображения с мягким, как бы тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение почти безграничного разнообразия цветов и оттенков.

Ткань натяните на раму. Приготовьте гамму красителей из и заправьте краситель в аэрограф. Распылите краску на небольшом участке ткани. Аналогичную операцию повторите с другими красителями, сохраняя небольшие участки уже нанесенного цвета. Аэрографию можно выполнять и по уже окрашенным тканям.

Прокипяченную ткань натяните на раму, окрасьте в какой-либо цвет среднего тона. Образец просушите. Затем последовательно выполните все вышеописанные операции, сократив количество распыляемых цветов до двух. Другие приемы работы с аэрографом строятся на использовании трафаретов и покрывных шаблонов-«масок». Ткань натяните на раму. Приготовьте трафареты несложных геометрических форм.

ВАЖНО! При использовании бумажных или изготовленных из мягкого полимерного материала трафаретов, их необходимо прикрепить к ткани по периметру клейкой лентой, чтобы избежать смещения в процессе работы. Особенно это важно при использовании тампонов, кистей и губки.

Подготовьте гамму красителей. В зависимости от желаемого эффекта разместите трафареты на ткани в определенной последовательности, и закрашивайте свободные участки соответствующим цветом. После каждой операции ткань следует просушивать. Работая таким образом, не всегда удается предвидеть результат, поэтому откорректировать композицию можно на последнем этапе, используя трафареты-«маски». В качестве «масок» используют живые или сухие растения, всевозможные сетки, кружева, годятся также броши, пуговицы, листы обычной бумаги, картона и пр.

Работа с шаблонами дает большой простор для создания сложного рисунка. В аэрографии очень многое зависит от вашего опыта и вкуса. Даже в том случае, когда композиция уже задана художником, ее выполнение требует внимательного отношения и художественного чутья. Результат во многом зависит от искусства манипулирования аэрографом, от умения направить струю распыляемой краски, продолжительности процесса распыления, технических приемов перехода одного тона в другой и т. д. Слабым местом аэрографии является очень неопределенный, расплывчатый контур. Чтобы сделать его более четким, аэрографию иногда совмещают с контурной техникой. То есть сначала наводят контуры рисунка, а затем наносят краску аэрографом. Недостатком метода аэрографии также является возникновение «тумана» разбрызгиваемой краски, что требует от работающего особой предусмотрительности и осторожности. Работа аэрографом, как правило, ведется в специальных защитных масках (респираторах) и в хорошо проветриваемых помещениях.

Роспись ткани «под мрамор» (марблинг)

Техники росписи тканиПри работе в технике «марблинг» рисунок создается на поверхности краски палочкой или иголкой Техники росписи тканиТкань следует положить в ванночку с полученным рисунком всей поверхностью Эта техника очень эффектна и открывает широкие возможности для импровизации. Она может служить как самостоятельным приемом росписи, так и использоваться в сочетании с другими техниками. Особенно интересный эффект можно получить при использовании атласного шелка. Для росписи «под мрамор» необходим специальный компонент THICKENER в виде порошка, который применяют для создания основы рисунка. Состав разводится в соотношении 1 чайная ложка на 1 литр воды. Лучше всего для этого подходит плоская ванночка высотой Работу с полученной гелеообразной массой можно начинать только через час. На состав каплями наносится краска, флакончики с пипеткой обеспечивают удобство в работе. Затем на поверхности палочкой или иголкой создается рисунок. Ткань или бумагу следует положить на полученный рисунок всей плоскостью. Оставить в таком виде на 20 секунд, затем снять и быстро промыть проточной водой. Дать просохнуть, закрепить. Самое интересное, что рисунок можно постоянно обновлять и наносить слоями. Приготовленный состав может использоваться многократно. В качестве декоративной отделки можно использовать любой резервирующий состав, на участках, где он нанесен на ткани остаются непрокрашенные пятна. Техника MARBLING очень интересна и красочна, она позволяет имитировать мраморные разводы и получать оригинальные цветовые решения.

Монотипия и шпаклевочная техника

Техники росписи тканиОсторожно приподнимите ткань с отпечатанным рисунком, следя за тем, чтобы она не сместиласьНе менее интересна и монотипия. Эта техника довольно проста в исполнении и доступна даже для детей. Вам потребуется лист пластика или стекла. На его поверхность свободными мазками наносится краска, она должна быть густой, как паста в тюбике. Затем натянутая на раму ткань плотно прижимается к стеклу. Эту операцию можно повторить несколько раз, до полного использования краски на стекле.

При шпаклевочной технике густая краска наносится непосредственно на ткань, создавая рельефную поверхность.

Фотоэффект

Техники росписи тканиРезультат, полученный способом фотоэффекта, подобен аэрографии, но процесс работы лишен неприятных моментов, связанных с трудностями работы с аэрографом Кроме классических способов ручной росписи тканей, появляющиеся на рынке краски и сопутствующие материалы значительно обогатили практику художественной росписи в получении особо оригинальных декоративных эффектов. Одним из них является и фотоэффект, который основан на определенных качествах краски. На еще не высохшую краску можно положить разнообразные шаблоны. Затем поместить работу под яркий осветительный прибор. При высыхании краска под шаблонами светлеет, придавая изображению некоторую таинственность и туманность.

Используя новые краски и материалы, можно добиться полной схожести готовой работы с аппликацией, вышивкой бисером и стразами.

Роспись по ткани — искусство интересное и увлекательное. Надеемся, что данный материал поможет вам в освоении этого непростого вида творчества.

Редакция благодарит Аллу Николаевну Новикову и Любовь Болычеву, художников по ткани Ирину Бычкову и Елену Васильеву за оказанную помощь в подготовке материала.

Техника холодного батика

Холодный батик – одна из самых популярных техник росписи ткани. Отличительной ее особенностью является использование резерва, которым обводят все элементы композиции. Это ограничивает «растекаемость» краски.

При этом способе росписи ткани используется не расплавленный воск, а специальный состав – так называемый «резерв». Он не требует нагревания, отсюда и название техники.

Роспись ткани

Само слово «батик» в переводе означает «воск». То есть значально под ним подразумевали исключительно горячий вид росписи. Но на сегодняшний день большинство художников называет роспись с помощью резерва «батиком», поэтому такое наименование прижилось в творческой среде.

Появление холодного батика

Его история начинается с появления в Европе горячего батика. Голландские купцы привозили из колонизированной Явы ткани, расписанные с использованием этой техники. И вскоре книга об этом искусстве вызвала большой интерес среди европейцев. Но горячий батик, несомненно, процесс очень трудоемкий, поэтому художники начали искать альтернативные способы облегчения и ускорения процесса росписи.

Техника холодного батика

В начале 20 века эта альтернатива была найдена. Вместо воска можно было использовать резерв. Художники, объединившись в артели, смогли использовать холодный батик на производстве по росписи шелка. В России эта техника стала популярной с 1936 года.

Процесс росписи ткани

Состоит из двух крупных этапов – подготовки и непосредственно работы над росписью.

Подготовительные этапы

На первом этапе внимательно прорабатывается эскиз. Опытные мастера обычно пропускают этот шаг, так как уже умеют работать и без него.

  • Подготовка эскиза.

В качестве принта и узоров часто используют цветы. Такой орнамент легко вписать в любую композиционную схему. Кроме того, особенности техники позволяют делать цветы на ткани детальными и выразительными.

Эскиз советуют выполнять в натуральную величину. По сути это позволяет хорошо набить руку перед росписью на шелке. Так можно обнаружить и исправить ошибки, выстроить процесс работы и максимально точно перенести замысел на полотно.

Подготовка эскиза для холодного батика

  • Требования к эскизу.

Для выполнения техники холодного батика подойдут не все картинки. Важно, чтобы каждый элемент изображения на эскизе имел замкнутые контуры. Это нужно, чтобы цвета не смешивались между собой (только если подобное не замысел художника). Также на эскизе должны соблюдаться законы композиции. Цветовое решение также стоит продумать на первом этапе.

Когда новичок только набирает опыт, лучше ограничить количество мелких деталей. Это риск размазать резерв, сделать рисунок «грязны». Мелкие детали к тому же сложнее обвести резервом, они часто сливаются в одно пятно.

После подготовки эскиза его можно обвести маркером. Так линии будут лучше видны сквозь ткань.

  • Подготовка инструментов и рабочего места.

Подготовленную ткань нужно туго натянуть на подрамник, чтобы при смачивании она не провисала, а краска не перетекала на соседние участки. Некоторые художники натягивают влажную ткань, в этом состоянии она более эластичная.

Для батика используют специальные рамы.

Перед началом работы подготавливают и колер. В красках для батика нет белого цвета, для создания светлых оттенков их разбавляют водой. Полученные цвета проверяют на образце той же плотности, что и основная ткань. Так можно убедиться, соответствует ли интенсивность цвета задуманной.

Специальные инструменты для холодной росписи – непосредственно связанные с резервом. Это может быть стеклянная трубочка и груша, с помощью которой резерв набирают, либо готовая туба с резервом. Как еще один вариант – специальная пластиковая емкость с длинным носиком, которую легко подобрать по фото.

Материалы для техники холодного батика

decor-doma.ru

На носик надевают насадку, чтобы добиться тонкости линий.

Остальные необходимые инструменты те же, что и для свободной росписи.

Работа над росписью

  • Перенос эскиза на ткань.

Эскиз закрепляют на ткани с изнаночной стороны. Прилегать он должен плотно, чтобы все линии могли быть видны. Для этой цели зачастую используют световой стол.

Если резерв темный, то на ткань все линии переносят карандашом. Если прозрачный – исчезающим маркером.

Перенос эскиза на ткань

  • Нанесение резервирующего состава.

Наносится состав по всем линиям, предусмотренным эскизом.

Качество нанесения проверяют чистой водой – смачивают участок предполагаемой росписи. Если вода не покинула границ, резерв нанесен хорошо. Если вода вытекла, то ткань высушивают и линию дублируют.

Если полотно прикреплено на подрамник, краска может перетекать от одного участка к другому. Для предотвращения этого достаточно провести линию резерва по периметру работы, где материал соприкасается с внутренним краем подрамника.

Нанесение резервирующего состава

  • Работа в цвете.
  1. Начинать роспись лучше со светлых участков. Ошибки, сделанные светлыми оттенками, впоследствии можно перекрыть темными.
  2. Если краска преждевременно подсыхает, она образует дефект (затек). Чтобы краска наносилась равномерно, ткань до начала процесса увлажняют.
  3. Смочить материал обязательно и в том случае, если краска наносится с эффектом «омбре» градиентом из нескольких цветов.
  4. От степени увлажненности зависит резкость цветовых переходов. Так Чтобы прописать четкую линию, кисточка с краской и поверхность шелка должны быть практически сухими.
  • Скрытый резерв.

Контур вокруг каждого элемента придает дополнительную «декоративность» холодному батику. Если запланирована более сложная и реалистичная работа, то используется прием «скрытого резерва».

  1. Прозрачный резерв наносится на высохшую расписанную ткань.
  2. После этого внутрь нового контура заливается следующий цвет, темнее фонового.
  3. Затем прозрачным резервом рисуется силуэт цветов. Важно нанести резерв без разрывов, потому как выявить дефект, не смачивая ткань, будет сложно. После высыхания резерва делается заливка рисунка насыщенным цветом. В итоге получаются цветы без белого контура. Если бы резерв наносился на неокрашенную ткань, получился бы противоположный эффект.

Скрытый резерв – это работа в несколько перекрытий, ее технику можно сравнить с горячим батиком. В результате создается впечатление работы без резерва.

Нанесение цвета в технике холодного батика. Шаг 1Нанесение цвета в технике холодного батика. Шаг 2Нанесение цвета в технике холодного батика. Шаг 3Нанесение цвета в технике холодного батика. Шаг 4 Нанесение цвета в технике холодного батика. Шаг 5

Фиксирование красителя

Закрепление красителя – важный завершающий этап, обеспечивающий устойчивость рисунка к воздействию воды. Если работа выполнена акриловыми красками, то закреплять их нужно утюгом на режиме «хлопок», проглаживая в течение 2-3 минут с изнаночной стороны. Некоторые производители предусматривают фиксацию красителя в духовом шкафу, микроволновой печи или же при помощи специальной жидкости-фиксатора.

Если работа выполнена закрепляемыми паром красками, ее подвергают воздействию пара при постоянном давлении 0,5 атм. Для этого нужны профессиональные электрические запариватели либо для газовых плит или автоклав. Возможно и закрепление красителя в домашних условиях без специального оборудования. Но тогда хорошего результата достигают только опытные мастера.

Специфика техники холодного батика

Технология холодного батика позволяет расписывать разные участки ткани в произвольном порядке. Благодаря тому, что резерв разделяет роспись на фрагменты, количество используемых цветов и варианты их сочетаний не ограничены.

Специфика техники холодного батика

Подобный вид росписи используется для одежды, оформления интерьера, создания аксессуаров. Ткани, расписанные в этой технике, на ощупь мягче тех, что расписаны в технике горячего батика.

Холодный батик имеет не такую богатую историю появления и развития, как горячий, но очень удобен и пользуется большой популярностью как у начинающих, так и профессиональных художников.

Источники:

https://azaretskaya.ru/types-of-diets/master-klass-risovanie-utyugom-tehnika-risovaniya-enkaustika.html
http://juicep.ru/?p=15090
https://www.ivd.ru/dizajn-i-dekor/aksessuary/tehniki-rospisi-tkani-4057
https://fashionelement.ru/baza_znaniy/rukodelie/tekhnika-kholodnogo-batika

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *