Техника иконописи энкаустика

Первые христианские иконы. Энкаустическая иконопись

При входе в любой православный храм можно увидеть несколько особых изображений Иисуса Христа, Богородицы и прочих святых — икон. Однако для многих людей наличие подобных изображений становится камнем преткновения и причиной никогда не посещать храмы. При этом Иконопочитание является догматом веры.

В сторону православных людей постоянно звучит обвинение в идолопоклонстве — якобы они поклоняются дереву или картинкам. Откуда пошла традиция почитания святых ликов и почему это не является грехом?

Немного из истории написания раннехристианских икон

С античных времен такая живописная культура как энкаустика дошла до христианства. Именно она считается прародительницей и основывалась на рисовании расплавленными красками. Множество раннехристианских икон написаны с помощью техники восковой темперы, одной из разновидности энкаустики, отличавшейся сочностью и особой яркостью наносимой краски. Возникла данная живопись в Древней Греции и после постепенно дошла до христианства. Одна из первых и наиболее выделяющихся икон в таком стиле – икона Христос Пантократор – самый древний и известный образ Христа.

Первые христианские иконы. Энкаустическая иконопись

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (греч.

ἐγκαυστική
– выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» – живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.


Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.


Апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай


Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.


Богоматерь — Царица Небесная. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.


Богоматерь — Царица Небесная. Ангел. Фрагмент

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.


Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.


Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи — Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным от столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.


Епископ Авраам. VI век. Гос.музеи Далема. Берлин.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и VII Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.

Легенда возникновения первой иконы

Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика. На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника.

Вторая версия «рождения» первой иконы, которая и является общецерковной, связана с восточным преданием. История создания иконы повествует о художнике царя Эдессы, который был послан с целью изобразить Иисуса, но попытка оказалась провальной. Тогда Иисус Христос умылся и вытер лицо платком, на котором собственно остался отпечаток лика. Борода Его запечатлелась в виде одной пряди, напоминавшей по форме клин, из-за чего, вероятно, эта икона начала именоваться как «Спас Мокрая Брада».

Таким образом, относительно двум церковным приданиям, первая икона появилась за годы земной жизни Спасителя, коей стала икона с названием Нерукотворный Спас.

Икона Нерукотворный Спас

икона Божией Матери

Как выбрать именную икону по имени и дате рождения?

Как же узнать своего святого покровителя? – не редко даже православный человек, проживший долгую жизнь может задаваться таким вопросом. Так же с таким вопросом сталкиваются люди, приобретают именную икону для себя или своих близких.

Это не так сложно как вы думайте. Хотя конечно, есть особые случаи и исключения.

Святым покровителем будет являться тот святой, который носит одинаковое имя.

Однако, чаще всего, если взять имя святого, то окажется что в православии существует несколько святых с таким именем. Так, например, широко распространённое имя Олег – существует два святых Олега: преподобный Олег Брянский и святой князь Олег Рязанский. Бывают и еще более «запутанные» случаи – имя Иоанн («Иван»). Существует 69 святых с таким именем. Как же тогда выбрать своего святого?

Существует правило определения именной иконы по дате рождения (а не только по имени). Дата рождения сравнивается по святцам с днями памяти одноименных святых, и тот святой, у кого день памяти будет идти после дня рождения человека, тот и будет являться святым именным покровителем.

Пример:

Имя Олег, день и месяц рождения – 5 апреля.

Среди православных есть 2 святых с именем Олег: преподобный Олег Брянский (день памяти 3 октября) и святой князь Олег Рязанский (день памяти 18 июля).

Святым покровителем в данном случае будет считаться Олег Рязанский, поскольку его день памяти идет после дня рождения (после 5 апреля).

Какие особенности есть при определении святого покровителя?

  • Нужно обязательно учесть, что дата памяти святого может быть указана в двух (или одном из 2-х) видах – по новому стилю и по старому (Юлианский календарь). Часто в православных источниках дата как раз соответствует старому стилю (церковному календарю).
  • Написание имен за века менялось, но имена святых остались в старинном написании. Например: Татьяна – стар. Татиана, Иван – стар. Иоанн, Яна – стар. Иоанна, Юлия – Иулия и т.д.
  • Некоторые имена хоть и имеют «производные», но церковные имена произносятся только одним способом, например: Юрий-Георгий, София — Софья и т.д.
  • Есть люди с именами, которых нет в святцах, например Ярослава, Тимур и т.д. В этих случаях святым покровителем, скорее всего, будет считаться один из святых, носящий другое имя, но день памяти которого выпадет на день рождение человека или на его день крещения.

Также есть еще несколько особенностей. Так, например, если крестят Владимира 28-го июля, то в не зависимости от того, когда было день рождения, святым покровителем скорей всего будет равноапостольный князь Владимир, поскольку крещение совершается в день памяти этого святого.

В любом случае, если есть сомнения, по вопросам как определить своего святого и как выбрать именную икону по имени, то лучше всего обратиться к священнику в церкви, который поможет вам разобраться во всех деталях и особенностях.

Для чего зажигаются светильники перед иконами и совершается перед ними каждение?

Светильники символизируют духовную радость, теплоту веры и горение духа молящихся перед иконами. Зажигать светильники перед священными изображениями и совершать перед ними каждение благовонным фимиамом повелел Сам Бог пророку Моисею: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» (Исх.27:20-21). За православным богослужением возжигаются светильники в знак радостного горения духа перед Богом, и бывает каждение благовонным ладаном для напоминания верующим, что молитва, как дым кадильный, должна возноситься вверх к Престолу Божию.

Первый мастер-иконописец

Первым мастером-иконописцем стал Апостол от семидесяти и Евангелист Лука. Согласно преданию, он написал первую икону Пресвятой Богородицы и икону Апостолов Петра и Павла. Всего же образов, написанных Лукой, насчитывается более 70, причем большая их часть представляет собой различные иконы Божьей Матери (при этом только 3 из них были написаны при Ее жизни – называемые ныне Смоленская, Филермская и Корсунская). Все 3 эти работы Лука закончил практически в одно и то же время, после чего показал готовые образа Богородице и получил от нее одобрение. В дальнейшем с этих икон было сделано множество списков, почитающихся как чудотворные.

Интересно отметить, что писал иконы Богородицы Лука не с натуры (тем более, что Христос был изображен на них еще в младенческом возрасте), а по научению Духа. В современной православной традиции существует даже икона, изображающая момент написания Лукой иконы Богородицы (на ней позади иконописца стоит подсказывающий ему Ангел).

Своего святого покровителя я знаю, но найти икону его не могу. Что делать?

Учитывая то, что в Православии тысячи святых, такая ситуация встречается часто.

Бывает, что святой почитается уже много веков, но найти хоть какое-нибудь описание его житья не возможно, есть только дата памяти и ничего больше, даже иконография отсутствует.

Кроме таких «малоизвестных» святых, за последний век появилось много новомучеников, которые, например, жили и умирали за Веру при гонениях советской власти. Причем такие, чаще всего являются месточтимыми святыми, т.е. почитаются, например, в соборе новомучеников какой-нибудь Смоленской епархии.

О таких святых информации мало, еще сложнее найти описания как выглядел такой святой или фото именной иконы этого святого.

В любом случае, если у Вас трудности в поиске иконы своего святого покровителя, обращайтесь к нам. У нас есть большой накопленный архив фотографий именных икон, и вероятнее всего мы сможем найти то, что Вы так долго искали.

Отличия католических и православных икон

Между католической и православной церковью существуют серьезные различия в догматике, обрядах и духовной жизни. Исторически также сложилось разделение в искусстве иконописи.

В католической культуре с эпохи Возрождения наблюдается отказ от следования религиозным нормам при написании икон. Живописцы Ренессанса начали вместо общепринятых строгих ликов святых и сюжетов на библейскую тематику создавать очень красочные и смелые в художественном отношении картины. Постепенно в Западной Европе живопись на религиозную тематику вытеснила древнюю иконопись. Католическая церковь приняла эти изменения. Картины мастеров стали предметами украшения многих храмов, соборов, монастырей.

Православные иконописцы, напротив, строго соблюдали древние каноны. Поэтому их творения легко отличить от произведений западных «коллег» по следующим признакам:

Техника письма

В Византии зародились основные иконографические типы икон, из Византийской традиции иконописи, берут свое начало множество школ письма: Московская, Новгородская, Ярославская, Ростовская, Строгоновская, Владимиро-Суздальская и многие другие. Византийская культура оказала благотворное влияние на эстетическое восприятие и духовное становление иконописцев древней Руси.

И в наше время Византийское искусство утончает границу времени, дает возможность нашим художникам соприкоснуться с эпохой древних мастеров, взять пример и перенять всё самое лучшее тех, чьи произведения явились, рукописью повидавших Божие откровение. За основу нашего, письма мы взяли традицию Московской школы иконописи, основоположниками которой были Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий. Своей кистью они правдиво рассказали о Боге, Богородице и возлюбленных чадах Божиих. Их иконы, образ жизни и мысли, преданность своему делу, служат нам примером и образцом для подражания.

Но в иконописании важны не только духовный настрой, чистота и ясность мысли, но и материалы, по средствам которых создается икона. В иконописании всё подчинено строгим правилам. Ни техника письма, ни применяемые материалы, не могут быть случайными, чуждыми устоявшемуся канону. Случайное в иконе случается только случайно, по неопытности, невежеству, недомыслию или самочинию иконописца. Всё каноническое-церковное. Церковное искусство хранит иконописные приемы, идущие из глубины древности.

Доска

Основа для иконы должна быть прочной и долговечной, она олицетворяет нерушимые законы Бытия. Как каменные скрижали, на которых Бог повелел Моисею запечатлеть заповеди Божии людям. Мы используем липовые доски из хорошо просушенной древесины с дубовыми шпонками, предотвращающие выгибание доски.

Левкас и паволока

Задача левкасчика, превратить доску в стену, ведь поверхность иконной доски, с её меловым левкасом, напоминает стену храма, а техника иконописи берет своё начало от фрески.

На доску наклеивается паволока и наносится левкас, со строгим соблюдением традиционных рецептур. К качеству льняной паволоки и меловому левкасу нужно относиться очень внимательно, от них во многом зависит срок жизни иконы. Мы не упрощаем технологию, не используем “синтетический левкас”, только меловой, на основе мездрового клея и льняной олифы, проверенный веками.

Прорись

Когда основа готова, и собрана вся информация об образе который предстоит писать, иконописец делает прорись (знаменит рисунок) , затем иглой или тонким шилом чертит графью.

Золото

Отдельные элементы иконы (нимб, лузга, поле, ковчег), или фон целиком золотятся сусальным золотом. Золотой фон иконы- чистый, беспримесный цвет, тождественный незамутненному солнечному свету. Мы не используем никаких имитаций золота (поталь), только качественное натуральное золото 960 пробы, в иконе всё должно быть правдиво и недопустима никакая ложь, подмены, упрощения.

Краски

Далее с Божией помощью, вооружившись постом и молитвой, иконописец приступает к этапу письма. Под кистью художника поверхность доски начинает пробуждаться и в золотом сиянии иконы, словно в море Божественной Благодати, проплывают библейские сюжеты, возникают образы Спасителя, Богородицы, святых.

Какими красками писать икону? Ответ дать не сложно. В красках выражаются наглядно созерцаемые сути вещей, духовное существо иконы. Выбор красок осуществляется не художником, а разумом истории.

Темпера (ПВА) с яичной эмульсией

Например, современной темперой ПВА (искусственные пигменты на синтетической основе) с добавлением яичной эмульсии, можно достичь хороших результатов. Современные кадмии, кобальты и разнообразные окиси – светоустойчивы, крепки и долговечны, цвета на иконе смотрятся ярко и насыщенно. У них много достоинств, особенно при умелом обращении и богатом опыте. Часто возникают ситуации, когда применение темперы ПВА логично и оправданно.

Натуральные минеральные пигменты

Но всё же, мы предпочитаем писать теми же красками, что и писали многие поколения иконописцев до нас, природными натуральными пигментами. Минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке.


Ничем невозможно имитировать благородный цвет природной киновари, чистоту и глубину лазурита, нежный зелено-голубой цвет диоптаза, торжественный золотой блеск аурипигмента и реальгара. Помимо уникального и естественного цвета, они передают замечательные оптические эффекты за счет прозрачной кристаллической структуры минералов, активно отражающих свет. В некоторые охры мы специально добавляем кварц.

Манипулируя тонкостью помола, из одного и того же минерала можно получить разный по насыщенности цветовой тон. Натуральными пигментами получаются более прозрачные и нежные плави. Эти краски не увядают с веками, радуя нас естественной красотой и многообразием природной палитры. Очень сложно сделать качественный список с древней иконы, не используя такие же материалы и технику письма, какими создавался оригинал.

Олифа и лак

На финальной стадии, икона несколько часов пропитывается льняной олифой, она связывает левкас и красочный слой, икона становится монолитной и долговечной. Олифа приводит краски к единству общего тона, придает им глубину, объединяет цвета золотистой теплотой. После высыхания олифы икону можно дополнительно покрыть лаком.

Исследуя рецепты древних мастеров мы стараемся подчерпнуть в них лучшее, освоить интересные приемы, уникальную манеру письма, понять и осмыслить то духовное устремление и красоту идеалов, позволявших им создавать свои шедевры. Задача художника – отобразить красоту земного мира. Иконописца – мира Духовного, и мы стремимся в полном объёме воплотить весь полученный нами опыт в нашей работе, внести и нашу малую лепту в возрождение старинных традиций иконописи.

Левкас — что это такое в иконописи? Техника иконописи

Иконописцы используют множество специфических названий материалов, с которыми они работают, одно из подобных слов – левкас. Что это такое, читатель сможет узнать из нашей статьи.

Происхождение слова

Название «левкас» происходит от греческого слова, которое в переводе означает «белый» или «светлый». Так, город Лефкасия, в древности бывший столицей Кипра, дословно переводится как «белый город».

Левкас – что это такое

левкас что это такое

В иконописи левкасом называют особый грунт белого цвета, который готовится из мела, истолченного в порошок и смешанного с рыбьим или животным клеем и льняным маслом. Этой смесью иконописцы покрывали доски для икон, чтобы краска лучше ложилась и дольше держалась на поверхности дерева. Обычно наносится десять и больше слоев грунта, для того, чтобы заполнить мельчайшие пространства в структуре доски. В качестве основы иконы обычно использовали древесину кипариса, лиственницы или липы. Иногда, прежде чем нанести грунтовку, на доску клеили специальную холстину, а потом уже пропитывали ее левкасом – она называлась паволокой и способствовала долгому сохранению иконы.

краски для иконописи

Если говорить о древесине как материале для иконы, то здесь она является дополнительным напоминанием о кресте, на котором распяли Иисуса — Истинном древе Спасителя.

Прежде чем нанести левкас на доску, ее предварительно обрабатывают и шлифуют. Затем грунт кладут несколькими слоями, чем более тонкими и равномерными они получаются, тем лучше будет сохранность иконы. После того как грунтовка полностью высохнет, ее тщательно шлифуют – древнерусские иконописцы делали это при помощи стебельков хвоща, сейчас для этой цели используют мелкозернистую наждачную бумагу.

Для того чтобы проверить качество получившегося грунта, на него насыпали мелкий угольный порошок, который затем сметали крупным птичьим пером. На идеально отполированных поверхностях уголь не задерживался, но зато оставался в сохранившихся неровностях. Если такие обнаруживались, то шлифовку повторяли.

иконный левкас

Когда левкас полируют особенно тщательно, в конце работы, после нанесения красок, он мягко светится сквозь них, создавая эффект легкого сияния. Это хорошо видно на старинных иконах. Таким образом, грунт сообщал дополнительный сакральный смысл произведению мастера.

Стоит сказать, что часто левкасом доску покрывал отдельный мастер – левкасчик, а процесс грунтования основы назывался левкашением.

Традиционная техника иконописи предполагает несколько вариантов приготовления грунта. Клей обычно готовится либо из костей и чешуи различных рыб (сейчас он продается в виде готовых пластин, раньше мастера вываривали его самостоятельно) или же из обрезков кожи (так называемый мездровый клей). Кроме того, в современной иконописи используют также желатин и осетровый клей, которые обладают всеми необходимыми свойствами связующего материала.

Рельеф и украшения

старинные иконы

Узнав, что это такое — левкас, можно обратиться к его разновидностям. На многих иконах можно увидеть рельеф в качестве украшения. В частности, существовал особый подвид грунта – чеканный левкас. Сверху он покрывался сусальным золотом, а края обрабатывались при помощи чекана (средневековое холодное оружие) – точно так же, как чеканят металл. Узор, получающийся в итоге, зависел от формы инструмента. Это самый древний вид левкаса, который можно видеть на старинных иконах 12 века.

В 16 веке широкое распространение в Западной Европе и Украине получила резьба по левкасу. До начала живописных работ на грунт наносили рисунок и при помощи специальных инструментов вырезали необходимый узор, а затем подготавливали золочение точно так же, как для чеканного левкаса.

Также популярен были лепные рельефы, которые наращивали той же левкасной массой по краю иконы, ориентируясь на заранее намеченный рисунок. Он мог быть как невысоким и несколько расплывшимся – такой рельеф выполняли при помощи жидкого грунта, а мог быть высоким и четким – значит, для его изготовления применяли густую массу, которая при нанесении на поверхность не растекается. Но в этом способе украшения иконы есть свой минус – со временем такие рельефы могли начать слоиться.

Менее распространенным был оттиск разнообразных узоров на сыром грунте левкасе. Если узор был недостаточно читаемым, его углубляли с помощью резцов, а затем золотили.

Нанесение красок на левкас

Прежде чем приступить непосредственно к нанесению слоя краски, особый мастер – знаменщик – переносил рисунок на высохший левкас. Это был очень ответственный этап, поскольку рисунок должен был выглядеть аккуратно и точно. Техника иконописи предполагает, что обычно он наносился при помощи угля, а затем более тщательно прорисовывался черной краской (в современности для этого используют тушь).

Маститые иконописцы рисовали сразу, без предварительной разметки углем. Но мастера, опыт которых был еще невелик, напротив, могли пользоваться прорисями, специальные контурами, которые обозначали общие линии иконы, а также некоторые детали.

техника иконописи

Стенной левкас

Для того чтобы создавать монументальные произведения, стены предварительно грунтовались смесью, в основе которой была гашеная известь. В отличие от иконного левкаса, для стенного использовались различные добавки: песок, дробленый кирпич или известняк, древесные волокна. Соответственно, способ такого письма у русских мастеров назвался стеннаяой росписью по сырому левкасу. Более позднее название такого вида работ, «фреска», было заимствовано у живописцев-итальянцев.

Техника работы была действительно сложной, что можно понять из текстов, посвященным тонкостям росписи стен: так, в «Указе стенному письму» подробно прописаны этапы работы и специфика материалов.

В итоге работа получается очень прочной, так как вода, в которой разводили краски для иконописи, впитывается в еще влажный левкас, образуя тщательно прокрашенный известняк – фактически новый качественный материал. Левкас специально делали белым и густым, чтобы он просвечивал сквозь яичную темперу, которую использовали для нанесения рисунка. Собственно, особенность этой грунтовки и состоит в том, что она как бы втягивает краски, давая им мягкое сияние.

Левкас в западной традиции

Несмотря на этимологию названия, этот грунт не всегда белого цвета – он может быть и коричневым, и охристым. Но цветной левкас используют в основном в католических иконах.

Левкас в современном строительстве

грунт левкас

Здесь под этим определением понимают отделку особенно высокого качества, при помощи которой можно сделать идеально гладкой необходимую поверхность, заготавливаемую под окрашивание. Точно так же, как и в иконном левкасе, за основу раствора берут меловой или гипсовый порошок. Но, в сущности, левкасом в строительстве называют обычную грунтовку, хорошо и качественно выполненную. Все-таки основное применение этого термина сохраняется в области иконописи.

Багет для живописи

Также стоит узнать, что это такое — левкас в сфере живописи, где его применяют в отделке рам. Для изготовления багетов используют подобный грунт с целью создания идеально гладкой поверхности. Его наносят шпателем, тщательно шлифуют, а затем проклеивают, чтобы он не впитал краску, которую наносят поверх грунта (так же, как и в иконописи, он обладает способностью впитывать красочный материал). Левкас, применяемый здесь, состоит из смеси гипса и раствора желатина или специального клея.

Как научиться писать иконы и нужно ли для этого благословение

Православие плотно ассоциируется с иконами. Всевозможные ангелы, святые, их сложная символика — это целый мир, в который интересно погружаться. При этом очевидно, что иконы пишутся по каким-то иным законам, нежели обычные художественные картины. Что делать человеку, который захотел освоить этот навык?

Икона — это не картина, а образ присутствия небесного мира

Иконопись — это сфера, которую не все себе правильно представляют. Если есть некий талантливый художник, который способен проявить себя в выдающихся и живописных картинах, но рисование икон может его сильно разочаровать.

Иконописец за работой (Отец Вячеслав Савиных, Москва)

И на то есть несколько причин:

Икона — не картина. Образ пишут по определённым техникам, которые сводятся к опредёленной группе приёмов. Свой стиль сюда не перенесёшь. В иконописи нет места экспрессивным творцам, брызгающим краску на стены. Не уместны здесь и различные ловкие приёмы использования кисти с мастихином.

В чём-то справедливо назвать процесс написания иконы ремеслом. Это однотипная работа по заранее предписанной технике. Конечно, бывает, художникам доверяют целые храмы под роспись в своей манере, но не каждому же так повезёт.

Икону пишут по канонам. Взять и написать какую-то интересную икону — это хорошая инициатива, но она мало где востребована

Большинство храмов и монастырей заинтересованы в том, чтобы получать от художников работы, если угодно, «конвейерные».

Есть Казанский образ Богородицы, есть Троеручница, и т.д. Вот эти образы и придётся без конца рисовать. Какие-то новые веяния спроса не имеют. А изо дня в день писать одно и то же, придерживаясь строгих рамок канонов, — это испытание для многих художников.

Она не нуждается в том, чтобы на ней достоверно изобразили, скажем, Святителя Луку (Войно-Ясенецкого). У нас есть его фотографии, но тот ли человек изображён на иконе?

Нет. Лицо лишено фотографичности, а одежды — не характерны нашей эпохе. Всё упрощено, сведено к символике. Иконописец не изображает портрет человека, а воспроизводит условность, модель. Изображения в придачу выглядят плоскими.

Икона святителя Луки выполнена в каноническом стиле. Хотя у нас есть фотографии святого, образ всё равно тяготеет не к реалистичности, а к упрощению

Икона святителя Луки выполнена в каноническом стиле. Хотя у нас есть фотографии святого, образ всё равно тяготеет не к реалистичности, а к упрощению. Фото: hram-olgi.ru

Автор многочисленных трудов по иконописи Екатерина Дмитриевна Шеко так рассказывает об этом:

«Как бы там ни было, а ведь невооруженным глазом видно, что иконописному образу, по сравнению с академическим рисунком, не хватает объема. Оказывается, это делается намеренно.

Дело в том, что в академическом рисунке объем создается внешним источником света: включают лампочку, она создает тени и таким образом выявляется форма. На иконе нет теней, светлых и темных уголков, источника света — светоносным должно быть всё изображение целиком.

Форму выявляет не свет, а контур, однако он не дает той глубины, которая присутствует в академическом рисунке. Некоторый объем все же есть — тот самый, который создается с помощью тона и штрихов, но все же по сравнению с привычным нам портретом изображение получается более условное».

А причина тут в том, что цель иконы — изобразить представления о духовном мире.

Многим ли художникам захочется отказаться от того, что привлекает их в искусстве? От творчества, стиля, убедительности? Нет. Поэтому, желание писать иконы очень быстро проходит у тех, кто за это берётся.

Впрочем, существует академический стиль написания икон. Он ближе к реализму, но всё равно имеет множество ограничений.

Чтобы писать иконы, нужно быть благочестивым человеком

Одно из важных условий для художников, пишущих иконы, — качества благочестивого христианина. Иконописец Дмитрий Юдов рассказывает двух подходах к написанию икон:

«Есть формальный путь, когда действительно даже не умеющий рисовать человек может что угодно изобразить, подписать, и формально это будет называться иконой.

Но есть духовный путь, где все должно происходить по благословению, с молитвой, с соблюдением поста. Ну и, конечно, для того чтобы рисовать святые лики, надо как минимум хорошо рисовать.

Есть в истории иконописи исключения – иконописцы-самоучки, которые без серьезного изучения живописи писали иконы.

Это были люди очень молитвенные, духовные, и из-за чистоты сердца у них получались хоть и немного топорные, но очень одухотворенные образы. Но это исключения».

Икона Иисуса Христа в академическом стиле. Компромисс между канонами Церкви и живописи

Икона Иисуса Христа в академическом стиле. Компромисс между канонами Церкви и живописи. Фото: khomyakov-art.ru

Монахиня Иулиания (Соколова) писала:

«Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего.

Ее назначение — содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве.

Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное».

Но на практике всё не так жёстко. Художник Константин Охотин делится:

«Никто у нас документа о том,

что мы православные,

не требует.

Но я думаю, во все,

что бы ты ни делал,

надо верить.

Если не верить —

не получится».

Иконы можно писать самому, но лучше получить благословение священника

Для того чтобы писать иконы, которые будут признаны таковыми православной церковью, нужно благословение священника. Ему следует показать свои работы.

А если не одобрит? Можно ли рисовать иконы самому и для себя? Можно, но с православной точки зрения они будут считаться картинами, а не иконами.

На видео ниже протоиерей Андрей (Федосов) подробнее раскрывает эту тему:

Чтобы научиться писать иконы, надо изучить их символику и скопировать множество образов

Начинающим иконописцам стоит брать канонические образы и копировать их. Так, собственно, поступают и живописцы с полотнами мастеров. Нужно присмотреться к этому миру, его законам, техникам. После визуального ознакомления предстоит понять символический уровень.

Роспись храма — это разновидность иконописи. На фото художник Николай Цилсавидис за работой

Роспись храма — это разновидность иконописи. На фото художник Николай Цилсавидис за работой. Фото: pravoslavie.ru

Не только детали одежды, но и выбор цвета имеет важное значения для образа. Голубой цвет может символизировать чистоту на одних иконах, а на других обозначать Тело Христа. Само собой, неуместное применение цвета искажает образ. Так что важно изучать каноны, ибо иконопись опирается на традицию.

Иконопись можно освоить по книгам, либо выучиться в монастыре, школе искусств, при церкви и т.д.

Есть несколько способов, как научиться писать иконы правильно.

Получить образование. Самый надёжный способ освоить это искусство — пройти обучение на кафедре иконописи, где всё расскажут и покажут по специальной программе.

Научиться у мастера. Есть немало мастеров, которые вполне могут взять себе добросовестного ученика. Кто-то работает в школах, при храмах и т.д. Кто-то пишет иконы для себя. Но найти такого мастера всегда реально.

А дальше уже — как договоритесь. Учитель всегда способен указать на ошибки. Но возможны две проблемы: мастер может что-то забыть рассказать, а также не факт, что этот человек действительно насколько компетентен, как кажется.

Освоить специальные материалы самостоятельно. В интернете немало предложений дистанционного обучения. Есть видеоматериалы для желающих. Книг по иконописи в православии — целый вагон.

Но тут свои подводные камни: никогда не знаешь, насколько хороши твои учителя и всегда есть риск, что в книге не будет какой-то важной информации. К тому же учебники часто дублируют друг друга. Штудировать четвёртый подряд самоучитель будет утомительно.

Отличное подспорье для начинающего — серия уроков студии Олега Торопыгина. Ниже представлено видео с первой серией:

Для разнообразия можно изучить и пример пошагового написания иконы Иисуса Христа на канале ALF OMEGOV:

А освоить придётся много: стили, каноны, техники, инструменты, материалы и т.д. Но всё же такие уроки иконописи для начинающих — это лучший вариант. Проще попробовать свои силы сразу дома. Если не получится, это не так обидно, как в случае разочарования уже в университете.

Написание икон не гарантирует крупного заработка, хотя он возможен

Сколько можно заработать на иконах? Пожалуй, всё зависит от количества работ, усердия и спроса на них. Теоретически можно заработать немало. Иконописец Дмитрий Юдов говорит:

«Если все время писать иконы дорогие и тратить на них немного денег, то, наверное, можно разбогатеть.

Но работа требует времени, а с ним у меня как раз проблема, потому что у меня семья и у семьи есть свои потребности. Это тоже правильно.

Потом сами заказы абсолютно разные – одно дело ты написал большую и простую икону, другое – маленькую, но сложную, которая займет больше времени и участия.

А по цене они могут быть равноценны или даже сложная икона будет дешевле. Все по-разному. Есть, конечно, иконописцы, которые пишут исключительно иконостасы – там и порядок цен другой.

До сих пор я написал четыре иконостаса, сейчас в работе еще два — один огромный, другой совсем малютка».

При этом нужно учесть, что на написание иконы уходят дорогие расходные материалы. Дмитрий Юдов продолжает:

«Книжка сусального золота стоит 3600 рублей. В среднем на большую икону может потребоваться полторы-две книжки сусального золота.

Потом я пишу на минералах — натуральных пигментах, на основе которых делаются краски, там даже есть перетертые в порошок полудрагоценные камни.

Ну, допустим, обычная охра на основе глины, но благородного или редкого оттенка может стоить как огромный набор дорогих масляных красок».

Начинающие могут учиться на простых материалах: карандаш, краски, пастель и т.д.

Настоящие иконы создаются тяжело. В процессе работы требуются яичная эмульсия, специальный грунт, сусальное золото, водяная баня, олифа. Ясно, что уроки для начинающих с такими материалами нецелесообразны.

Поэтому тем, кто лишь начинает интересоваться, как рисовать иконы, стоит попробовать более экономичные и простые пути.

Отличная альтернатива — рисовать иконы карандашом, акриловыми (масляными, гуашевыми, акварельными) красками, пастелью, углём. Кому-то может понравиться вышивка икон бисером, либо раскраска по цифрам.

Всё это — не тот глубокий процесс иконописи, который используется православными мастерами, но для ознакомления вполне сгодиться.

Карандашный эскиз очень далёк от полноценной иконы, но это важный этап обучения

Карандашный эскиз очень далёк от полноценной иконы, но это важный этап обучения. Фото: mysonnik.com

Ясно, что это будет далеко не та лицевая поверхность, на которую приятно взирать в храме. И вряд ли эту икону можно будет назвать святыней. Но ведь большинство из нас просто хочет нарисовать святой образ. Так что такой вариант приемлем.

А что же касается тех людей, которые решили связать жизнь с иконописью, им предстоит много времени потратить на обучению этому искусству у мастера или в университете.

Источники:

https://reflex-vrn.ru/duhovnaya-zhizn/kogda-poyavilis-pervye-ikony.html
https://ikona-radoneg.ru/texnika-pisma/
https://www.syl.ru/article/363881/levkas—chto-eto-takoe-v-ikonopisi-tehnika-ikonopisi
https://hranitel.club/2366-kak-nauchitsya-pisat-ikony

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *